На роль одного из героев предстоящих президентских выборов, буквально на наших глазах, начинает претендовать кандидат в президенты, председатель вновь созданной партии Memleket (название можно перевести и как «Родина», но, чтобы не путать с известной пророссийской партией Догу Перинчека будем придерживаться варианта «Отечество», принятого уже в российской прессе – И.С.) Мухаррем Индже.
У него, как показывают опросы общественного мнения, есть возможность собрать от 7 до даже 10% голосов на предстоящих выборах. Причем, голосов как с провластной, так и с оппозиционной стороны. В этом смысле, он может войти в турецкую политику в качестве «третьей силы», регулирующей баланс между первыми двумя – властью и главной оппозиционной коалицией. Особенно, если речь идет о президентских выборах, по которым большинство аналитиков склоняются в пользу сценария со вторым туром голосования, где и должен решиться исход выборов.
Продолжаем анализировать предвыборную программу Партии «Отечество». Часть 4 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке http://www.iimes.ru/?p=97117#more-97117 .
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению повестки Партии «Отечество» в сфере безопасности. Мы остановились на рассмотрении раздела «Национальная оборона». Как мы уже отметили, исходя из ознакомления с Программой, Партия «Отечество» предлагает отказ от ряда принципиальных шагов, принятых действующим руководством страны в рамках реформирования ВС Турецкой Республики. В частности, предлагается вновь повысить роль Генерального штаба страны и ввести обратно, в его прямое подчинение, рода войск турецкой армии.
Завершающий пункт раздела «Национальная оборона» звучит следующим образом:
«- Мы позаботимся о том, чтобы турецкие Вооруженные силы играли более эффективную роль при стихийных бедствиях. Мы организуем 1-месячный курс обучения тех, кто подает заявление на оплачиваемую военную службу, для прохождения обучения AFAD (Управление по борьбе со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями – прим.) в провинциях, где они расположены».
Появление данного пункта в программе Партии «Отечество» — неслучайно с учетом опыта ликвидации последствий землетрясения 6 февраля. Дело в том, что, пусть и не сразу, но с некоторой паузой, турецкие военнослужащие были направлены в зоны борьбы с последствиями землетрясения.
И, как показала практика, турецкие военнослужащие оказались мало приспособлены к тем задачам, которые перед ними стояли. Кроме организации патрулирования и защиты домой от мародерства, вряд ли можно было говорить о том, что они, были эффективны на месте чрезвычайной ситуации. Это и то безвластие, которое на несколько дней воцарилось на месте катастрофы, не могло не обратить внимание и турецкой публики, и турецкой оппозиции, которые обратили жесткую критику в сторону власти. Власти даже пришлось на эту тему объясняться с народом и объясняться на тему того, почему развертывание не произошло более оперативно.
Переходим к следующему разделу программы Партии «Отечество» под заголовком. Следующий раздел называется «Оборонная промышленность».
Цитируем программу:
«- На основе Индустрии 5.0 мы будем структурировать нашу оборонную промышленность таким образом, чтобы удовлетворять потребности в высокотехнологичных областях с высокой добавленной стоимостью, где зависимость нашей страны от внешних факторов очень высока, за счет национальных ресурсов и поддерживать свое существование. в международной конкурентной среде.
— Мы будем управлять крупными проектами по закупкам в соответствии с конкретной средой безопасности и потребностями.
— Мы не допустим приватизации стратегических объектов, таких как военные заводы.
— Мы создадим механизмы, которые наладят сотрудничество и координацию между государственными, университетскими, частными и фондами в оборонной промышленности, и мы будем поощрять НИОКР и инновации».
Итак, о чем здесь ведет речь Программа? – О выпуске высокотехнологичной национальной продукции, об импортозамещении, о свободе Турции в закупках (полагаем, что подразумеваются закупке за рубежом), об отказе продажи предприятий турецкого ВПК зарубежным инвесторам (речь идет, по всей видимости, о закупке Катаром танкового предприятия), а также о создании экосистемы в сфере турецкого военно-промышленного комплекса.
Уместно задаться в этой связи вопросом: что из перечисленного выше не делается нынешней турецкой властью?
Можно отметить, что при президентстве Реджепа Тайипа Эрдогана и руководстве Партии справедливости и развития, военно-промышленный комплекс Турции стал развиваться бурными темпами, а «военка» стала одним из драйверов развития турецкой экономики.
Уточним: пока нельзя говорить о значимом прямом вкладе в турецкие макроэкономические показатели (ВВП и экспорт), но уже можно сказать, что повышение технологичности выпускаемой военной продукции способствует развитию и турецких гражданских отраслей промышленности.
Единственное отличие, в этом смысле, между программами турецкой оппозиции и турецкой власти, заключается в вопросе приватизации. Да и то, похоже, лишь только одного предприятия. В целом, можно сказать, что иностранцы, и так, не допущены до того, чтобы владеть ключевыми предприятиями турецкого военно-промышленного комплекса. Один прецедент не означает наличие устойчивой практики.
Следующий раздел Программы «Отечество» посвящен личным правам военнослужащих.
Обратимся к тому, о чем говорит Программа:
«- Мы решим вопрос компенсации за должность и служебные обязанности наших майоров, которые являются старшими офицерами.
— Мы будем переводить наших контрактников офицеров и унтер-офицеров, отработавших десять (10) лет, в штат без экзаменов, при определенных условиях. Мы позаботимся о том, чтобы они получали компенсацию пропорционально их стажу работы.
-Мы обеспечим, чтобы наши унтер-офицеры, окончившие профессиональные училища, начинали свою службу со 2-й степени 9-й ступени, а магистранты – с 1-й степени 8-й ступени. Мы решим проблему служебного вознаграждения наших унтер-офицеров. Мы обеспечим обучение наших сержантов на уровне бакалавриата.
— Мы выполним кадровые просьбы наших старших сержантов. Мы дадим 3600 дополнительных индикаторов. Мы улучшим отношения подчиненный-начальник. Мы предотвратим работу, не связанную с обязанностями персонала.
— Мы решим проблему того, что наши контрактники, унтер-офицеры и рядовые, не могут вернуться домой в нерабочее время. Мы предоставим права государственного служащего по истечении семи (7) лет службы.
— Нашим государственным служащим мы выплатим «Компенсацию Национального института обороны и безопасности».
— Мы решим проблемы гражданских врачей относительно статуса, зарплаты и социальных возможностей.
— Вред, нанесенный в рамках дел о заговоре, достиг самого высокого уровня во время попытки государственного переворота FETO 15 июля. Мы вернем честь тем, кто был судим в заговорах, и дадим статус героев войны («шахидов» — И.С.) тем, кто погиб во время процессов.
— Мы вернем компенсацию, которую они выплатили почти 3000 курсантам военных училищ, исключенных из военных училищ и высших военных училищ из-за пыток FETO/фальшивых отчетов о состоянии здоровья, и мы будем отдавать приоритет их назначению на государственные должности.
— Неправильно, чтобы курсанты, унтер-офицеры-специалисты, унтер-офицеры и офицеры, не входившие в состав FETO и не участвовавшие в каких-либо действиях на процессах 15 июля, получали пожизненные сроки так же, как и члены FETO, которые отдавали приказы. Мы примем юридические меры для исправления ситуации с жертвами и не позволим FETO использовать эту ситуацию».
Крайне важный пункт для ВС Турции, который отражает те неоднозначные процессы, которые проходили вокруг турецкой армии в последние два десятка лет. Результатом этих процессов стало не только замещение армейской элиты, но и множество спорных дел, породивших и в самой армии и вокруг неё напряженность, нуждающуюся в устранении. Не говоря уже и том, что турецкая армия (говоря шире, силовики – И.С.) понесла немалые кадровые потери в результате множества процессов – от дел «Эргенекон» и «Бальоёз» до процессов по делу о попытке государственного переворота 15-16 июля 2016 года.
Следующий раздел озаглавлен как «Внутренняя безопасность».
Цитируем Программу:
«Международные войны за власть, продолжающаяся нестабильность у наших соседей, пробелы во власти и неспособность проводить эффективную внешнюю политику делают нашу страну подверженной многогранным рискам безопасности. Основная цель нашей внутренней политики безопасности: установить неделимую целостность нашей страны, единство нашей нации, основные черты нашей Республики, свободный демократический порядок, права и свободы человека, а также обеспечить атмосферу доверия, мира и спокойствия в обществе, не ставя под угрозу принципы верховенства права, соблюдая единство и чуткость баланса свободы и безопасности. Наша главная цель — устранить все виды преступных угроз до их совершения, сосредоточив внимание на причинах преступления и вины.
— Мы будем решительно бороться со всеми террористическими организациями, особенно РПК, FETO, «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.), используя все военные, политические, экономические, социальные и психологические средства, в рамках закона, с пониманием, основанным не только на борьбе с террористами, но и на иссушении источников терроризма.
— Мы будем развивать наши внутренние, внешние, технические, оборонные, военные, службы безопасности, функции морской разведки, контрразведки и внешней разведки. С помощью разведывательных и превентивных мер мы обеспечим нейтрализацию всех видов террористической деятельности до того, как она перейдет в действие.
— Мы будем уделять приоритетное внимание развитию национальной оборонной промышленности, чтобы свести к минимуму иностранную зависимость от безопасности.
— Мы ограничим индивидуальное вооружение и усилим контроль. Мы усложним доступ к оружию.
— Мы усилим превентивные и сдерживающие правоохранительные службы.
— Мы примем превентивные меры и примем меры по исправлению положения в отношении таких преступлений, как домашнее насилие, убийства женщин, сексуальное насилие, дискриминация по признаку пола и жестокое обращение с детьми.
— Мы укрепим нашу национальную инфраструктуру кибербезопасности.
— Мы будем регулярно созывать всеобъемлющие советы безопасности с участием представителей бюрократии безопасности и всех соответствующих сторон и принимать активные меры.
— Мы примем меры, чтобы иностранцы, ищущие убежища в нашей стране, не участвовали в преступной деятельности и не угрожали общественной безопасности.
— Мы будем решительно бороться с бандами, мафией и организованной преступностью в их внутренней и трансграничной деятельности при международном сотрудничестве.
— Мы установим взаимопонимание, которое наказывает тех, кто нарушает неприкосновенность частной жизни».
Заметим, что в этом разделе ничего не сказано по поводу той политики, которую собирается, в случае победы, проводить Партия «Отечество» в сфере трансграничных контртеррористических операций против РПК и филиалов организации в той же Сирии. Отдельный вопрос – это борьба с РПК (дипломатическими методами) на территории зарубежных стран и, прежде всего, в Западной Европе. Программа партии может прочитываться в любом русле, хотя обращает на себя внимание превентивный характер тех мероприятий, которые планируется проводить для обеспечения внутренней безопасности страны.
Следующий подраздел озаглавлен как «Борьба с наркотиками». Цитируем:
«- Мы преодолеем факторы, которые подталкивают наших граждан к употреблению веществ, вызывающих привыкание, с сильным подходом социального государства.
— Мы будем решительно бороться с незаконным производством, торговлей и употреблением наркотиков.
— Мы будем проводить информационно-просветительскую работу против наркомании, начиная со школ.
— Мы будем организовывать наркологические центры не только как медицинские центры, но и как центры психосоциальной реабилитации. Мы сделаем доступ к этим центрам быстрым и эффективным.
— Мы примем подход исправления и реабилитации вместо наказания и тюрьмы в отношении правонарушений несовершеннолетних.
— Незаконный оборот наркотиков является одним из основных источников финансирования терроризма. Чтобы предотвратить это финансирование, мы создадим эффективный и динамичный механизм сотрудничества с правоохранительными органами, судебными органами и другими соответствующими подразделениями».
Заметим то, что весьма важного аспекта борьбы с наркотиками в Программе Партии «Отечество» не прозвучало. Речь идет о, разумеется, международном сотрудничестве в этой сфере, в частности, с целью пресечения использования территории Турции для транзита.
Следующий вопрос безопасности, затрагиваемый в Программе – это «дорожное движение», что достаточно неожиданно в плане появления в «геостратегическом разделе». Хотя для внутренней безопасности Турции, безопасность дорожного движения представляет собой достаточно серьезную проблему. Просто потому что соблюдение ПДД в Турции – достаточно условное, что приводит к высокой аварийности на турецких дорогах.
Цитируем:
«- В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий мы примем меры по повышению осведомленности посредством обучения, улучшения физической инфраструктуры и предотвращения индивидуальных и институциональных ошибок.
— Мы примем срочные меры, установив причины аварий с анализом дорожно-транспортных происшествий.
— Мы создадим достаточное количество медпунктов в критических зонах на автомагистралях».
Следующий раздел называется «Миграция и беженцы» и представляет собой, вероятно, один из самых болезненных вопросов с точки зрения турецких избирателей.
Цитируем:
«- Мы будем действовать со справедливой долей ответственности в рамках международных соглашений и обязательств в борьбе с миграцией.
— Мы обеспечим формирование безопасных зон в странах происхождения беженцев, продолжим диалог и сотрудничество с правительствами стран происхождения.
— Мы повысим безопасность границ и будем активно внедрять соответствующую политику возвращения.
— Мы внесем двойные стандарты Европейского Союза и международных организаций, таких как ООН, в повестку дня международного общественного мнения. Мы будем призывать мир взять на себя совместную ответственность и создать переговорные площадки.
— Мы создадим безопасные и добровольные условия возвращения для тех, кто хочет вернуться в свои страны. Мы будем проводить политику социальной сплоченности для тех, кто не может вернуться.
— Мы будем удовлетворять основные человеческие потребности просителей убежища и иммигрантов, такие как безопасность жизни и имущества, здоровье и образование во время их пребывания в нашей стране. Мы будем открыто раскрывать информацию о государственных расходах и помощи общественности.
— Мы включим иммиграционные движения и группы иммигрантов в нашу страну, создав систему регистрации иммигрантов, чтобы ресурсы, выделяемые иммигрантам, можно было использовать эффективно и результативно».
Самое главное из изложенного выше заключается в том, что партия предлагает создавать места размещения беженцев в приграничье. Речь, разумеется, идет именно о сирийских беженцах и о турецко-сирийском приграничье, причем, с сирийской стороны. И второй момент, который, к слову сказать, является универсальным для всех программ, всех политических партий Турции, вне зависимости от политической окраски – это то, что нацелены на высылку беженцев с турецкой территории. Градус общественного негатива сейчас такой, что это – одна из первостепенных задач в сфере миграционной политики.