«Аль-Каида» в алжирско-европейском формате: тактика и стратегия

Европейские СМИ комментируют итоги широкомасштабной операции Европола и полиции ряда государств против сети «Аль-Каиды». Как известно, в ночь на пятницу, 13 ноября с.г. в пяти европейских странах (Италии, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Испании) и в Алжире силовики арестовали 17 подозреваемых или сторонников террористической сети «Аль- Каиды». Большая их часть – 6 человек – захвачена в Италии, четверо в Алжире, по двое в Австрии и во Франции, по одному в Швейцарии, Англии, Испании. Все они в течение двух лет отслеживались силовиками – от наружного наблюдения до прослушивания контактных телефонов. Таким образом была накоплена обширная доказательная база в причастности подозреваемых к международной террористической сети, включая снабжение деньгами и фальшивыми документами.

Расследование, безусловно, еще не закончено, и не исключена выдача ордеров на арест других лиц, которых подозревают в принадлежности к «Аль-Каиде», а они могут проживать не только в названных, но и в других странах Европы, отмечает австрийская Die Presse. Однако, подчеркивает издание, выловлена «по крайней мере одна из тех «крупных рыб», которая постоянно указана в докладах и в списке ЕС «Основные финансовые спонсоры международного терроризма». Фамилия задержанного не указывается.

Комментируя итоги операции, итальянский министр внутренних дел Роберто Марони (Roberto Maroni) указал на важность скоординированных действий по борьбе с терроризмом, благодаря чему разрушаются «крупные ячейки» в Италии с филиалами в других государствах. Он уточнил: полицейские Италии оказывают помощь в расследовании террористической деятельности за пределами Италии, в основном в странах Северной Африки и Ираке.

В частности, речь идет о внимательности итальянских спецслужб, которые заподозрили в обладателях удостоверений алжирских профессиональных игроков в футбол фальшивку. Все было лихо закручено, включая то, что футболисты, не слишком похожие на спортсменов, играют во французской профессиональной лиге. Отследив «французских футболистов алжирского происхождения», Европол получил другие подтверждения сомнительной деятельности – в частности, поездки «спортсменов» в страны Европы, встречи с подозрительными личностями и мошенничество с кредитными картами. Таким образом, они вышли на тех, кто финансирует операции и деятельность «Аль-Каиды» в странах Магриба. Например, удалось понаблюдать за операцией по переправке средств в размере около одного миллиона евро в Алжир.

Алжир считается крупнейшей проблемной страной в Северной Африке, отмечают австрийские эксперты, и колыбелью террористического филиала «Аль-Каиды» в исламском Магрибе (AQMI). Он связан с Салафистской группой проповеди и джихада (GSPC) и является экстремистским движением, которое сегодня фактически объединяет под своей крышей все североафриканские террористические группы на пространстве между Ливией и Мавританией. Предполагается, что AQMI причастен ко всем террористическим нападениям в регионе в последние годы, в том числе несет ответственность за несколько похищений туристов из Европы в Алжире и Тунисе.

Составная часть деятельности «Аль-Каиды» в Северной Африке и в Европе – рекрутирование бойцов для войны в Ираке. По данным европейских спецслужб, примерно одна треть действующих в Месопотамии исламистов родом из Северной Африки. Там же расположены многочисленные, пронизывающие всю Северную Африку лагеря по подготовке террористов и склады оружия, принадлежащие AQMI. Западные разведслужбы опасаются расширения активности североафриканской «Аль-Каиды» в Европе.

Захват 17 подозреваемых в причастности к «Аль-Каиде» совпал с вынесением приговора, о котором тогда же, 13 ноября с.г., сообщила LE MONDE. В частности, говорится о том, что лидер «Аль-Каиды» в исламском Магрибе (AQIM), Абдельмалек Друкдель (Abdelmalek Droukdel) был вместе с 48 другими обвиняемыми достоин смерти за участие в нападении, в результате которого погибло 11 и получили ранения более 100 человек ( в апреле 2007 года в Алжире). При этом агентство APS уточнило, что смертная казнь в Алжире не применяется. Напомним: 38-летний Абдельмалек Друкдель, он же Абу Муссаб Абделодауд (Abou Moussaab Abdelouadoud) после того, как в 90-х ушел в подполье, по-прежнему на свободе; он бежал после несколько арестов, неоднократно осужден заочно, приговорен к смертной казни за террористические нападения.

Кроме Друкделя, в прошлом уже приговоренного к смерти, уголовный суд Алжира вынес смертный приговор лидеру аль-каидовской ячейки в Алжире, Салаху Гасеми (Salah Gacemi), «эмиру» отделения El-Arkam Рабаху Гиату (Rabah Ghiatou), которые провели операцию по нападению на местную полицию в Дар эль-Бейде, районе Алжире, сообщает APS. Четверо подсудимых были приговорены за участие в терроризме к пожизненному заключению.

56 подсудимым предъявлены обвинения в создании террористических формирований, членстве и вступлениие в вооруженные террористические группы, включая преднамеренные убийства и применение взрывчатых веществ. В ходе следствия было установлено, что большинство обвиняемых принадлежали к бандам, базирующимся в регионе Thenia, около Бумердеса, что в 50 км к востоку от алжирской столицы.

Однако европейские спецслужбы предостерегают: торжествовать по поводу победы над «Аль-Каидой» в алжирском формате еще рано. Сообщение журнала Focus от 16.11.2009 подтверждает вывод экспертов по борьбе с терроризмом. Речь идет о резне, устроенной в Багдаде. По сообщениям западных информагентств, более десяти активных противников «Аль-Каиды» были убиты в западной части иракской столицы. Сделано ли это силами террористической сети или речь идет о межплеменном конфликте, остается неясным. Однако, как заявил неназванный в сообщении представитель армии, по крайней мере 13 человек, убитых в ночь на понедельник, 16 ноября с.г., — представители рода Субе, который в том числе ответственный за разжигание межплеменной розни. Однако многие местные жители склонны считать это очередным аль-каидовским преступлением. «Это бандиты «Аль-Каиды», — считает один из свидетелей. – Просто они были переодеты в форму представителей иракской армии. А переодевания – отличительная черта «Аль-Каиды» (уместно вспомнить о «французских футболистах», о которых говорилось в начале статьи – авт.). Они выгнали семь человек из дома и казнили перед зданием. Среди убитых есть представители государственных сил безопасности и дети».

Все семеро – родственники племенного лидера Субе шейха Аталлы эль-Уда Шукора (Schukor Atallah Uda el Schukor): три его сына и четыре двоюродных брата. Незадолго до этого кровавого акта примерно таким же образом были убиты еще шесть представителей племени. Следствие полагает, что это также дело рук «Аль-Каиды». Вражда началась еще в 2007 году, когда в ответ на убийство двух сыновей шейх Аталла эль-Уд Шукор объявил о войне против «Аль-Каиды».

В настоящее время структура «Аль-Каиды» в странах Магриба представляет собой, по мнению немецкой разведки, пожалуй, самый динамично развивающийся фрагмент «Аль-Каиды», потенциально угрожающий Европе и европейским интересам. Таков один из основных выводов доклада Арндта Фрайтага фон Лорингхофена (Arndt Freytag von Loringhoven) заместителя шефа федеральной разведки (BND). Документ был обнародован в рамках первого круглого стола по политике безопасности с участием молодых лидеров (First Munich Young Leaders Round Table on Security Policy), который проходил в Мюнхене 6.02.2009.

В главе доклада, озаглавленной «Некоторые уроки, извлеченные после 11 сентября» говорится: «Мы видим, что эффективность в аспекте упреждающих действий по борьбе с терроризмом, возможна». Широкомасштабный удар по сети «Аль-Каиды» в ночь на 13 ноября с.г. подтверждает этот тезис. Говоря в целом о докладе, можно отметить, что согласно ему актуальная ситуация в данной сфере может рассматриваться в трех аспектах:

— текущая ситуация угрозы и тенденции в международном терроризме;

— стратегии по борьбе с терроризмом, в том числе роль разведывательных служб;

— некоторые уроки, извлеченные после 11 сентября.

По поводу угрозы. За последние несколько лет терроризм в рамках международного джихада претерпел существенные изменения. «Аль-Каида» меняет структуру и тактику с учетом изменившихся условий. В этой связи фон Лорингхофен указывает три различных тенденции: децентрализация; регионализация и создании мобильных групп; развитие идеологической составляющей организации.

Объем террористической деятельности, централизованно контролируемой «Аль-Каидой», в последние годы заметно снизился, указывает немецкий эксперт. В большей степени нападения планировались и проводились по планам автономно действующих групп. Понятно, что автономия носит ограниченную степень и основное управление по-прежнему там же, где и было, но движение к автономности заметно.

Несмотря на заметную активизацию в регионе Магриба, не следует забывать о районе афгано-пакистанской границы. Здесь «Аль-Каида» сумела сохранить структуры, созданные еще в середине 1990-х годов, хотя масштабы этих команд четко ограничены. Данные структуры, пока пребывающие в бездействии, делают «Аль-Каиду» потенциально опасной в аспекте проведения неожиданных операций в Афганистане.

Кроме того, отмечается в докладе, характер деятельности внутреннего круга вокруг Усамы бен Ладена (наиболее приближенные к шефу его последователи, «генералитет» «Аль-Каиды») претерпел значительные изменения после 2001 года. Оперативно-тактическая ориентация была заменена идеологическим подходом. Первостепенное значение «Аль-Каида» придает сегодня пропаганде «глобального джихада». Она вдохновляет и мотивирует региональные группы и местные ячейки, таким образом, вносит в конкретную повестку дня видимость универсальности.

Применяя современные средства связи, «Аль-Каида» последовательно преследует цель мобилизации сторонников во всем мире. Пропагандистские кампании в сети Интернет, нацеленные на западную диаспору, являются важными инструментами для самостоятельной радикализации маргинальных иммигрантов-мусульман. Они также способствуют вербовке новых джихадистов, в том числе из новообращенных – немцев и других европейцев. Кроме того, Интернет, по-видимому, все чаще используется для подготовки террористических нападений.

Германия все чаще становится аудиторией на которую нацелены видеосообщения представителей международных террористических групп, указывает Арндт Фрайтаг фон Лорингхофен. Исследователи отмечают: резкая активизация в данном аспекте наблюдается с октября 2008 года. Видеосообщения подготовлены немецкоговорящими действующими лицами и нацелены на вербовку немецкоязычных мусульман в ряды бойцов глобального джихада, они постоянно содержат угрозы в адрес правительства ФРГ, которое продолжает миссию в Афганистане. Ясно, что Германия перешла в центр внимания международного терроризма, считает заместитель шефа федеральной разведки. Однако угроза, исходящая от пропагандистов международного терроризма, становится все более расплывчатой. Именно из-за этой расплывчатой формы трудно определить точки нападения и тем самым воспрепятствовать эффективной борьбе с террористическими операциями.

Другой аспект, как уже отмечалось, касается стратегий, используемых для борьбы с международным терроризмом. Причины и проявления международного терроризма, являются крайне сложными, указывает Арндт Фрайтаг фон Лорингхофен. Борьба с терроризмом, учитывая эти особенности, требует всеобъемлющего подхода, включающего ряд моментов: надежные разведданные; исполнительные действия со стороны полиции и, при необходимости, военные средства; политическая стратегия.

Предупреждение терактов являются главным и в этом вопросе спецслужбы играют первостепенную роль. Сбор информации на возможно более раннем этапе, когда террористическая инфраструктура и сети начинают формироваться, а идеи нападения начинают обретать конкретные очертания, является одним из приоритетов BND. Так, органы безопасности отслеживают несколько «десятков человек, чтобы ответить на ряд вопросов: где они останавливаются, с кем общаются, какие мечети ищут, каким имамам они доверяют». Часто мы, подчеркивают работники спецслужб, имеем дело с «задним двором мечети, такой как аль-Кудс в гамбургском районе святого Георга, где встречались Мохаммед Атта и его сообщники», которые известны по теракту 11 сентября 2001 года.

Германия – обладатель довольно многочисленной по европейским меркам мусульманской диаспоры. Чтобы понять это, можно обратиться к данным сайта «Немецко-исламская конференция». В Германии, по состоянию на 30 июня 2009 года, живет от 3,8 до 4,3 млн мусульман из числа иммигрантов. Как они врастают в немецкие реалии, показывает серия интервью с людьми мусульманского происхождения из почти 50 стран. Наиболее крупная диаспора – турецкая (около 2,5 млн., более 63%). Затем идут 550 тыс. приезжих (более 13%) из Юго-Восточной Европы, 330 тыс. мусульман (более 8%) из стран Ближнего Востока. Другие регионы происхождения: Южная / Юго-Восточная Азия, Северная Африка, Иран, Центральная Азия / СНГ и страны Африки к югу от Сахары. Численный состав мусульман, таким образом, если иметь в виду страны отбытия, не сопоставим.

Исследование показывает, что почти 45 процентов живущих в Германии мусульман стали натурализованными. В Германии в общей сложности около 1,8 млн. иммигрантов-мусульман с немецким гражданством и около 2,2 млн. мусульман с иностранным гражданством. Будучи мусульманами, они придерживаются различных религиозных традиций. Подавляющее большинство – 74% — являются суннитами, 12% алевиты, 7% шииты (из Ирана), другие убеждения разделяют гораздо меньшие числом ахмади, суфи, ибадиты. 53 процента мусульман из среды иммигрантов — мужчины (они оказались более легки на подъем). Особенно это заметно по группам иммигрантов из стран Африки и Ближнего Востока; здесь мужчин в два раза больше, чем женщин. На фоне стремительно стареющего немецкого общества группа мусульман выделяется — особенно это заметно по иммигрантам из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Европы. Усредненный показатель возраста мусульман – около 30 лет. Подавляющее большинство мусульман проживают в старых федеральных землях, в новых землях Восточной Германии — менее двух процентов (это небольшая группа бывших жителей Центральной Азии и СНГ). Треть мусульман Германии живут в самой насыщенной иностранцами федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Здешняя высокая концентрация иммигрантов-мусульман объясняется историческими причинами: в земле Северный Рейн-Вестфалия начиналось в начале 60-х годов пресловутое «немецкое чудо», которое было основано на приглашении в качестве гастарбайтеров жителей разных стран, в данном случае из Турции; особенно это заметно в промышленных центрах (Кельн, Рурский регион).

ФРГ отличается и другими сложностями. В Германии, подчеркивает автор доклада, существует особая ситуация: правовая база – «по исторически обусловленным причинам», подчеркивает он, — требует строгого разделения полномочий между разведывательной службой и полицией. Это означает, что им не разрешают работать в общей команде. В то же время нарастающая опасность и угрозы международного терроризма требуют тесного практического сотрудничества спецслужб и правоохранительных органов. Для преодоления этого противоречия в 2004 году была создан так называемый совместный антитеррористический центр (известен как Joint Counter-Terrorism Centre, сокращенно JCTC), в деятельности которого задействованы специалисты более 40 немецких учреждений. Они работают сообща и ежедневно обмениваются информацией.

Не менее важным является международное сотрудничество различных структур, поскольку в условиях, если говорить, к примеру, о магрибской составляющей «Аль-Каиды», это — единственный способ для принятия точного решения, как правило, упреждающего характера в борьбе с терроризмом.

Неослабевающий нажим, оказываемый как международной антитеррористической коалицией, так и национальными антитеррористическими учреждениями, препятствует формированию централизованного командования «Аль-Каидой», расчленяет структуру глобального джихада. Это затрудняет связь между отдельными террористическими группами и снижает их возможности по поиску «безопасной гавани» и в вопросе подготовки кадров. По причине указанного нажима те же алжирские формирования «Аль-Каиды» рассредоточены по безлюдным районам Сахары. Многочисленные запланированные террористические нападения были сорваны — в том числе в Германии, где определенная часть террористических сетей была ликвидирована.

Однако, несмотря на все наши усилия, борьба с международным терроризмом остается одной из наиболее серьезных угроз для европейской безопасности, и мы будем продолжать делать свое дело в обозримом будущем, подчеркивается в докладе. Если говорить о масштабах общей угрозы континенту, то ситуация существенно не улучшилась. Очень важной задачей является развитие нашей гибкости, чтобы адаптировать наши стратегии и инструменты к тем динамическим изменениям, которые происходят в международном терроризме.

Эффективность упреждающих мер по борьбе с терроризмом зависит от способности проникать в планы и умы потенциальных террористов, а также ясно понимать, какими мотивами они движимы. Соответствующие меры против джихадистов, сеть которых формируется, в том числе и в Северной Африке, должны быть направлены:

— на поддержку сил, ориентированных на диалог в исламском мире, в качестве средства борьбы с экстремизмом на политико-идеологическом уровне;

— на предотвращение появления зон в качестве потенциальной базы для операций террористических организаций;

— на недопущение в западном мире развития экстремистских настроений «через бахрому соответствующей социальной и интеграционной политики».

Заместитель шефа ВND видит долгосрочную перспективу в виде целостной стратегии с участием многих элементов. «Мы должны осознавать, что есть не менее важные, чем спецоперации, меры по предотвращению немедленной опасности. Чтобы выиграть знаменитую борьбу за сердца и умы людей в исламском мире, надо предлагать реальные перспективы для молодых людей, которые застряли в собственной неуверенности и разочаровании по поводу будущего. Я считаю это ключевым фактором для нашего успеха и на пути доверия к западным ценностям», считает Арндт Фрайтаг фон Лорингхофен.

Пожелание, безусловно, заслуживает внимания. Правда, не очень понятно, как оно в ближайшее время способно повлиять на деятельность «Аль-Каиды» в алжирском формате. На территории же Германии указанная перспектива вполне жизнеспособна.

52.19MB | MySQL:103 | 0,490sec