Когда президента Туниса Кайса Саида спросили, какова альтернатива после того, как он сказал на прошлой неделе, что отвергает условия предоставления кредита в 1,9 млрд долларов от Международного валютного фонда, он ответил: «Мы должны полагаться на самих себя». Кредит МВФ должен был использован для преодоления разрыва в национальном бюджете, который, если ему позволить расти, может привести к тому, что Тунис впервые в своей истории не сможет выплатить свои внешние долги. Вопрос был простым, как и ответ, но проблема не в этом, поскольку от этого в значительной степени зависит будущее страны. Тунис — это страна, кторая может рухнуть, если она как можно скорее не наведет порядок в своих финансах. Ответ Саида положил конец многомесячной двусмысленности и колебаниям по поводу степени способности Туниса урегулировать свои дела и подписать сделку с самым известным финансовым учреждением в мире на условиях, определенных учреждением, и основанных главным образом на необходимости провести несколько реформ. Реформы, о которых идет речь, касаются главным образом прекращения найма на работу в государственном секторе, замораживания заработной платы, реструктуризации некоторых государственных учреждений и постепенной отмены государственных субсидий на продовольствие и топливо. В данном случае даже сама подготовка к таким реформам уже вызвала серьезные социальные катаклизмы в Тунисе и переход всех серьезных профсоюзов на сторону оппозиции. При этом, по мнению тунисских экономистов, получение кредита МВФ является вопросом жизни и смерти для государственных финансов Туниса, поскольку его бюджеты на 2022 и 2023 годы были основаны только при условии получения внешнего кридита. Только при наличии кредита страна сможет продолжать выплачивать взносы по внешнему долгу в твердой валюте; они оцениваются примерно в 40 млрд долларов плюс накопленные проценты. Экономисты добавили, что даже если государство сможет так или иначе справиться со своими внутренними долгами, особенно с национальными банками, оно все равно не сможет выплатить свои внешние долги без кредита МВФ, просто потому, что в его казне недостаточно иностранной валюты для соблюдения сроков платежей. Следовательно, слова президента «Мы должны полагаться на самих себя» бессмысленны, потому что это не решит проблему страны, которая не подготовилась к такой возможности и не подготовила к ней общественность. Правительство не было ни открытым, ни прозрачным в решении согласиться на условия МВФ, а теперь и в отказе президента от них (отметим, что это не совсем так. Таким образом, президент Туниса хочет обратно переманить крупнейший профсоюз UGTT на свою сторону на фоне ужесточающийся внутриполитической борьбы -авт.). Стоит помнить, что тунисский министр экономики заявил в конце прошлого года, что у правительства нет альтернативы этому кредиту; что «Плана Б» нет — и он недвусмысленно говорил об этом, — если страна не получит кредит. Он добавил, что Тунис стремится к МВФ, а не наоборот, и что то, что описывается как «условия» МВФ, на самом деле просто реформы, которые были отложены, что позволило кризису достичь его нынешнего уровня. Какова альтернатива? Стоит отметить, что некоторые круги, близкие к К.Саиду, уже начали активно использовать популистскую риторику о необходимости для Туниса «умыть руки» перед Западом в целом и его финансовыми институтами в частности, и повернуться лицом к Азии, особенно Китаю. При этом упускается из виду тот факт, что шаг такой важности не может быть осуществлен одним щелчком выключателя, и что исторические связи Туниса с Европой и Западом не могут быть легко разорваны. Они также игнорируют реалии международных, экономических, политических союзов и союзов в области безопасности, которые не меняются в одночасье просто из-за пожеланий политиков. Тунис сейчас находится в очень критической ситуации, и дыра в его бюджете может сохраниться еще некоторое время. Возможность прибегнуть к тому, что известно. как «Парижский клуб» для реструктуризации своих долгов, является более близкой, чем когда-либо. Даже те, кто с большим энтузиазмом помогает Тунису в его нынешнем кризисе, в основном Италия и Франция, не скрывают того факта, что они продвигаются вперед в этом отношении и поощряют других делать то же самое. Этого не может произойти без того, чтобы Тунис сначала не достиг соглашения с МВФ, который ожидает, что Саид продвинется вперед с тем, что обещало его правительство, подпишет соглашение и даст свое личное благословение на основные реформы. Стороны, которых Италия призвала помочь Тунису, включая ЕС, страны Персидского залива и даже Израиль, не могут предпринять никаких шагов без «зеленого света» международных финансовых институтов, которые снизили свой рейтинг Туниса. Если эти страны и предоставят некоторую помощь, они лишь помогут Тунису держаться на плаву, а не предотвратят полный крах.
При этом часть международных экономистов указывает, что помимо непопулярных реформ есть и еще один момент, который вызвал колебания президента Туниса. Это так называемые дополнительные платежи по кредитам, которые создают дополнительные риски для и без того испытывающим трудности экономикам, таким как Египет, Тунис и Иордания. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки МВФ повысил стоимость кредитов для Туниса, Египта и Иордании, добавив так называемые дополнительные платежи, подвергая страны повышенному финансовому напряжению. Тот же Египет ежегодно выплачивает более167 млн долларов дополнительных платежей МВФ в дополнение к ежегодному обслуживанию долга и сборам за кредиты. Страна также является одной из нескольких в регионе, которым грозит серьезный дефолт и переживает один из самых драматичных долговых кризисов в своей современной истории. Как прямое следствие модели режима подпитываемого долгами милитаризованного капитализма, египетский фунт за последний год трижды девальвировался, потеряв половину своей стоимости к январю, поскольку базовая инфляция достигла рекордно высокого уровня, превысив 40%. Эта ситуация усугубляется спекуляциями об очередной неизбежной девальвации египетской валюты. Поскольку дефицит долларов продолжается, отставание от импорта усугубило кризис, приведя к дефициту на рынке и сжатию частного сектора — несмотря на январское заявление Египта о том, что отставание было устранено. Действительно, все признаки указывают на затяжной кризис, который продлится годами — и союзники Египта в Персидском заливе, похоже, не желают предоставлять помощь без существенных экономических реформ, что является заметным отходом от их традиционной политики по отношению к режиму, которая предполагала почти безусловную помощь. Программа приватизации, которую египетское правительство объявило в ответ на долговой кризис, похоже, буксует. В конце марта продажи 10-процентной доли в подконтрольных государству компании «Телеком» Египет, как сообщается, был приостановлен правительством на фоне неблагоприятных рыночных условий. Глубина и продолжительность этого кризиса будут иметь глубокие экономические и политические последствия, некоторые из которых выйдут далеко за рамки режима президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Наиболее очевидным и, возможно, самым дорогостоящим из них будет быстрый рост бедности, когда ожидается, что еще миллионы людей окажутся за чертой бедности. Достаточно взглянуть на последствия девальвации 2016 года, чтобы получить представление о последствиях. Согласно правительственным данным, в период с 2015 по 2018 год уровень бедности увеличился с 27,8% до 32,5%. Это эквивалентно тому, что еще 5 млн человек окажутся за чертой бедности. Глубина и масштабы распространения бедности в условиях нынешнего кризиса будут намного хуже по двум причинам.
Во-первых, нет притока капитала в мегаинфраструктурные проекты, которые могли бы частично смягчить последствия девальвации валюты.
Во-вторых, глубина и масштабы девальвации валюты, как ожидается, будут гораздо более глубокими и продолжительными.
Учитывая отсутствие притока капитала и прогнозируемую потребность во внешнем финансировании в размере 19 млрд долларов в 2023 финансовом году и 22,5 млрд долларов в 2024 финансовом году, египетский фунт продолжит испытывать серьезный стресс, увеличивая давление на стоимость жизни. Если МВФ прекратит свою политику дополнительных выплат, египетское правительство могло бы использовать эти средства для расширения своей системы социальной защиты, чтобы охватить более 688 000 египетских семей, живущих за чертой бедности. Это сразу же подняло бы 2,7% всех египетских домохозяйств над уровнем бедности, сократив число бедных более чем на 9%.
Отметим, что эти доплаты — это дополнительные платежи, помимо регулярных процентных платежей и других сборов. Страны обязаны выплачивать их МВФ, если у них высокий уровень задолженности перед ним. Дополнительные расходы зависят от размера и продолжительности займов и могут более чем удвоить стоимость займов для стран. В глобальном масштабе 14 стран страдают от дополнительных платежей, и все они находятся в тяжелом финансовом положении. Уязвимость региона также отражается в большом количестве займов, предоставленных МВФ: в период с 2010 по 2021 год с арабскими странами было подписано 18 соглашений , и, следовательно, МВФ оказывает огромное влияние на политику региона. По мнению МВФ, причиной политики дополнительных выплат является повышение мотивации стран к погашению своих кредитов. Это также рассматривается как необходимый вклад в баланс мер предосторожности МВФ, однако, учитывая неблагоприятные политические условия, которые следуют за предоставлением займов (такие как резкое сокращение социальных расходов), страны вряд ли продолжат соглашаться на помощь МВФ, если только они не будут в ней остро нуждаться. Более того, такой дополнительный доход не нужен для обеспечения предупредительных балансов МВФ: в настоящее время нет необходимости в финансовой поддержке, поскольку его балансы более чем здоровы. Кроме того, дополнительный доход составляет около 0,18% от общего объема ресурсов МВФ, доступных для кредитования. Следовательно, такой доход не влияет на кредитные возможности фонда. В декабре прошлого года Исполнительный совет МВФ обсудил роль политики дополнительных выплат, но богатые страны, такие как Соединенные Штаты и Германия, выступили против любых изменений.