Формирование европейского информационного общества и участие Турции в электронных проектах ЕС

О преобладании западного направления в многовекторной внешней политике Турции неоднократно заявляли все официальные лица нынешнего турецкого политического истеблишмента. По мнению руководства страны, такая расстановка приоритетов соответствует стремлению Турецкой Республики развивать свои демократические институты, экономические проекты и технологические процессы. В качестве ориентира для повышения своих политических, административно-правовых и экономических стандартов Турция использует критерии, выполнив которые она сможет стать полноправным членом Европейского союза. Развитие в вышеуказанных областях во многом зависит от прогресса в технологической сфере. Развитая информационная инфраструктура способствует повышению Турцией своих показателей в различных сферах общественной жизнедеятельности. Данная взаимосвязь учитывается Евросоюзом при рассмотрении вопроса о возможном приеме Турции в свой состав. Об этом свидетельствует очередной ежегодный Доклад Еврокомиссии о развитии Турции, опубликованный 14 октября 2009 г.

Развитию на европейском пространстве элементов единого информационного общества ЕС стал уделять внимание в начале 90-х годов прошлого века. В мае 1994 г. им было принято решение создать информационное общество. С этой целью перед странами-членами ЕС были поставлены следующие задачи: 1) улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли; 2) перейти к обучению в течение всей жизни в рамках «обучения в информационном обществе»; 3) поместить людей в центр происходящих преобразований; 4) установить общие правила в рамках ВТО.[1]

В феврале 1995 г. для обсуждения общих проблем становления информационного общества в ЕС Еврокомиссия учредила Форум информационного общества (ФИО), на котором решались следующие вопросы: 1) воздействие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на экономику ЕС и занятость населения; 2) основные социальные и демократические ценности в «виртуальном сообществе»; 3) воздействие ИКТ на общественные и государственные службы; 4) образование, переквалификация, обучение в информационном обществе; 5) культурное измерение и будущее СМИ в рамках информационного общества; 6) устойчивое развитие, технология и инфраструктура.[2]

В 1997 г. на третьем заседании ФИО был сформирован Смешанный комитет информационного общества на высшем уровне (КИО). В мае 2000 г. в ходе очередной конференции заинтересованных европейских министерств был принят проект «электронная Европа» («e-Europe»), а также директива «e-Europe 2002 Action Plan», согласно которой перед КИО ставилась задача реализовать в странах-кандидатах на вступление в ЕС к 2005 г. Программу создания национальных электронных правительств. Ключевые цели этой программы состояли в следующем: 1) обеспечить каждой школе, каждому предприятию, каждому гражданину выход в онлайновую среду; 2) поддерживать распространение европейской культуры через создание цифровой литературы, финансирование и развитие новых идей; 3) гарантировать социальную направленность информационному обществу, содействовать росту доверия граждан к государству и укреплению социального согласия.[3]

В октябре 2000 г. в Европе начались дискуссии об участии Турции (вместе с Мальтой и Республикой Кипр) в электронных инициативах ЕС.[4] В результате этих дискуссий было принято решение позволить Турции участвовать на шестом заседании КИО, запланированном на 13 марта 2001 г.[5] В ходе этого заседания было решено, что в рамках проекта «e-Europe» информационный обмен будет происходить на основе единых критериев как для государств-членов ЕС, так и для стран-кандидатов на вступление в Евросоюз (на базе программы «e-Europe+»).[6] На намерение ЕС включить Турцию в свое единое информационное общество турецкое правительство заявило, что оно поддерживает инициативу «e-Europe», начатую в рамках ЕС, и намерено вносить свой вклад в развитие этого проекта. Турецкое правительство отметило, что с целью образования в стране информационного общества Турцией был запущен проект «e-Turkey», в рамках которого предполагалось создание институциональной структуры для обеспечения координации работ в сфере ИКТ и их соответствию европейским проектам. Кроме того, подчеркивая свою «неподдельную заинтересованность»[7] в развитии информационных технологий, турецкое правительство постановило внести в Национальную программу Турции по адаптации к законодательству ЕС раздел о создании турецкого информационного общества, где предусматривалось сотрудничество академических и деловых кругов, а также непосредственное участие институтов гражданского общества.[8] Уже в апреле 2001 г. к программе «e-Europe+» были подключены все соответствующие организации частного сектора и государственные учреждения Турции.[9]

В стране проводились широкие дискуссии о реализуемости проекта «e-Europe» в Турции, о преимуществах и недостатках этого проекта, о сроках завершения подготовительных работ, необходимых для внедрения европейской инициативы.[10] В итоге Турция приняла решение войти в информационное общество ЕС и сразу после Брюссельских переговоров, состоявшихся 3-4 мая 2001 г., подала на рассмотрение Европейской комиссии официальную заявку об ее участии в программе «e-Europe+». Уже на Гетебургском саммите ЕС, проведенном в июне 2001 г., Турция стала официальным членом проекта «e-Europe».[11]

Программа «e-Europe+» была сконцентрирована на следующих сферах: 1) наличие доступа в Интернет и к мультимедиа во всех школах; 2) удешевление пользования Интернетом; 3) ускорение внедрения электронной торговли; 4) развитие высокоскоростного доступа для исследователей и студентов; 5) использование смарт-карт для безопасности электронного доступа; 6) изыскание рискового капитала для малых и средних предприятий, действующих в сфере высоких технологий; 7) вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособных граждан; 8) телемедицина; 9) «интеллектуализация» транспорта; 10) «электронное правительство» (e-Government).[12]

В целях реализации программы «e-Europe+» в Турции был разработан Проект электронного преобразования Турции (e-Dönüşüm Türkiye Projesi), в рамках которого проводились реформы в сфере применения ИКТ в различных отраслях науки, производства и торговли, также были созданы рабочие группы.[13] В результате деятельности этих рабочих групп 28 апреля 2003 г. был подготовлен первый краткосрочный план действий, который содержал 73 проекта и предполагал ускоренное распространение ИКТ в рамках развития турецкого информационного общества.[14]

В качестве источников финансирования реализации европейских электронных проектов в Турции выступали: 1) государственный бюджет страны; 2) инвестиции частного сектора; 3) ресурсы ЕС, выделенные в рамках программы PHARE; 4) Европейский инвестиционный банк; 5) Европейский банк реконструкции и развития; 6) Всемирный банк. В ходе совместных инвестиционных программ ЕС за период с 1988 по 1999 гг. Турецкая Республика приняла участие в 85 проектах общей стоимостью 11 миллионов евро.[15] После получения Турцией в 1999 г. статуса кандидата на вступление в ЕС эта помощь была значительно увеличена в рамках финансовой поддержки, оказываемой странам до их принятия в состав Европейского союза в качестве полноправных членов.

В настоящее время Турция уверенно продолжает развивать свои информационные технологии и с каждым годом все больше турок интегрируется в информационное общество ЕС. Этому способствуют не только вышеперечисленные проекты и программы, но и организационная деятельность отдельных министерств, управлений, агентств и других государственных учреждений Турции. В 10-м разделе 4-й главы ежегодного Доклада Еврокомиссии о развитии Турции № 1334/3 от 14 октября 2009 г., получившего название «Информационное общество и медиа», отмечается важность вступления в ноябре 2008 г. в силу нового закона № 5809 «Об электронных коммуникациях». ЕС высоко оценивает политику турецкого руководства, направленную на снижение платежей за пользование Интернет-услугами и рекомендует создавать вторичное право, формируемое Агентством информационных технологий и связи Турецкой Республики, в рамках соответствия законодательству ЕС.

Тем не менее, согласно октябрьскому докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Правительство с первого взгляда – 2009», Турция по критериям полной готовности перехода к «электронному правительству» занимает последнее место среди всех стран-участниц ОЭСР.[16] Этот факт говорит о том, что Турции для развития информационного общества предстоит еще многое сделать. По многим показателям Турецкая Республика в значительной степени уступает развитым странам, хотя и входит в первую «двадцатку» экономик мира. Осознавая это, турецкое руководство сохраняет свой курс на развитие информационных технологий, делая их более доступными для граждан. Такая государственная политика страны позитивно оценивается Евросоюзом и всячески поощряется.

 


[2]             Смирнов А.И., Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности, Москва, 2005, стр. 126.

[4]             http://econtent.dpt.gov.tr/

[5]             http://min.avrupa.info.tr/QA/forum/viewthread.php

[6]             http://www.bilgi.aof.edu.tr/yayinlar/

[7]             http://ekutup.dpt.gov.tr/bilisim/toplum/ab/e-europe.ppt

[8]             http://inet-tr.org.tr/inetconf9/bildiri/9.doc

[9]             http://www.bilisimsurasi.org.tr

[10]            http://www.teknoturk.org/docking/yazilar/tt000087-yazi.htm

[11]           http://www.bilten.metu.edu.tr/eEurope+/

[12]           http://www.edevlet.net

[15]            Bilateral projects – Grants – Other EC Grants – LIFE – Third Countries (2000) // www.deltur.cec.eu.int

[16]            http://www.euractiv.com.tr/abnin-gelecegi/article/turkiye-e-devlete-hazir-degil-007494

52.26MB | MySQL:103 | 0,463sec