Курдский вопрос становится одним из ключевых факторов на предстоящих президентских и парламентских выборах в Турции, намеченных на 14 мая.
Мы не раз писали о том, что действующая власть в Турции пытается найти баланс для Партии демократии народов, представляющих стабильно на последних выборах 10-12% голосов страны. При этом четко понимая, что запрет ПДН Конституционным судом – далеко не умозрительный сценарий, имея в виду продолжающееся рассмотрение дела – это не решение вопроса. До 2015 года те политики, кто в 2012 году основал ПДН, выступали в качестве независимых кандидатов, забирая ровно те же самые голоса.
При этом, особой свободы маневра у действующей турецкой власти, твердо стоящей на почве турецкого национализма и имеющей в партнерах Партию националистического движения, нет. 2015-й год сворачивания мирного процесса с Рабочей партией Курдистана стал, в этом смысле, переломной точкой. И политика турецкого руководства по курдскому вопросу не может дать курдским избирателям положительного ответа на их политические требования. Таким образом, она может только фокусироваться на установлении контактов с видными представителями курдских общин.
В отличие от турецкой оппозиции, у которой более развязаны руки: она может не только вести неформальный диалог, но и давать широкие политические обещания. Пусть даже и не будучи в состоянии включить их в свой альянс, турецкая оппозиция уже договорилась о формате взаимодействия «6+1», где прокурдская партия не выставила своего кандидата на пост президента страны и намерена координировать выставление своих депутатов с оппозицией. Хотя регионы своего традиционного влияния и так не пересекаются со сферой интересов и, главное, возможностей турецкой оппозиции. Так что, можно говорить о взаимодополнении. Что же до националистической Хорошей партии в составе оппозиции, стоящей на тех же позициях, что и «материнская» Партия националистического движения, то пока достаточным оказывается для Хорошей партии высказывать свое «особое мнение», которое, само по себе, похоже, удовлетворяет их электорат.
Тем не менее, обратимся к тому, что происходит на курдском направлении со стороны турецкой власти. В частности, к публикации в свежем, апрельском номере турецкого журнала «Kriter», издаваемого при участии Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Автором материала под заголовком «Изменяющаяся структура курдской политики и курдская политика Партии справедливости и развития» стал известный эксперт Фонда Талха Кёсе.
Обратимся к написанному:
«Стремление найти мирное и постоянное решение «курдского вопроса» является одним из вопросов, на решение которых ПСР потратила больше всего времени и пошла на наибольший риск в течение своего 21-летнего правления.
За этот 21-летний период были перепробованы почти все варианты, чтобы найти устойчивое решение «курдской проблемы». Правительства ПСР обновили свои тактические и стратегические подходы, быстро реагируя на изменения в турецком политическом уравнении и в контексте региональных преобразований.
В результате этих усилий как курдские граждане, так и субъекты, ответственные за борьбу с терроризмом, добились значительных успехов. В проигрыше оказалась террористическая организация, ареал которой сузился в пределах границ Турции, особенно в сельской местности, и стала неподвижной, а также иностранные державы, поддерживавшие эту организацию и ее аналоги под разными названиями.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган признал проблему в своей речи в Диярбакыре 12 августа 2005 года во время своего нахождения на посту премьер-министра и определил для неё подход своего правительства.
В то время как Эрдоган признал проблему в своей речи в Диярбакыре, он предпринял важные шаги, чтобы найти устойчивое решение проблемы в следующем периоде. С «курдской инициативой» он предпринял важные попытки найти решение «курдской проблемы» в рамках демократического правового государства.
Курдская экспансия («экспансия» — широко употребляемое в турецкой практике слово, когда речь идет о том, чтобы решить застарелую проблему путем активных действий – И.С.) получила название «Проект национального единства и братства» в начале 2010 года.
Благодаря этой инициативе были предприняты важные правовые и политические шаги для ликвидации дискриминации, вытекающей из основных прав курдских граждан.
«Процесс урегулирования» (март 2013 г. – июль 2015 г.) представлял собой мирную инициативу, осуществленную с представителями террористической организации (лидер организации Абдулла Оджалан, находящийся в тюрьме Имралы).
Основной целью этой инициативы было обеспечение постоянного союза и примирения турецких, курдских и других дружественных элементов в регионе в долгосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
В этот период были разрушены многие табу, существовавшие на протяжении всей истории нашей Республики, и были предприняты важные политические шаги для поиска окончательного решения курдского вопроса. Однако, летом 2015 года РПК прекратила свое последнее прекращение огня и объявила «революционную народную войну».
После сворачивания процесса урегулирования был инициирован многогранный контртеррористический процесс. В этом процессе, подход безопасности снова стал доминирующим аспектом борьбы с терроризмом. Однако, эта борьба не свела на нет демократические завоевания курдских граждан за 15 лет.
В частности, были ликвидированы схроны и существование террористической организации в городах. В последующий период были проведены обширные трансграничные операции против присутствия террористической организации в Сирии и Ираке.
Операциями «Щит Евфрата» (август 2016 г.), «Оливковая ветвь» (январь 2018 г.) и «Источник мира» (октябрь 2019 г.) присутствию террористической организации в Сирии был нанесен удар.
Благодаря операциям «Коготь» присутствие террористической организации в Ираке было значительно ограничено.
Операции в Сирии и в Ираке значительно ограничили атаки террористических организаций на Турцию. Трансграничные операции Турции и операции по ликвидации высшего уровня террористической организации с БПЛА демонстрируют эффективные результаты.
Однако до тех пор, пока страны региона и страны Запада продолжают поддерживать террористическую организацию и ее иракское и сирийское отделения и создавать для них защитный щит, этой борьбе очень трудно дать окончательный результат.
Сегодня террористическая организация в значительной степени сведена к угрозе, поддерживаемой из-за рубежа.
Организация продолжает стремиться действовать и повышать свою влиятельность в пределах границ Турции, но эффективная борьба сил безопасности не позволяет этого на данном этапе.
Изменяющаяся структура курдской политики
В результате шагов, предпринятых за последний 21 год, вопрос, который ранее назывался «курдской проблемой», в настоящее время претерпел структурную трансформацию.
Основные гуманитарные требования курдских граждан, их требования идентичности и признания, а также демократического участия были в значительной степени удовлетворены, и проблема в значительной степени сведена к проблеме терроризма.
Географически проблема перестала быть проблемой Восточной и Юго-Восточной Анатолии. Проблемы в этих регионах начали решаться, и организация и пропагандистские усилия политических подразделений террористической организации переместились в такие крупные города, как Стамбул, Анкара, Измир, Адана и Мерсин. Организация стала уделять большое внимание своей работе в больших городах, работая в рамках гражданского общества и партийной деятельности. Она (террористическая организация РПК – прим.) пытается продолжить эти усилия, используя институты, которые выглядят легитимными. Проблема больше не является региональной проблемой — напротив террористическая пропаганда и организационная работа продолжаются в больших городах».
Еще одной структурной трансформацией в отношении курдского вопроса является новая ситуация, вызванная вторжением США в Ирак и гражданской войной в Сирии. Нестабильность в Ираке и Сирии предоставила возможность географической организации террористической организации на севере этих стран.
Терроризм организован за пределами Турции в Сирии, Ираке и многих странах Европы и поддерживается иностранными державами, в первую очередь, США и Францией. За последние 20 лет терроризм стал в значительной степени внешней проблемой. Эта ситуация вызывает некоторые ограничения на трансграничные контртеррористические операции Турции, вытекающие из международного права и международной конкуренции за власть.
Политическое крыло террористической организации, ее ответвления в гражданском обществе, а также местная и иностранная интеллигенция, поддерживающая террористическую организацию, все еще пытаются привлечь внимание жителей региона к достижениям организации в Сирии и Ираке при поддержке других зарубежных игроков, особенно США. Однако эта ситуация, которая кажется достижением, одновременно чрезвычайно хрупка и зависит от баланса борьбы между внешними силами. Атмосфера процветания и примирения, возникшая с приходом мира и безопасности в регион, — это история перемен, которым следует следовать.
Идеологическая дифференциация становится видимой
Еще одна трансформация, произошедшая за 21 год, заключается в том, что курдская социальная база в настоящее время диверсифицируется экономически, культурно и идеологически. Созданный климат безопасности и стабильности проложил путь для экономического развития.
С большим развитием и изменениями, происходящими в регионе и по всей Турции, в настоящее время происходит процесс классового расслоения и дифференциации интересов среди курдских граждан в регионе. Курдские предприниматели и инвесторы больше не хотят, чтобы им угрожала террористическая организация, и не хотят платить дань террористической организации. Усиливается общественный порядок, поддержка закона и государства.
Террористическая организация, которая в прошлом создавала «суды» в регионе, теперь рассматривается жителями региона как угроза общественному порядку.
Курдские семьи в регионе сосредоточены на том, чтобы их дети получали лучшее образование и жили более безопасной и мирной жизнью. Террористическая организация, с другой стороны, больше занимается обманом и похищением детей из бедных и необразованных семей.
Борьба Диярбакырских матерей (речь идет о постоянных акциях протеста и требованиях вернуть детей со стороны женщин региона, получающих широкое медийное освещение в стране – И.С.) сужает поле деятельности организации и в этой области.
Другое изменение в курдской политике заключается в том, что идеологические различия в курдской социальной базе становятся более заметными.
После того, как Кемаль Кылычдароглу стал председателем НРП, между ПДН и НРП произошел процесс сближения. Это сотрудничество, впервые продемонстрировавшее свой эффект на местных выборах 2018 года, со временем стало более прочным.
Сторонники ПДН обеспечили работу в столичных муниципалитетах во главе с мэрами НРП и установили сферу влияния в различных административных единицах. Это сотрудничество привело к решению ПДН поддержать Национальный альянс на всеобщих президентских и парламентских выборах 14 мая 2023 года, не выдвигая кандидата в президенты.
Отношения НРП-ПДН изменили базу обеих сторон и сблизили их. Однако это сотрудничество также породило противников в рядах обеих сторон.
Формирование курдской политики языком светского, левого и этнического национализма само по себе приносит новые альтернативы в повестку дня. По мере уменьшения территории влияния и потенциала организации (речь идет о Рабочей партии Курдистана – И.С.), исламистские, либеральные и консервативные подходы попытаются найти больше места на курдской политической арене.
Процесс превращения курдской политики в многоголосую и мультиидеологическую уже начался. Это противостояние будет набирать обороты в ближайший период.
Система альянсов, возникшая вместе с президентской системой, вскоре диверсифицирует курдских политических игроков.
Этот процесс может помочь освободить курдскую политику от давления ПДН и террористических организаций. Перекрестные и пересекающиеся отношения и союзы между различными политическими акторами как смягчат язык политики, так и проложат путь к поляризации.
Все эти преобразования привнесут глоток свежего воздуха в курдскую политику (вообще – прим.) и курдскую политику ПСР. Последний консенсус на выборах, достигнутый между Народным альянсом и Партией свободного дела (HUDA PAR), является важным показателем этого. Очень вероятно, что эти отношения будут расширяться с другими курдскими политическими и общественными деятелями. Это расширение сузит зону господства террористической организации и ее политического крыла в регионе.
Климат мира и смена приоритетов в регионе
Новая атмосфера мира, возникшая с обеспечением безопасности в регионе, также изменила приоритеты жителей этого региона. В городах региона (компактного проживания курдского населения Турции – И.С.), особенно в Диярбакыре, ведется активная работа по развитию инфраструктуры и застройке. Образование, здравоохранение и дорожная инфраструктура в регионе развиваются быстрыми темпами. Почти в каждом городе есть современный аэропорт.
Средства, перечисленные из центрального бюджета на борьбу с терроризмом, и ресурсы, переданные муниципалитетами ПДН террористической организации, теперь расходуются на улучшение условий жизни населения региона.
Эти работы не только сократили отток населения из региона, но и снова сделали эти города центрами притяжения. Такие города, как Диярбакыр, Ван, Урфа и Мардин, стали центром притяжения для местных и иностранных туристов. Такие города, как Хаккари, Сиирт, Ширнак и Бэтмен, также быстро меняют свой внешний облик. С пониманием того, что климат стабильности будет постоянным, поступление новых крупных инвестиций в регион ускорится. Инициативу государства в этом отношении будет продолжать частный сектор.
Хотя это изменение приветствуется жителями региона, террористическая организация и её ответвления в политическом и в гражданском обществе, по-прежнему, распространяют слухи о том, что это изменение связано с их собственной борьбой (иными словами, речь идет о том, что именно благодаря действиям РПК государство идет на определенные шаги по отношению к курдам – И.С.). Приходится констатировать, что и эта пропаганда нашла частичный отклик. Пропаганда террористической организации и ее ответвлений, по-прежнему, очень эффективна в регионе.
Члены террористической организации больше не могут заставить платить торговцев, бизнесменов и жителей региона по своему усмотрению. Горожане, гуляющие по улицам городов региона, не тревожатся под тенью каких-то темных сил. Террористы, которые остались в сельской местности и численность которых сейчас выражается в них, не могут показать носа из-за БПЛА.
Часть денег, перечисляемых из центрального бюджета на обеспечение безопасности и противодействие терроризму в предыдущие периоды, теперь направляется на новую инфраструктуру и предприятия, повышая благосостояние жителей региона.
В сфере образования в регионе предпринимаются очень важные шаги. В каждом городе есть как минимум один университет. Инвестициями Министерства национального образования и частных учебных заведений регион пытается исправить ситуацию в сфере образования.
Все эти события изменили приоритеты жителей региона. Именно сами курдские граждане положат конец «курдской проблеме», которая продолжается уже более сорока лет. Однако на этот раз иго, от которого им нужно избавиться, — это не государственный гнет, как они заявляли ранее, а империалистические акторы с давлением террористической организации и ее ответвлений.
Это испытание будет сильно отличаться от предыдущих, потому что теперь государство создало климат безопасности, в котором они могут вести эту борьбу, и создало среду, в которой может иметь место демократическая борьба.
Нарушение этого климата и втягивание региона обратно в хаос будет в основном во вред жителям региона. Бароны террора, давшие свой последний бой, начнут привлекать к ответственности курдских граждан, если они смогут продолжить свое существование, в первую очередь, они не смогут найти желаемой поддержки.
Жители региона сделают выбор между тем, чтобы отдать своих детей горам, свое богатство и доход террористическим баронам и свои голоса филиалам террористической организации, или создать безопасность, мир и процветание для себя.
Политическое расширение террористической организации отвергло возможность тюркизации, появившуюся в процессе решения, и снова вызвало бурю в курдской проблеме. Эта позиция была решением террористической организации и ее внешних сторонников, которые держали ее в руках.
Уравнение, созданное Народным альянсом для ретюркизации курдской политики, должно создать реалистичное политическое давление и альтернативу политическим деятелям в соответствии с террористической организацией. На пути к выборам 14 мая предпринимаются шаги в этом направлении, но курдские политические деятели, кроме HUDA PAR, также должны поддержать альтернативное политическое воображение, избавившись от атаки террористической организации».
Итак, какие выводы можно сделать из того, что изложено выше:
- На протяжении последних двадцати лет наблюдается эволюция подходов турецкой власти к решению «курдского вопроса».
- Результатом этой эволюции стал смешанный подход, подразумевающий вооруженную борьбу с РПК, выдавливание её политического крыла (ПДН) за пределы политического поля и предложение курдским избирателям реальной альтернативы.
- Альтернатива создается через реализацию проектов развития юго-востока страны, которая, по замечанию автора, привела к росту благосостояния региона и выделению среди курдов класса людей, которым важны, в первую очередь, безопасность и благосостояние.
- Соответственно, это, по замыслу автора материала, должно привести и к расслоению избирательных предпочтений в регионе на тех, кто голосует за нестабильность, и на тех, кто уже успел оценить возможности, созданные действующим руководством страны.
- Приведенные выше расчеты имеют место быть, однако, ключевой вопрос заключается в том, когда результаты указанного расслоения себя могут проявить на выборах? Достаточно ли времени для получения конкретных результатов на выборах по курдским избирателям у действующей в Турции власти?