Предвыборная кампания-2023 в Турции. Часть 23

О характере предвыборной кампании Реджепа Тайипа Эрдогана и Кемаля Кылычдароглу

До первого тура президентских выборов осталось меньше 3 недель. Предвыборная кампания приняла формат ожесточенной борьбы, когда каждый решает свои задачи и продвигает собственное видение их решения. Попытки кандидатов каким-нибудь образом создать себе тактическое преимущество за счет отказа от участия в выборах (как в случае Кемаля Кылычдароглу, который стремился к обеспечению поддержки Мухаррема Индже) или углубления сотрудничества в предвыборный период (неудача Реджепа Тайипа Эрдогана с выдвижением единого списка кандидатов от Народной коалиции) больше не предпринимаются. Взоры политиков сосредоточились непосредственно на работу с избирателями. В этой статье мы рассмотрим особенности избирательных кампаний трех основных кандидатов на пост президента.

Реджеп Тайип Эрдоган

Свою кампанию президент проводит привычным образом. Он сочетает элементы позитивного и негативного дискурсов. Позитивная риторика нацелена на объединение разных сегментов общества и возвращение доверия некогда проэрдогановского электората, который еще не до конца принял решение о голосовании. За счет культивации чувства гордости за успехи и победы турецкой нации, создания эффекта величия Эрдоган пытается убедить консервативного избирателя в том, что все еще находится в хорошей форме и способен решить насущные для Турции проблемы. Позитивный политический язык, в таком смысле, нацелен на задачу представления интересов «народа» (все размытые и многозначные термины, которые используются в дискуссиях о популизме традиционно выделяются кавычками, чтобы показать важность контекста их использования).  Имидж Эрдогана предполагает то, что только один политик может выполнять эту роль. Поэтому в агитационных материалах такой акцент делается на его фигуре. Традиционным образом демонстрация этого эффекта происходит с помощью политики «больших проектов». Она призвана показать, что нынешняя Турция делает то, что раньше было даже немыслимо для нее. В рамках этой кампании Эрдоган уже презентовал универсальный десантный корабль Anadolu, запуск турецкого спутника в космос и начало добычи природного газа в черноморских месторождениях. Помимо этого, активно рекламируется первый турецкий электромобиль TOGG и турецкий танк Altay.

Но негативная составляющая у дискурса также существует. Политические оппоненты снова критикуются. Здесь ничего нового нет. Новинкой кампании Эрдогана стал явный акцент на теме ЛГБТ. 19 апреля на предвыборном митинге в Денизли Эрдоган сказал: «Семья для нас – священна. Народно-республиканская  партия (CHP) может взрастить сторонников ЛГБТ. CHP вместе с террористической ячейкой в парламенте Демократической партией народов (HDP) являются сторонниками ЛГБТ. Вы слышали от них что-то против ЛГБТ? Слышали ли подобные слова от Хорошей партии (İYİ)?».[i] Нужно отметить, что использование этой темы не является разовой акцией. Она периодически упоминается политиками из лагеря Народной коалиции. Иными словами, наш ноябрьский анализ и вытекающие из него предположения о роли культурной повестки и риторике анти-ЛГБТ как реального инструмента политической борьбы, который может использоваться Эрдоганом, (http://www.iimes.ru/?p=91616) подтверждаются.

Кемаль Кылычдароглу

Кампания  главного конкурента Р.Т.Эрдогана оппозиционера и лидера кемалистов Кемаля Кылычдароглу является полной противоположностью. Она по настроению и тону очень напоминает предвыборную кампанию Экрема Имамоглу перед муниципальными выборами 2019 г., которую часто называют стратегией «радикальной любви». Кылычдароглу делает акцент на позитивном дискурсе, пытаясь свести негатив в риторике почти до минимума. Кандидат от оппозиции отказался слов, вызывающих негативную реакцию, не использует резкие высказывания. Кылычдароглу отдает предпочтение темам, которые объединяют разные слои населения. Это следующим образом выражается в риторике кандидата: «Никто не должен быть дискриминирован из-за своей идентичности, вероисповедания и стиля жизни. Мы вместе, мы сильны. Мы как 85-миллионный народ должны быть вместе. Мы слишком сильно разделены и расколоты. Турция должна найти выход из этой ситуации».[ii] Поэтому основой риторики Кылычдароглу являются обещания. Они носят антиэлитный характер и нацелены на демонстрацию изменения подхода власти. Кылычдароглу уверяет, что распродаст личные самолеты президента, ему неинтересны дворцы, он выступает против люкса, живет как простой человек. В отличие от стратегии Эрдогана, Кылычдароглу главным адресатом своих сообщений выбрал избирателя. Он редко прямо критикует власть. Если даже это делается, критика Эрдогана не рассматривается как основная цель, а делается с целью демонстрации проблем.

Подытоживая статью, мы отмечаем, что наблюдаем две разные политические стратегии при проведении предвыборных кампаний. Эрдоган проводит ее традиционным образом. Но отмечается наличие тематических новинок в виде риторики в стиле анти-ЛГБТ. Кампания Кылычдароглу является примером неидеологического антисистемного популизма, основным адресатом которого является избиратель.

[i] https://www.sozcu.com.tr/2023/gundem/erdogandan-muhalefete-bunlar-lgbtci-7659357/

[ii] https://www.cumhuriyet.com.tr/turkiye/son-dakika-kilicdaroglu-gaziantepteki-millet-bulusmasinda-2063376

52.76MB | MySQL:103 | 0,599sec