О голосовании в турецком парламенте по членству Финляндии в НАТО. Часть 3

30 марта Великое национальное собрание (Меджлис) Турции проголосовало за ратификацию одного из двух Мадридских соглашений – того, что касается членства Финляндии в НАТО. Как сообщается, «за» проголосовали все 276 депутатов турецкого парламента, присутствовавшие на заседании.

Продолжаем цитировать те документы, которые были предоставлены депутатам перед голосованием. В частности, цитируем Отчет парламентского Комитета по международным делам, включенный в комплект документов для голосования.

Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=96656.

Напомним, что мы остановились на особом взгляде на голосование по членству Финляндии в НАТО со стороны турецкой оппозиции в лице прокурдской Партии демократии народов. Изначально ПДН отреагировала крайне негативно на требования Турции как к Финляндии, так и к Швеции в отношении борьбы на своей территории с курдскими «правозащитниками» (которых официальная Анкара относит к РПК и, следовательно, к категории «террористов»). Само же членство Финляндии в НАТО оценивается ПДН как не имеющее отношение к тому, чтобы увеличивать безопасность Европы или же урегулировать конфликт на Украине. Напротив, как указывается ПДН, речь идет об ещё большей эскалации конфликта.

Впрочем, озабоченность ПДН можно понять: дело в том, что Турция развернула нешуточную борьбу с РПК за пределами страны и наращивает давление на страны Европы с тем, чтобы те оставили свою помощь и поддержку курдским «активистам». Мадридские протоколы, подписанные в ходе Саммита НАТО в Брюсселе, — это свидетельство тех успехов, которых в этом направлении турецкой дипломатии удалось добиться. При этом, не будем забывать, что у Турции ещё один «козырь в рукаве» — это членство Швеции в НАТО.

И если турецкое руководство посчитало необходимым на данном этапе дать всё же Финляндии «зеленый свет», демонстрируя до выборов 14 мая свою договороспособность, то Швецию оно, очевидно, придержит на послевыборный период.

Итак, о ратификации какого документа, собственно, шла речь в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции (ВНСТ).

Обратимся к документу, который был предложен турецким депутатам на рассмотрение и на голосование:

«ПРОТОКОЛ О ЧЛЕНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ФИНЛЯНДИЯ В СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОМ ДОГОВОРЕ

Стороны, являющиеся сторонами Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 года, будучи уверенными в том, что участие Республики Финляндия в этом договоре будет способствовать укреплению Североатлантической безопасности, договорились о следующих вопросах:

Статья 1

После вступления данного Протокола в силу, Генеральный секретарь Организации североатлантического договора, от имени всех Сторон, направит Правительству Республики Финляндия приглашение о вступлении в Североатлантический договор. Согласно Статье 10 Соглашения, Республика Финляндия станет страной-членом (буквально «страной-Стороной» — И.С.) в день, когда документ об участии будет передан Правительству Соединенных Штатов Америки.

Статья 2

Указанный Протокол вступит в силу, после того, как каждая страна-участница Организации североатлантического договора его примет и объявит об этом Правительству Соединенных Штатов Америки. Правительство Соединенных Штатов Америки объявит о дате получения каждого подобного уведомления всем Сторонам Североатлантического договора и о дате вступления данного Протокола в силу.

Статья 3

Этот, Протокол, подготовленный на английском и на французском языках, имеющих одинаковую силу, будет храниться в Архивах Правительства Соединенных Штатов Америки. Оригиналы утвержденного Протокола будут направлены этим Правительством (Правительством США) Правительствам всех стран-участниц Североатлантического договора.

Этот Протокол, с целью подтвердить приведенные выше статьи, был подписан ниже полностью полномочными лицами.

Подписано 5 июля 2022 года в Брюсселе».

Итак, как мы можем видеть, указанный документ был утвержден при весьма скромной явке турецких депутатов.

Решение это, можно сказать, было достаточно противоречивым как в сутевом смысле, так и с точки зрения депутатов турецкого Парламента.

Однако, после выборов 14 мая им (точнее новому созыву) придется столкнуться с ещё более сложно задачей – с рассмотрением вопроса Швеции, которая, в отличие от Финляндии, прогремела своими резонансными акциями по сожжению Корана, а также продолжает допускать на своей территории различные акции протеста со стороны РПК.

На таких условиях, нынешней турецкой власти будет сложно согласовать шведскую заявку. Кроме того, сразу заметим, что данный вопрос не может восприниматься в отрыве от других аспектов отношений между Западом и Турцией и, говоря точнее, между США и Турцией. Турция настоятельно пытается увязать данный вопрос с теми же поставками истребителей F-16, а также продавливать свою повестку на территории Сирии.

Следует, впрочем, ожидать, что, в случае прихода ко власти в стране турецкой оппозиции, процесс принятия Швеции в НАТО, при определенном политесе, может многократно ускориться. Вплоть до того, чтобы стать одним из первых вопросов, решенных турецким парламентом.

53.15MB | MySQL:103 | 0,384sec