На роль одного из героев предстоящих президентских выборов, буквально на наших глазах, начинает претендовать кандидат в президенты, председатель вновь созданной партии Memleket (название можно перевести и как «Родина», но, чтобы не путать с известной пророссийской партией Догу Перинчека будем придерживаться варианта «Отечество», принятого уже в российской прессе — И.С.) Мухаррем Индже.
У него, как показывают опросы общественного мнения, есть возможность собрать от 7 до даже 10% голосов на предстоящих выборах. Причем, голосов как с провластной, так и с оппозиционной стороны. В этом смысле, он может войти в турецкую политику в качестве «третьей силы», регулирующей баланс между первыми двумя – властью и главной оппозиционной коалицией. Особенно, если речь идет о президентских выборах, по которым большинство аналитиков склоняются в пользу сценария со вторым туром голосования, где и должен решиться исход выборов.
Продолжаем анализировать предвыборную программу Партии «Отечество». Часть 3 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке .http://www.iimes.ru/?p=97074#more-97074 .
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению экономической повестки Партии «Отечество» и закончили на взгляде Партии на промышленность. Продолжаем анализировать экономический блок партийной программы. Цитируем:
«-Мы примем меры для создания сети «инвесторов-ангелов» (американская терминологий для финансирования инноваций, стартапов – И.С.), для финансирования социального предпринимательства и новых творческих секторов, а также для предоставления необходимой финансовой поддержки.
— Мы будем развивать сотрудничество между университетами и частным сектором с помощью государственных механизмов стимулирования и поощрения и поддержки бизнес-ангелов.
— Мы обеспечим создание банковской системой, особенно государственными банками, инфраструктуры венчурного капитала для увеличения производства технологий с высокой добавленной стоимостью, поддержки новых направлений бизнеса, основанных на инновациях и предпринимательстве, создания новых компаний, поддержки новых идеи и проекты.
— Мы обеспечим тиражирование производственных моделей в оборонной промышленности, создав конкурентоспособную инфраструктуру и подкрепив производство научными исследованиями».
Следующий подраздел озаглавлен как «Предпринимательство».
Цитируем:
«Создавая инфраструктуру для производства качественных и ориентированных на бренд продуктов, и услуг, мы обеспечим повышение нашей конкурентоспособности за рубежом вместе с нашей стратегией роста, ориентированной на занятость.
— Мы свяжем университеты, НИОКР, частный сектор и финансовые рынки и создадим необходимую среду для реализации ярких идей нашей молодежи.
— Мы будем защищать и развивать все права собственности, включая интеллектуальные, промышленные и общественные товары, и активировать процессы выдачи патентов.
— Мы обеспечим открытие информационных долин, умных конструкторских бюро, площадок для совместной работы и умных инновационных центров в каждом регионе нашей страны.
— Мы позаботимся о том, чтобы при оценке проектов TÜBİTAK (Совет по научно-технологическим исследованиям Турции – прим.) приоритет отдавался научному вкладу и критериям создания коммерческой добавленной стоимости.
— Мы создадим Инкубационный центр, где компании, являющиеся экспертами в своих областях, сформируют Совет по управлению и оценке, и мы обеспечим поддержку выбранных ими проектов государственным финансированием.
— Мы упростим процессы открытия компании и установим максимальное время открытия 24 часа. При создании компании, бухгалтерском учете, налогообложении и т.д. для иностранных или турецких предпринимателей, проживающих за границей, мы обеспечим проведение транзакций в режиме онлайн с широким использованием таких технологий, как блокчейн.
— Мы создадим вторичный фондовый рынок, на котором компании, ориентированные на высокие и цифровые технологии, смогут выйти на биржу по более низкой рыночной стоимости. Таким образом, мы будем диверсифицировать способы получения капитала нашими предпринимателями.
— Мы возродим сектор венчурного капитала, чтобы стартапы, особенно ориентированные на высокие и цифровые технологии, могли легко получить доступ к капиталу. Мы пригласим в нашу страну рисковые венчурные фонды из США, Европы и Дальнего Востока, а также предоставим налоговые льготы для инвестиций, которые они будут делать в нашей стране».
Следующий раздел называется «Права потребителей». Цитируем:
«- В целях повышения стандартов качества продукции мы усилим контроль каждого этапа продукции от производства до момента ее поступления к потребителю и сделаем этот процесс прозрачным для потребителя.
— Мы будем проводить политику повышения осведомленности потребителей, чтобы знать и защищать права потребителей.
— Мы будем гармонизировать наше законодательство с международными соглашениями и конвенциями о правах потребителей, защищая при этом права производителя.
— Мы будем работать с соответствующими неправительственными организациями для защиты и улучшения прав потребителей».
На этом экономический раздел программы Партии «Отечество» заканчивается. Проведем его краткий анализ.
- Макроэкономические обещания: Турция войдет в список 15 мировых экономик, и в число 40 крупнейших стран с наибольшим доходом на душу населения.
- 35% ВВП будет инвестироваться в основной капитал нестроительного бизнеса, 5% ВВП – уровень отчислений на НИОКР.
- Государственный сектор усилит свои надзорно-регулирующие функции в экономике. Особая роль при этом отводится соответствующим институтам, включая Счетную палату страны.
- Упоминается только один национальный проект страны – «Канал Стамбул» и в негативном ключе. Говорится о том, что его реализация будет остановлена.
- Фонд благосостояния Турции, который держит активы крупнейших турецких государственных корпораций будет ликвидирован. Ранее этот Фонд использовался в качестве инструмента для привлечения инвестиций и финансирования из-за рубежа под стратегические турецкие проекты. Это была и цель создания.
- Говорится о том, что приватизации «будут рассмотрены». Прим этом, надо понимать, что большинство приватизационных мероприятий в Турции, к настоящему времени, уже завершено. В определенном смысле, этот тезис может быть прочитан и как то, что могут быть пересмотрены результаты и уже состоявшихся приватизаций.
- В сфере социальной политики, Партия «Отечество» обещает (привычный для турок из прошлого) социальный протекционизм.
- Главная оппозиционная партия и их Национальный альянс говорят о том, что они будут бороться с коррупцией. Заметим, что про коррупцию в экономическом разделе Программы Партии «Отечества» на сказано ни одного слова. Когда что-то в этом духе Партия хочет сказать, она использует слова из серии «экономика роскоши». Можно сказать, что в этом смысле Партия «Отечества» стоит на позициях, которые пусть и оппозиционные, но более мягкие и приемлемые для действующей в Турции власти.
- Уровень безработицы обещается снизить до уровня менее 10%. Много слов Партия «Отечество» говорит про квалифицированные кадры и про справедливую систему отбора и продвижения кадров, вне зависимости от наличия «особых преимуществ». На самом деле, эрозия кадров в нынешней турецкой власти из-за отбора по принципу лояльности, есть такое часто звучащее от турецких экспертов мнение, — одна из уязвимости нынешней турецкой власти. Развивая эту мысль, можно сказать, что кадровая эрозия и может быть одним из тех аспектов, которые привели турецкую власть к нынешним выборным трудностям.
- Производство товаров с высокой добавленной стоимостью и выход на новые технологические рубежи – это один из тезисов, который непременно надо упомянуть. Хотя заметим, что он звучит от всех политических сил в стране. Вообще, есть целый набор тем власти и оппозиции, по которым от них звучат неотличимые идеи и обещания.
- Важнейшая тема для Турции – это её привлекательность для ведения бизнеса иностранными компаниями и турецкими на «удаленке». Турция – это не та страна, в которой это возможно. Процедуры открытия, по сравнению с альтернативными юрисдикциями, медленные и выполняются только с личным присутствием тех, кто организует бизнес. Более того, на вновь созданный бизнес немедленно налагается высокое налоговое бремя, что также отталкивает потенциально заинтересованный бизнес.
Подводим черту под экономикой по предложениям Партии «Отечество». Экономический раздел не содержит специальным образом выделенных, артикулированных ключевых показателей, которые обещается достигнуть в случае их прихода ко власти. Их следует выискивать по тексту. Более того, обнаруженные макроэкономические показатели ничем или мало отличаются от тех, что обещают народу и конкуренты движения – как властный Народный альянс, так и оппозиционный Национальный альянс.
Экономический раздел страдает отсутствием оригинальных идей и любых упоминаний национальных проектов страны. Только общие отраслевые фразы.
Важно заметить, что экономический раздел программы очень мягок, не по-оппозиционному, по отношению к действующей турецкой власти. Там, где Национальный альянс говорит про «коррупцию и кумовство», Партия «Отечество» говорит про «экономику роскоши». Из серии того, что бюрократы «много тратят денег», что является крайне мягким взглядом на вещи и не способно раздражить действующую турецкую власть.
В целом, складывается такое впечатление (которое предстоит ещё подтвердить или опровергнуть через прочтение других разделов Программы Партии «Отечество»), что Программа написана таким образом, чтобы сохранить себе, путем невставания на какие-либо крайние позиции, свободу маневра на последующих витках выборного процесса в Турции.
При желании эта Программа может привести Партию «Отечество» как в оппозиционный, так и во властный лагеря. Что дает Мухаррему Индже свободу политического маневра на президентских выборах в Турции. В частности, если дойдет дело до второго тура, глава Партии «Отечество» вполне может принести в копилку партии власти победу, ну а себе – должность при власти, вплоть до вице-президента страны. Должность министра смотрится при таком вкладе, разумеется, недостаточной.
Обратимся ещё к одному важному разделу Программы Партии «Отечество» — «Безопасность». Важность обусловлена тем, что здесь – и отношение к внешнеполитическому активизму Турции, и к терроризму, и к курдскому вопросу и проч. Ищем общие точки и расхождения позиции Партии как Народным, так и с Национальным альянсами.
Цитируем первую часть этого раздела – «Национальная оборона»:
«Принимая во внимание приоритеты обороны и безопасности, которые выделяются в многогранной среде рисков и угроз в нашей географии, для обеспечения пограничной и энергетической безопасности нашей страны и ее успеха в борьбе с терроризмом, Вооруженные силы Турции с момента мирного периода, является законопослушными и подлежат демократическому контролю. Мы создадим структуру Вооруженных сил, которая позволит им быть современной, авторитетной, эффективной военной силой, готовой к войне на нескольких фронтах одновременно.
— С отдельным подчинением Войск и Генерального штаба Министерству национальной обороны было нарушено единство нашей армии, разорвана жесткая командно-административная связь, урезаны полномочия начальника Генерального штаба. Мы подчиним Генеральный штаб Министерству национальной обороны, а командование войск Генеральному штабу.
— Мы восстановим военные суды для регулирования изношенной системы военной юстиции. Как высший орган, принимающий решения в делах, связанных с военными делами, мы преобразуем Военный кассационный суд в Верховный апелляционный суд и Высший военный административный суд в составе Государственного совета.
— В целях укрепления системы военного образования мы подключим к войскам Военную академию и вновь откроем военные вузы.
— Передача военных госпиталей в ведение Минздрава неправильная. Критические их них мы вновь откроем и передадим Министерству национальной обороны.
— Система назначения армии была коррумпирована, а Высший военный совет (ВВС) был заполнен не связанными между собой гражданскими лицами. Мы изменим структуру ВВС, открытую для политического вмешательства.
— В нынешней системе нет избранных членов Совета национальной безопасности (СНБ), кроме президента. Мы разработаем СНБ, в котором будет представлен Парламент и учтены потребности безопасности страны.
— Система заслуг армии испорчена, система назначения и продвижения по службе полностью реорганизована, изменены сроки ожидания и выхода на пенсию в рядах. В комиссиях по набору студентов и курсантов допускаются нарушения и кумовство. Мы создадим структуру, основанную на заслугах.
— Мы будем ориентироваться на выбор, который является доступным, отвечает нашим оперативным потребностям, имеет возможность совместного производства, где оперативные задачи/личная информация не может контролироваться другими иностранными компаниями/странами, национальная тайна будет обеспечена на каждом этапе, а система национальной логистики не может быть выведена из строя.
— Мы будем оценивать выбор системы ПВО в контексте национальной безопасности и использования суверенных прав нашей страны».
Сразу отметим следующее: Партия «Отечество» предлагает провести обратную реформу Вооруженных сил, по сравнению с тем, что создавалось Партией справедливости и развития и ныне президентом Р.Т. Эрдоганом на протяжении двух десятилетий.
Это касается, в первую очередь, того, что была кратно снижена роль и права Генерального штаба страны. В том смысле, что рода войск были подчинены Министерству национальной обороны, а не Генеральному штабу. В этом была своя логика, с учетом того, что именно Генеральный штаб рассматривался как «очаг сопротивления» действующей турецкой власти. Поэтому и было решено передать рода войск в подчинение министру национальной обороны, который назначается действующим руководством страны.
Однако, как правильно отмечается в программе Партии «Отечества» это создало административный разрыв. Генеральный штаб страны лишился «рук», и был превращен, по сути, в структуру, которая разрабатывает, но не реализует военные доктрину и планы.
То же касается и военных судов, которые были ликвидированы при действующей турецкой власти. Причина была тоже понятна: действующая в Турция власть захотела ввести в общее правовое поле военных, до которых «дотянуться» иным образом было невозможно. Начался этот процесс с ранних годов нахождения во власти Партии справедливости и развития и, к настоящему времени, власть эту проблему решила, однако, создала ситуацию, когда пострадала система военной юстиции.
И, наконец, кадровый вопрос, который для себя власть решала тем, что продвигала в системе ВС Турции лояльных военнослужащих. Опять же, причина была совершенно понятна: на протяжении десятков лет, военные были особой кастой, которые стояли над властью. В рамках создания вертикали власти, потребовалось и свое кадровое обеспечение, и слом, говоря шире, этой системы. Это не могло не привести к тому, что пострадало качество кадрового обеспечения при выполнении своих непосредственных функций. Да и к лояльности, также, после попытки государственного переворота 2016 года, также, как стало понятно, сохранились вопросы. Вообще, эти вопросы, по всей видимости, будут сохраняться до тех пор, пока живет ещё старой поколение турецких военнослужащих, которые помнят как было «по-другому». Письмо, подписанное 102-мя турецкими адмиралами и высшими офицерами ВМС Турции, тому является наглядным подтверждением.