О конференции The Brookings Institution на тему «Выборы в Турции: пост-эрдогановское будущее»

24 апреля в формате онлайн в вашингтонском The Brookings Institution состоялась конференция на тему Elections in Turkey: A post-Erdoğan future или, в переводе, «Выборы в Турции: пост-Эрдогановское будущее». Участниками стали американские и турецкие эксперты.

Обратимся к основным итогам данного мероприятия. При этом формат мероприятия был следующий: сначала пяти спикерам было дано 10 минут для выступления, потом ведущий задавал каждому из них наводящий вопросы. Для простоты приведем тезисы, которые прозвучали от каждого из докладчиков в течение всего мероприятия, рассчитанного на 1 час 15 минут.

Вступительное слово к мероприятию сказала Сюзанна Мэлони, вице-президент и директор Института по внешней политике.

Модератором мероприятия и одним из спикеров стала Аслы Айдынташбаш, приглашенный научный сотрудник — внешняя политика, центр США и Европы, проект Турции. Обратимся к тем тезисам, которые от неё прозвучали:

  • В обычной практике коалиции создаются после проведения выборов. В принятой сейчас, с подачи турецкого руководства, практике коалиции названы «альянсами» и образуются до проведения выборов.
  • Турецкая власть аккумулирует вокруг себя небольшие партии. В состав альянса взяли даже партию, турецкую «Хизбаллу» (имеется в виду Hüda Parti).
  • Кандидат в президенты Мухаррем Индже, глава Партии «Отечество», как ожидается, возьмет от 6 до 8% голосов. Что сделает практически неизбежным второй раунд президентских выборов.
  • Ключом к ним станут итоги парламентских выборов. В том случае, если победу в них одержит действующая власть, её шансы в президентской гонке, втором раунде, также повышаются.
  • На предстоящих выборах турецким избирателям предстоит совершить выбор между властью с её крайне правыми взглядами, ставкой на силу и Реджепом Тайипом Эрдоганом, как центром власти, и оппозицией с Кемалем Кылычдароглу, многообразием, демократией и (национальным) примирением.
  • Вопрос заключается в том, что люди хотят перемен – это очевидно. Но хотят ли они этих перемен с Кемалем Кылычдароглу?

Следующий докладчик к чьим тезисам мы обратимся – это Синан Ульген, Директор Центра исследований экономики и внешней политики (EDAM) Старший научный сотрудник Carnegie Europe.

  • Выборы в Турции важны для всего мира, включая Запад, США и ЕС.
  • Что касается отношений с Россией, то Турция, как считает эксперт, продолжит держать баланс, но химия отношений будет другая.
  • Касательно социологических опросов в преддверии выборов, то на пестрящем фоне есть надежные опросы, которые демонстрируют достаточно высокую точность.
  • Точность турецких опросов обусловлена тем, что очень высокий показатель готовности респондентов отвечать, более 90%. Остальное – это хорошая методология при отсутствии политических пристрастий.
  • Как показывают «надежные» опросы общественного мнения, оппозиция в Турции имеет преимущество. Приблизительно в соотношении 55% к 45%.
  • Преимуществом Реджепа Тайипа Эрдогана является то, что он имеет громадный политический опыт и умеет мобилизовывать свой электорат.
  • Проблема заключается в оппозиции: она не имея подобного опыта, сможет ли мобилизовать свой электорат на активную политическую позицию.
  • Нынешние выборы поставили Р.Т.Эрдогана в непривычную для него ситуацию. Он всегда накануне выборов имел преимущество и шел на выигрыш. Единственное, что от него требовалось – это управление процессом. Сейчас же перед ним стоит иная задача, непривычная для него: необходимо идти в нелояльному себе электорату и пробовать заручиться поддержкой там.
  • Результаты президентских выборов, согласно «надежным опросам» выглядят следующим образом. Прежде всего, как ожидается, будут два раунда голосования – 14 мая и 28 мая. На первом этапе никому из кандидатов не удастся получить 50% голосов и более.
  • Итоги, предположительно, будут выглядеть следующим образом: Кемаль Кылычдароглу – 43%, Реджеп Тайип Эрдоган – 39%, Мухаррем Индже – 6%, Синан Оган – 3%. Остальное – неопределившиеся голоса. Второй раунд голосования должен принести победу главе турецкой оппозиции: Кемаль Кылычдароглу – 53%, Реджеп Тайип Эрдоган – 47%.
  • При этом, позиции главы Партии «Отечество» Мухаррема Индже падают. Месяц назад его рейтинг составлял 16-17%, сейчас он снизился уже до 6-7%. Вопросы вызывает возможность его скоординированных действий с турецкой властью.
  • Как ожидается, голоса Мухаррема Индже и Синана Огана могут перейти именно Реджепу Тайипу Эрдогану. Поэтому главная мотивация турецкой оппозиции – закончить президентские выборы в первом же раунде.
  • Неправильно думать, что если Реджеп Тайип Эрдоган проиграет выборы, то он «не уйдет». В Турции – сильные демократические традиции и крепкий ДНК в этом смысле, даже сейчас после 20-лет правления Реджепа Тайипа Эрдогана. Институты будут на стороне демократии в любом случае, кто бы не победил.
  • Для нормализации отношений с Западом нужны «креативные усилия» оппозиции (когда и если она придет ко власти). Понадобятся формулы урегулирования по С-400, Швеции, Сирии. С другой стороны, необходимо участие и США. Но начальный шаг потребуется, все же, от оппозиции и далее можно будет «раскручивать отношения» шаг за шагом. Но энтузиазма одной оппозиции мало, нужен он и со стороны Вашингтона и Брюсселя. Сейчас они молчат, но не надо думать, что его нет.
  • Проблема с турецкой оппозицией заключается в том, что никто не знает, что она будет делать. При этом, нет ни «тени» министра иностранных дел. У оппозиции нет опыта международных отношений (в отличие от нынешней турецкой власти). Она смотрится более «местной» (domestic), по сравнению с действующей властью.
  • Ни США, ни ЕС не готовы к приходу ко власти оппозиции в Турции, потому что никто не знает, что она будет делать. Поэтому нет особых следов подготовки к результатам в Турции. Они не готовы к «новой Турции».

Следующий докладчик – Алан Маковский, Старший научный сотрудник — Центр американского прогресса. Обратимся к его тезисам:

  • В Турции – сильная демократическая культура. Это продемонстрировали выборы мэра в Стамбуле в 2019 году, когда при исходном голосовании разница в голосах была всего 13 тыс. голосов. А при назначенных властью перевыборах, эта разница уже составил более 800 тыс. голосов. Феноменальный рост в 50 раз поддержки оппозиции.
  • Вопрос заключается в том, как нынешнее турецкое правительство будет управлять выборам. В этом смысле, вспоминается пример «нечестного» референдума в 2017 году (когда Турция голосовала за переход от парламентской к президентской системе власти, и разница в результатах «за» и «против» оказалась минимальной – И.С.).
  • Ключ к ситуации – это Высшая избирательная комиссия страны. Необходимо беспокоиться о повторении сценария 2017 года (было много нареканий и вопросов в связи с «непроштампованными» бюллетенями и проч. – И.С.).
  • США ничего не ожидают от выборов в Турции и не делают заявлений по этому поводу, потому что у них – нулевой кредитный рейтинг / рейтинг доверия в Турции («The U.S. doesn’t have a credibility in Turkey»).
  • Как утверждает заместитель Кемаля Кылычдароглу, Юнал Чевикёз, оппозиция (в случае прихода ко власти – И.С.) утвердит заявку Швеции на членство в НАТО.
  • При этом, позиция Р.Т.Эрдогана, в случае проигрыша выборов, будет позиция лидера турецкой оппозиции. Он способен осложнить жизнь нынешней оппозиции, которая придет во власть.
  • Вопрос сейчас заключатся в следующем: многих шагов оппозиция не предприняла будет она во власти в эти годы, включая вхождение в Сирию, в Ливию, подписание соглашения с Ливией. Но вопрос заключается в том, как теперь то, что было сделано, развернуть назад? При этом, Р.Т.Эрдоган, даже «лузер», будет создавать оппозиции проблемы через турецких националистов.
  • Как ожидается, Если турецкая оппозиция придет ко власти — это не значит, что она будет делать, что им «скажут США», но она будет «более отзывчивой» («more responsive») к американским запросам.

Следующий спикер – Николас Дэнфорс, старший научный сотрудник-нерезидент — Греческий фонд европейской и внешней политики (ELIAMEP) Редактор – War on the Rocks. Цитируем тезисы его выступления:

  • В Турции – крепкие демократические традиции, которые продолжаются свыше 70 лет.
  • Президент Р.Т.Эрдоган не способен организовать в Турции столь же авторитарный режим, который возник, в частности, в России, Саудовской Аравии и Азербайджане.
  • Вопрос возникает, где произошёл «разлом» для действующей турецкой власти. Ответ на этот вопрос видится эксперту следующим образом: разлом произошёл из-за коррупции, безответственности и авторитаризма.
  • В чем заключается различие во внешнеполитическом курсе между действующей турецкой властью и оппозицией? Ответ видится эксперту следующим образом: Была бы «недовольна» оппозиция тем, что в Швеции сжигают Коран и оказывается поддержка РПК? — Да! Как и турецкая власть. Но, как и турецкая власть, стала бы оппозиция блокировать членство Швеции в НАТО? — Нет! Она бы нашла «другие способы». Была бы «недовольна» оппозиция тем, как прочерчена граница исключительных экономических зон в Восточном Средиземном море Грецией и Кипром? — Да! Как и турецкая власть. Но, как и турецкая власть, стала бы оппозиция угрожать Греции и Кипру, совершать маневры в Восточном Средиземном море и подписывать соглашение с Ливией о разделе Восточного Средиземного моря? — Нет! Она бы нашла «другие способы».
  • В целом, нынешний президент США Джо Байден занял абсолютно правильную позицию по отношению к Турции, которая заключается в том, что не надо нормализовывать отношения со страной «любой ценой».
  • США реалистичны по отношению к Турции в том, что последняя не будет вводить формальные, официальные санкции по отношению к России. Однако, американцы предпринимают усилия по созданию санкционного режима действуя на уровне государственных исполнителей и бизнеса.
  • Будет ли нормализация отношений между Турцией и Арменией, после того, как президент США Д. Трамп признал события 1915 года «геноцидом»? – Да, это возможно. Более того, роль США на Южном Кавказе может возрастать.

Следующим докладчиком на мероприятии стала Невшин Менгю, независимый журналист:

  • Каждый месяц, как указала докладчица, она платит все больше и больше в турецких магазинах. За последние несколько месяцев произошло более чем удвоение цены.
  • «Друзья покинули Эрдогана», он разработал и пытается проводить свою собственную экономическую теорию, касающуюся процентной ставки и инфляции.
  • Турция выступает как полигон для испытания Р.Т.Эдроганом своей собственной экономической теории, при которой снижение процентных ставок должно приводить к снижению инфляции.
  • Турция сильно зависит от России. Если в Турцию не приедут туристы из России, то страна «обанкротится», если не продаст помидоры России, то снова «обанкротится». Россия строит первую турецкую АЭС и Турция становится более зависимой от России в сфере энергетики.
  • Турция зависит от Катара, ей нужен приток денежных средств.
  • Это все – к вопросу о возросшей независимости Турции за последние годы.
  • Мнение молодежи разделено. Часть из них выступает за Народно-республиканскую партию, часть из них выступает за более расистские движения, которые – против, в частности, сирийских беженцев.
  • Послание Р.Т.Эрдогану, которое он посылает турецкому электорату заключается в том, что «Вы меня знаете, знаете, чего от меня ждать. Оппозиция – недееспособна и провалится».
  • Касательно членства Швеции в НАТО можно отметить, что ситуация выглядит следующим образом.
  • В исполнении действующей турецкой власти: членство Швеции в НАТО состоится. Однако, речь пойдет о размене, надо «что-то дать» Турции. Возможно, что-то дать «лично» Эрдогану.
  • Что касается турецкой оппозиции, то они утвердят членство Швеции в НАТО. Турецкая оппозиция, как ожидается, займет более технократическую позицию, более классическую для Турции внешнюю политику. Под ней понимается более трансатлантическая политика.
  • При этом, и власть и оппозиция едины в том, что, допустим, санкций по поставкам Турции вооружений со стороны западных партнёров быть не должно.
  • При действующей в Турции власти, при Реджепе Тайипе Эрдогане, у Турецкой Республики не было «внешней политики», а были «отношения». На переговоры иногда не допускались даже представители турецкого МИДа. Там было в отношениях с президентом США Дональдом Трампом (переговоры с которым «переводил неизвестно кто»), так было с президентом России с Владимиром Путиным, так было и остается в отношениях между Турцией и эмиром Катара. Как указала эксперт, оппозицию, когда она придет ко власти, ожидает сюрприз, поскольку «никто не знает, кому и что он (президент Реджеп Тайип Эрдоган – И.С.) наобещал».

Итак, подводим черту под тем мероприятием, которое состоялось в The Brookings Institution.

Начнем с того, что все докладчики единодушны в том, что в Турции, с большой долей вероятности, сменится власть. Причем, «демократические институты» Турции не будут всеми силами «вытягивать» власть нынешнюю.

Запад по этому поводу занимает сдержанную и даже молчаливую позицию, с учетом тех антизападных, а точнее антиамериканских позиций, которые царят в турецком обществе.

При этом, у Запада есть определенные прогнозы на действия турецкой оппозиции. Как ожидается, она будет настроена на то, чтобы оперативно нормализовывать отношения и будет готова к тому, чтобы делать самой первые шаги.

С другой стороны, у Запада нет понимания того, как внешнеполитический курс оппозиции будет выглядеть на практике. Это обусловлено и той сложной структурой оппозиции (6-партийная коалиция), которая есть, и тем, что у турецкого внешнеполитического курса нет своего лица, более того, турецкая оппозиция смотрится «местечковой» по сравнению с нынешней турецкой властью, которая имеет громадный опыт в международных вопросах.

Приход оппозиции ко власти будет означать принятие Швеции в состав НАТО, как можно понять докладчиков, без предварительных условий. В отличие от той же турецкой власти, которая просто так эту тему не отдаст и потребует размена.

Приход оппозиции ко власти не будет означать автоматического введения санкций по отношению к России. Скорее всего, оппозиция от этого воздержаться, однако, будет искать «креативные формулы» решения вопроса с теми же системами С-400 и с сирийским досье.

В целом, Турция, по мнению экспертов, после выборов должна вернуться во внешнеполитическом курсе к «старой-доброй» классике, при которой он имеет ярко выраженную трансатлантическую направленность.

Впрочем, нельзя сказать того, что исходы выборов в Турции уже предрешен: все обусловлено тем, что президент Р.Т. Эрдоган имеет большой опыт политических баталий и имеет способность к тому, чтобы быстро мобилизовывать свой электорат. Последний также занимает активную политическую позицию. Это же, с другой стороны, — уязвимость турецкой оппозиции, которая имея более высокие рейтинги, подобного опыта не имеет. Как мы не раз отмечали, оппозиция склонна к тому, чтобы совершать неоправданные ошибки, которые максимально быстро замечаются и используются турецкой властью себе на пользу.

Но, подчеркнем, в целом, сценарий экспертов на мероприятии заключается в том, что власть в Турции сменится. Хотя Р.Т.Эрдоган, в качестве главы турецкой оппозиции, продолжит сохранять немалое влияние на положение дел в стране.

56.22MB | MySQL:116 | 0,687sec