На роль одного из героев предстоящих президентских выборов, буквально на наших глазах, начинает претендовать кандидат в президенты, председатель вновь созданной партии Memleket (название можно перевести и как «Родина», но, чтобы не путать с известной пророссийской партией Догу Перинчека будем придерживаться варианта «Отечество», принятого уже в российской прессе – И.С.) Мухаррем Индже.
У него, как показывают опросы общественного мнения, есть возможность собрать от 7 до даже 10% голосов на предстоящих выборах. Причем, голосов как с провластной, так и с оппозиционной стороны.
В этом смысле, он может войти в турецкую политику в качестве «третьей силы», регулирующей баланс между первыми двумя – властью и главной оппозиционной коалицией. Особенно, если речь идет о президентских выборах, по которым большинство аналитиков склоняются в пользу сценария со вторым туром голосования, где и должен решиться исход выборов.
Продолжаем анализировать предвыборную программу Партии «Отечество». Часть 6 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=97168.
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы начали рассмотрение повестки Партии «Отечество» в сфере государственного управления. Этот вопрос является принципиальным с точки зрения того, как рассматривать Партию «Отечество» в качестве «системной» оппозиции (если не будет предлагать смену системы власти с президентской, назад, на парламентскую республику) или же в качестве «непримиримой» оппозиции (если будет предлагать смену строя и даже критиковать референдум, состоявшийся в 2017 году).
Продолжаем цитировать раздел «Государственное управление»:
«- Мы будем поддерживать космические исследования.
— Мы примем меры для обеспечения нашей цифровой безопасности.
ПОДКОНТРОЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО
Одним из важнейших элементов верховенства закона является то, что действия и сделки администрации подчиняются механизмам баланса и контроля. На основе ответственного подхода к управлению:
— Политический надзор будем осуществлять через Меджлис. Мы восстановим функции политического и финансового контроля Великого Национального Собрания Турции, которое утратило свой конституционный контроль и право составлять бюджет.
— С судебным надзором: мы будем подвергать работы и операции администрации контролю независимой и беспристрастной судебной власти.
— С иерархическим контролем администрации: мы обеспечим, чтобы независимые учреждения и советы проводили аудит в соответствии со своими собственными законами, а аудиторские подразделения администрации — в соответствии с принципом «функциональной независимости», который будет четко определен, беспристрастным и политически независимым образом.
— Мы обеспечим автономию органов административного контроля и советов и обеспечим их создание на основе заслуг.
— Мы обеспечим, чтобы граждане могли эффективно использовать свое право на информацию.
— Под контролем администрации, мы усилим Счетную палату, которую ранее превратили в «калькулятор» (иными словами, Счетная палата не будет иметь политических предпочтений – И.С.). Мы будем публиковать аудиторские отчеты Счетной палаты и делиться с общественностью транзакциями, совершенными в результате аудиторских отчетов.
— Мы очистим пространство контроля от политических влияний.
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
— Основываясь на принципах «целостности управления» и «децентрализованного управления» в нашей Конституции, мы решим все проблемы, касающиеся органов местного самоуправления.
— Мы обеспечим участие жителей города в управлении городом, а жителей села в управлении селом.
— Мы укрепим транспортную, коммуникационную, электрическую, водопроводную и канализационную инфраструктуры местных единиц.
— Мы решим все проблемы населенных пунктов, возвращающихся из села в микрорайон, особенно доступ к услугам, путем перестройки законодательства.
— Мы будем контролировать расходы органов местного самоуправления, создав эффективный механизм.
— Мы будем проводить все процессы, связанные с местными органами власти (собрания, займы, купля-продажа, торги, выделение ресурсов, набор персонала) прозрачным образом и обеспечим их соблюдение общественностью.
— Мы разработаем новые модели местного самоуправления с приложениями искусственного интеллекта и пониманием умных городов, принимая во внимание рост населения, географическую структуру, исторический фон Турции и научно-технические разработки.
— Мы усилим мухтаров (сельских старост – прим.) как опорные единицы для органов местного самоуправления. Мы создадим необходимую инфраструктуру, чтобы они могли эффективно и качественно выполнять свои обязанности на благо общества, в соответствии с требованиями эпохи, в которой мы живем. Мы улучшим личные и трудовые права и урегулируем их специальным законом. Мы обеспечим присутствие наших мухтаров (сельских старост – И.С.) на заседаниях соответствующих подразделений местных администраций по вопросам, касающимся их микрорайонов, информирование членов и голосование по необходимым вопросам.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ
Управление государственными кадрами в стране является сердцем государства, основополагающим элементом государственной организации и зеркалом режима, в котором оно находится.
Основываясь на этом принципе, мы будем внедрять принципы ЗАСЛУГ, КАРЬЕРЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ и ГАРАНТИЙ в государственном управлении персоналом, как при приеме на работу, так и при назначениях и продвижении по службе.
— Самым основным принципом управления государственными кадрами являются заслуги. Чтобы бюрократия функционировала рационально, мы внедрим принцип заслуг без компромиссов и не допустим практики кумовства и дискриминации.
— Говоря про систему заслуг: мы будем поднимать их по принципу «РАВЕНСТВА». Мы не допустим, чтобы политические взгляды, религия, секта и этническая принадлежность были критерием для поступления на государственную службу. Мы позаботимся о том, чтобы дети этой страны соревновались на равных.
— Мы восстановим забытую систему заслуг в Турции на каждом этапе, от поступления на государственную службу до окончания службы. Мы будем бескомпромиссно применять эту систему при первоначальном поступлении на государственную службу, продвижении и продвижении по службе, увольнении и назначении на руководящие должности. Таким образом, мы не только установим доверие к системе для тех, кто хочет работать на государственной службе, но и обеспечим стабильность и непрерывность бюрократии.
— Мы реорганизуем экзаменационную систему. Чтобы компенсировать потерю доверия к экзамену KPSS (экзамен по отбору государственных служащих – прим), мы будем контролировать каждый этап по строгим правилам, от подготовки вопросов до раздачи экзаменационных листов кандидатам.
— Мы будем публиковать вступительные экзамены на государственную службу онлайн. Таким образом, мы придадим обществу уверенность, обеспечив, чтобы граждане видели и наблюдали за своими детьми во время экзамена.
— «Нет заслуг, если есть договоренности!» Основываясь на этом понимании, мы возьмем баллы за успешное выполнение KPSS и письменных экзаменов в качестве основы для найма персонала в государственные учреждения. Мы ограничим очные экзамены для определенных профессий. На этих экзаменах мы будем стремиться измерять научные знания.
— Мы не будем допускать, чтобы мировоззрение, религия, этническая принадлежность кандидатов были определяющими факторами на экзаменах. Для этого введем правило записи на камеру на устных экзаменах.
— Мы обеспечим единство всех письменных и, при необходимости, устных экзаменов, которые будут проводиться в государственных учреждениях. Мы удалим экзаменационную систему из-под контроля государственных учреждений.
— Мы не позволим учреждениям действовать произвольно при определении коэффициента на количество кандидатов, вызываемых на устный экзамен.
— Мы определим «методику» обязательных устных экзаменов по некоторым направлениям. Мы будем бескомпромиссно применять эти правила в каждом государственном учреждении. Таким образом, мы обеспечим легитимность экзаменов, защитив как кандидата, так и жюри, проводящее экзамен.
— Мы укрепим соответствующий отдел Государственного совета, чтобы административные иски, которые должны быть поданы в связи с экзаменами, рассматривались оперативно.
— Мы проведем проверку безопасности до назначения кандидата, а не до экзамена. Мы не позволим тем, кто имеет связи с террористическими организациями, работать в государственном секторе.
— Ограничим подъем «лифтов» в общественных учреждениях. Мы обеспечим продвижение квалифицированного персонала, работавшего в учреждении, и примем для этого необходимые юридические меры.
— Мы будем справедливы в распределении обязанностей и полномочий в госсекторе.
— Мы будем нанимать наемный и субподрядный персонал только в обязательных, исключительных и срочных случаях, осуществляя кадровое планирование в государственном секторе. Таким образом, мы примем принцип «безопасной занятости», а не «гибкости» в государственном секторе. Мы освободим государственных служащих от неопределенности процесса заключения контрактов.
— Мы перейдем к принципу «социальной заработной платы» в бюджетной сфере. Мы удалим плату за исполнение.
— Мы обеспечим справедливость по всему спектру заработной платы.
— Мы создадим «Академию менеджмента» для подготовки менеджеров высшего звена.
— Мы примем тип организации «Министерство» вместо организации типа «Офис» в государственном управлении персоналом. Мы реорганизуем Министерство труда, включив в него государственных служащих.
— Мы создадим новый метод оценки персонала, совместимый с системой государственного персонала, и будем поощрять «систему премирования» для повышения мотивации государственного персонала.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
Борьба с коррупцией будет одной из наших самых основных обязанностей, чтобы государство могло выполнять свои обязанности, обеспечивать мир и социальное благополучие людей, развивать нашу страну и повышать доверие к государству. Мы будем повышать общественную осведомленность по этому вопросу.
— Мы обеспечим открытость, прозрачность, отслеживаемость и возможность аудита областей, в которых совместно работают государственный и частный секторы.
— Мы перестроим Закон о государственных закупках с подходом, основанным на прозрачности всех тендерных и закупочных процессов, и устраним произвол.
— Мы будем строить этическую культуру и этические правила в областях, которые не регулируются правовыми нормами. Мы обеспечим контроль установленных нами правил. Для этого мы сделаем Комитет по этике государственных служащих независимым, автономным и сильным комитетом и реорганизуем его законодательство. Институт омбудсмена — это орган, к которому могут обратиться лица, пострадавшие из-за власти, используемой общественностью при разрешении споров между администрацией и отдельными лицами. Однако существуют проблемы, связанные с выбором, эффективностью и функционированием Комитета.
В данном контексте:
— Мы изменим подход к управлению на ориентированный на граждан для эффективности аудита, проводимого Комитета.
— Мы повысим эффективность Комитета, обеспечив освещение и обсуждение решений Комитета в СМИ.
— Мы позаботимся о том, чтобы омбудсмен был политически нейтрален».
Итак, что можно сказать относительно раздела «Государственное управление» в Программе Партии «Отечество»?
Первое и главное, Партия «Отечество» и Мухаррем Индже ни слова не говорят о том, что он, как политик, и его партия, как политическое движение, собираются менять в стране президентскую систему правления на парламентскую систему. Заметим, что это – ключевой тезис турецкой оппозиции.
С другой стороны, нельзя не сказать, что Мухаррем Индже в программе своей партии говорит о необходимости усиления роли Парламента и надзорных органов, включая, в первую очередь, Счетную палату страны. При необходимости, можно обратить эти заявления и в тезис о возврате к турецкому «парламентаризму» или же остаться на существующих позициях. Свобода маневра, в этом смысле, у Мухаррема Индже и у его Партии остается. И будет сохраняться вплоть до второго тура президентского голосования – ведь если до него дойдет дело, то роль М. Индже резко возрастет. Он будет востребован как со стороны власти, так и с стороны оппозиции.
В глаза бросается нежелание Мухаррема Индже сжигать за собой мосты, примыкая окончательно к тому или иному лагерю на данном этапе.
Второй принципиальный момент, который также подчеркивает вывод выше, заключается в том, что, говоря о коррупции и о кумовстве, Мухаррем Индже выбирает достаточно мягкие выражения. С одной стороны, он выглядит как оппозиционер, с другой стороны, не выглядит как непримиримый оппозиционер. Напротив, такая разборчивость в выражениях может свидетельствовать о том, что он может быть системной оппозицией, действующей в связке с ныне правящим альянсом.
Получив достаточное понимание того, что из себя представляет Партия «Отечества» на уровне программных документов, не можем не рассмотреть, в заключение, ещё один раздел Программы. Речь разумеется, идет об энергетике. Вопрос АЭС и торговли с Турцией природным газом является для нашей страны одним из самых принципиальных. Исходя из этого, посмотрим на то, что в этом смысле декларирует Партия «Отечество».
Цитируем:
«Наша национальная энергетическая политика направлена на удовлетворение спроса на энергию адекватным, высококачественным, бесперебойным, экономичным, а также чувствительным образом по отношению к окружающей среде и к экосистеме, отдавая приоритет национальным, природным и возобновляемым ресурсам в рамках нашего основного подхода «Пригодная для жизни среда и устойчивое развитие».
Для этой цели энергоэффективность – это, в основе своей, использование и развитие всевозможных методов и технологий.
— Мы будем отдавать приоритет возобновляемым источникам энергии. Мы пересмотрим наши инвестиционные приоритеты, принимая во внимание наши возможности использования возобновляемых источников энергии.
— В рамках принципа предсказуемости мы сделаем прозрачным доступ к информации в энергетике, не допустим злоупотребления доминирующими на рынке компаниями своим положением, включим потребителей в качестве игроков рынка.
— Исходя из предпочтения производства энергии там, где она потребляется, мы будем поддерживать устойчивое производство энергии в организованных промышленных зонах (ОПЗ) и жилых домах.
— Обеспечим автономию, беспристрастность и прозрачность регулирующих органов, работающих на энергетическом рынке.
— Мы обеспечим прозрачность инвестиций в энергетику в конкурентной среде.
— Мы позаботимся о том, чтобы энергетический рынок был предсказуемым для всех инвесторов, и стремимся установить баланс между выгодой инвестора и потребителя в ценовом механизме.
— В нашей стране, которая очень богата солнечными, геотермальными, ветровыми, биомассовыми и волновыми ресурсами, у нас есть потенциал для реализации возобновляемой энергии за счет внутреннего производства. Мы выделим инвестиции в централизованное теплоснабжение на основе биотоплива, производство биогаза, электромобили и электрический общественный транспорт.
— Мы уберем бюрократические барьеры для инвестиций в возобновляемую энергетику. Мы будем повышать энергоэффективность и поддерживать операционное превосходство с помощью исследований и разработок и исследований в области развития технологий.
— Мы будем отдавать приоритет строительству плотин, которые используются для более эффективного производства электроэнергии, а также для поливной воды, хранения, питьевого водоснабжения и защиты от наводнений, вместо искаженного строительства ГЭС, которое не является чувствительным по отношению к окружающей среде, природе и к человеку.
— Мы будем поддерживать и использовать все виды производства водородных технологий.
— Вместо тепловых электростанций, наносящих серьезный вред природе и здоровью человека, на первый план, мы выведем альтернативные источники энергии. Мы не будем строить новые угольные электростанции, мы полностью устраним выбросы от существующих угольных электростанций в краткосрочной перспективе.».