Специальная военная операция России на Украине послужила триггером для расширения и российско-иранского сотрудничества во многих сферах. Жесткая блокада, развязанная коллективным Западом, привела к углублению внимания Москвы к взаимодействию с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. В этих условиях огромное значение для Российской Федерации приобретают отношения с Ираном, вышедшие на уровень стратегического партнерства. В течение последних двух лет идет неуклонный рост российско-иранского товарооборота, прорабатываются новые логистические проекты по маршруту «Север-Юг». Бурно развивается военное и военно-техническое сотрудничество. Иранские беспилотники, поставленные России, хорошо проявили себя во время боевых действий на Украине, а Российская Федерация подписала с ИРИ соглашение на поставку боевых самолетов Су-35.
В этих условиях вполне понятным становится внимание, проявляемое иранским экспертным сообществом и журналистами к целям России в ходе украинской военной кампании, возможности их достижения, изменениям в системе международных отношений и возможным последствиям СВО. Иранское экспертное сообщество уделяет большое внимание влиянию СВО на международную обстановку и позициям отдельных держав в нынешнем конфликте. На сайте «Диломасийе ирани» была опубликована статья Кайса Ахмада Кадери «Китай имеет от войны на Украине наибольшую выгоду». В ней автор рассматривает двойственную, по его мнению, позицию Китая в украинском конфликте. С одной стороны, Китай с начала конфликта оказывал экономическую и дипломатическую поддержку России. Товарооборот РФ и КНР увеличился за 2022 год на 30%. Председатель КНР Си Цзиньпин в начале марта 2023 года нанес демонстративный государственный визит в Москву, несмотря на приговор Международного уголовного суда (МУС) в Гааге в отношении Президента Российской Федерации Владимира Путина. С другой стороны, КНР не оказала военную поддержку России. В феврале с. г. Китай предложил свой мирный план урегулирования украинского конфликта. В нем постулируется признание территориальной целостности Украины (то есть Китай не признал включение освобожденных территорий в состав России). Также китайская дипломатия настаивает на прекращении военных действий и отводе войск с линии соприкосновения. Таким образом, позицию Китая можно признать двусмысленной. В известном смысле КНР сохраняет нейтралитет в данном конфликте.
Далее Кайс Ахмад Кадери рассматривает три вида нейтралитета. Первый вариант подразумевает нейтралитет по признанию двух воюющих сторон. Обе стороны соглашаются на нейтралитет государства, имеющего для них большое геополитическое или экономическое значение. Примером такого нейтралитета является Швейцария в период Первой и Второй мировых войн.
Во-вторых, это государства, военный и экономический потенциал которых не позволяет им ввязываться в военный конфликт. Одновременно они стремятся к проведению многовекторной политики и не хотят портить отношения ни с одной из сторон конфликта.
В-третьих, это великие державы, проводящие собственный внешнеполитический курс и стремящиеся к гегемонии, но при этом выжидающие удобного момента для доминирования. Часто такая держава стремится к ослаблению воюющих соперников, чтобы затем занять их место при послевоенном устройстве мира. Примером здесь являются США. Они придерживались нейтральной позиции в Первой Мировой войне до 1917 года и во Второй Мировой войне до событий в Перл-Харборе в декабре 1941 года. В апреле 1941 года будущий президент США Гарри Трумэн, выступая в Конгрессе, отметил, что в случае войны между Германией и СССР США не будут участвовать в ней напрямую, но, если верх будет брать Германия, они помогут СССР, а если СССР – Германии. По мнению автора, США в ходе Второй мировой войны стремились к максимальному ослаблению европейских великих держав – Германии, Великобритании, СССР, чтобы потом занять их место (1).
По убеждению Кадери, позиция Китая в настоящее время близка к позиции США в первый период Второй мировой войны. Далее иранский автор останавливается на предыстории конфликта России с США и коллективным Западом. После распада СССР и крушения коммунистической идеологии в 1991 году руководство США было удовлетворено установлением в России либерально-демократического режима, в целом следовавшего в фарватере американской политики. Одновременно, чтобы не допустить возможного реванша России, Вашингтон провел работу с бывшими советскими республиками и союзниками в Восточной Европе, включая их в НАТО для образования санитарного кордона вокруг Российской Федерации. Новое российское руководство несмотря на свою либеральную идеологию, справедливо усмотрело в таком расширении НАТО угрозу национальным интересам России, о чем заявил на Конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2007 года Президент России Владимир Путин. Под угрозой появления американских военных баз на Украине Россия в 2014 году присоединила Крым. В 2017 году новая американская администрация Дональда Трампа обозначила Китай и Россию в качестве главных вызовов существующему миропорядку под лидерством США. При этом Китай все же представлял для США большую угрозу как главный экономический соперник. Трамп занял жесткую враждебную антикитайскую линию. Соперничество же с Россией носило прагматический характер и не было окрашено в личные тона. Трамп даже выражал свое восхищение Владимиром Путиным. Многие эксперты в связи с этим ждали столкновения Америки и Китая.
Когда в феврале 2022 года Россия начала специальную военную операцию на Украине, в Пекине, по мнению Кадери, ждали быстрого разгрома украинской армии Россией и оккупации Киева. Эти расчеты строились на нескольких факторах: усталости от войны в США после проведения бесконечных боевых операций на Ближнем Востоке с 2001 года, закончившихся ничем; крайней непопулярности в американском обществе новых военных авантюр; экономической зависимости Европы от поставок российских нефти и газа. Однако реальность оказалась другой. США и их союзники по НАТО объявили России «калечащие санкции» и начали оказывать массированную военную и финансовую помощь украинскому режиму. По существу, Россия оказалась в состоянии войны не с Украиной, но с США и коллективным Западом. Таким образом, фронт противостояния США со своими главным врагами переместился из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Европу. Одновременно первые военные успехи российской армии сменились «топтанием на месте».
Кайс Ахмад Кадери предлагает три возможных сценария дальнейшего развития украинского конфликта.
Первый заключается в том, что эта война будет долгой и изнурительной по образцу американских войн во Вьетнаме и в Афганистане.
Второй в военном поражении России и смене там политического режима на либерально-демократический и проамериканский.
Третий в скорой военной победе России.
Реализация второго и третьего сценария, по его мнению, маловероятна. По убеждению иранского аналитика, выполнение второго и третьего сценариев будет крайне невыгодным для Китая. В случае установления прозападного либерального режима Россия становится восточным флангом НАТО и начинает угрожать интересам Китая. В случае военной победы Москвы роль и значение России в Евразии резко усилятся. РФ в этом случае обретет доминирование над постсоветскими государствами Центральной Азии и Закавказья. Наиболее выгоден для КНР, по мнению иранского эксперта, сценарий длительной войны. При таком раскладе, во-первых, Китай получает экономическое доминирование над РФ как главный торгово-экономический партнёр. Во-вторых, финансовое ослабление России ведет к тому, что Москва будет не в состоянии реализовать собственные экономические проекты и подключится к китайской программе «Один пояс, один путь». Одновременно Китай обретет гегемонию в Центральной Азии и в Закавказье. А это регионы наиболее богатые углеводородами после Ближнего Востока. В-третьих, противоборство с Россией будет отвлекать США от конфликта с КНР. Очевидно, что американцы не смогут вести войну на два фронта. Таким образом, Пекин получает свободу рук в Восточной Азии. В случае же военной победы Москвы возможен вариант договоренностей между РФ и США о послевоенном устройстве мира. При этом Россия получит в качестве сферы влияния Центральную Азию, где сейчас укрепляется Китай. В этом случае Китай вынужден будет вести противостояние с двумя противниками: с США в АТР и с Россией в Центральной Азии. Это будет напоминать ситуацию СССР 1970-1980-х годов, когда Советский Союз одновременно враждовал с США и с КНР.