О проблемах индийских инвестиций в экономику Израиля на примере приватизации порта Хайфы

В результате прошлогодней  сделки, одной из крупнейших иностранных инвестиций Индии в Израиле, холдинг индийского магната  Гаутама Адани и особая экономическая зона (APSEZ) приобрели 70-процентную долю в ныне приватизированном порту Хайфа, в то время как израильская Gadot Group приобрела оставшиеся 30 %. Сделка, которая должна была стать знаковым моментом для Адани, который в начале года был третьим по богатству человеком в мире, широко афишировалась в СМИ, но через несколько дней после того, как все точки над I были расставлены, флагманская компания Адани, Adani Group, оказалась под угрозой обвинений в финансовой халатности, мошеннических транзакциях и манипулировании ценами акций. Стоимость его компаний резко упала, несмотря на инвестиции в размере 400 млн долларов из инвестиционного фонда Абу-Даби. В течение одного месяца после подписания сделки по порту Хайфы Адани, который отрицал обвинения, выпал из списка 10 самых богатых людей мира. Учитывая близость Адани к влиятельным лицам в Нью-Дели, издание Тhe Economist скообщило, что это стало «политическим конфузом» для премьер-министра Индии Нарендры Моди и тем, что «подвергает индийский капитализм самому суровому испытанию за последние годы». 9 февраля премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху позвонил Н.Моди и они говорили около 20 минут. Хотя подробности беседы не разглашаются, обе страны подтвердили свою приверженность укреплению связей и развитию своего стратегического партнерства. Это заявление, по-видимому, развеяло опасения по поводу участия Адани в порту Хайфы и его связей с несколькими израильскими компаниями. Позже Ноар Гилон, посол Израиля в Индии, сказал местным СМИ: «Адани — очень сильный игрок в мировой системе портов. Это его основной бизнес. Мы верим, что он сделает этот порт сильнее.  Порт принадлежит ему (Адани). Я считаю, что компания заинтересована в том, чтобы сделать этот порт успешным, это надежда Израиля и в интересах Израиля, а также в интересах Adani group. Я верю, что этот порт станет процветающим портом в Средиземноморье». Другими словами, сделка была заключена, Хайфа была продана, и обе стороны собирались добиться ее реализации. Расположенный на берегу Средиземного моря, порт Хайфы на протяжении сотен лет служил крупным морским логистическим центром стран Северной Африки и Азии. Сейчас порт Хайфы критически важен для экономики Израиля: он обрабатывает около 50% всех израильских грузов. С начала 2000-х годов начались обсуждения по поводу приватизации порта в рамках серии экономических реформ, инициированных Нетаньяху, который неоднократно поощрял продажу государственных активов якобы для сокращения коррупции и снижения издержек. В 2015 году Shanghai International Port Group (SIPG) выиграла тендер на эксплуатацию терминала Haifa Bayport в течение 25 лет, к большому огорчению правительства США. Во время своего визита в Израиль в мае 2020 года тогдашний госсекретарь Майк Помпео призвал Израиль прекратить инфраструктурные проекты с Китаем: «Мы хотим, чтобы китайский народ был успешным, но мы не хотим, чтобы Коммунистическая партия Китая имела доступ к израильской инфраструктуре и израильским системам связи — всему тому, что подвергает риску израильских граждан — и, в свою очередь, подвергает риску также способность Америки работать бок о бок с Израилем над важными проектами». Когда открылись тендеры на порт Хайфа, дубайская DP World, Турция и Китай первоначально проявили интерес, но США активно лоббировали против приобретения Пекином стратегического порта, и DP World вышла из гонки в декабре 2021 года. «Все в порту сказали мне, что они рады участию DP World. Я так и не понял, почему они отказались», — заявил эксперт Р.Плонски из Лондонского университета. Дэн Катаривас, израильский координатор Индийско-израильского форума генеральных директоров, пояснил, что, хотя было волнение по поводу возможности появления арабского партнера в Хайфе, он признает, что ходили слухи, что сделка не состоялась, потому что партнерство с арабской страной могло представлять слишком большой риск для безопасности. Все это создало идеальный сценарий для участия индийцев. Однако, когда Адани подал свою заявку вместе с Gadot Group, это заглушило конкуренцию, поскольку она была на 55% выше, чем вторая по величине ставка. Это была не просто покупка, это было заявление о намерениях. Adani Group, колоссальная корпорация в Индии, занимающаяся производством солнечной энергии и распределением газа, установками по очистке воды в аэропортах, финансовыми услугами в сфере недвижимости, вселила в Израиль уверенность в том, что крупный игрок при поддержке индийского государства поможет реализовать потенциал порта. Даже тогда масштаб непомерной заявки удивил наблюдателей. Ни одна индийская компания никогда не была столь предприимчивой в своих закупках за рубежом, заявил Николас Бларел, доцент кафедры международных отношений Института политических наук Лейденского университета в Нидерландах: «Я думаю, что это была самая крупная сделка [между Индией и Израилем], которую я видел. Были заключены крупные сделки, но в основном в оборонном секторе. Но для частного сектора это совершенно ново». С учетом того, что связи Индии с Израилем стремительно развиваются с тех пор, как Моди вступил в должность в 2014 году, а Индия является неотъемлемой частью американского блока против Китая, приобретение, казалось, понравилось Вашингтону. Для Израиля это приобретение стало благом. Это помогло бы восстановить порт Хайфы в качестве ключевого логистического узла на Ближнем Востоке и предоставило бы Израилю уникальную возможность проложить торговый маршрут, соединяющий Средиземное море и Персидский залив в обход Суэцкого канала. Адани пообещал «преобразовать весь портовый ландшафт. Хайфа завтрашнего дня будет сильно отличаться от Хайфы, которую вы видите сегодня. При вашей поддержке мы выполним это обязательство и внесем свой вклад в преобразование этого города».

Отметим, что эта сделка демонстрирует знаковую трансформацию внешней политики Нью-Дели по палестинскому досье. Будучи лидером Движения неприсоединения с начала 1950-х годов, Индия после обретения независимости всегда воспринималась как близкий друг палестинского народа. В то время как Израиль стал государством в 1948 году, Нью-Дели признал его только в 1950 году. Индия также голосовала в 1975 году в ООН за резолюцию 3379, которая определяла сионизм как расизм. но как только Индия нормализовала отношения с Израилем в 1992 году, направление отношений быстро изменилось. Тридцать лет спустя Нью-Дели является крупнейшим покупателем израильского вооружения и военной техники, постепенно приближаясь к объему закупок в  2 млрд долларов в год. «Мне кажется, что от прошлой поддержки Индией палестинцев как части ее руководящей роли в движениях неприсоединившихся стран и сторонников Третьего мира уже довольно давно отказались. Под руководством Моди этот процесс, безусловно, ускорился, поскольку он активно стремился наладить отношения с другими репрессивными и консервативными режимами по всему миру. В этом смысле его сближение с Израилем является частью более широкой тенденции», — полагает Сай Энглерт, преподаватель регионоведения в Лейденском университете. В частности, за последние пять лет индийские компании, такие как Adani, также начали совместное производство израильского оружия. К ним относятся штурмовые винтовки Tavor X95, легкие пулеметы Negev, снайперские винтовки Galil, а также беспилотные летательные аппараты Hermes 900. Беспилотники Hermes, впервые испытанные на палестинцах во время бомбардировки Газы в 2014 году, производятся для индийских вооруженных сил, а также для экспортного рынка.  Так называемые «Соглашения Авраама» определили  еще более значимую роль для Нью-Дели в регионе. Приобретение порта Хайфа в этом контексте  также было агрессивно подано как крупная победа для Индии и Израиля. Влиятельный израильский журналист Хананья Нафтали описал это как «прорыв в нашем союзе [с Индией]. Я думаю, что эта сделка показывает, что израильтяне достаточно доверяют Индии, чтобы приватизировать государственный порт Хайфа и передать его в руки Индии».  Несколько наблюдателей также отметили, что эта сделка ознаменовала огромный сдвиг в отношениях Индии с Израилем. Это не только дало Индии шанс расширить свое присутствие из Азии на Ближний Восток и Европу, но и укрепило стремление Нью-Дели стать всемирно уважаемым экономическим игроком. По сути, порт Хайфы поставил Адани в центр торговли между Азией и Европой. Наблюдатели отметили, что этот шаг может облегчить долго откладывавшиеся соглашения о свободной торговле между Индией и Европейским союзом, а также Израилем. Это также поможет расширить экономическое взаимодействие Израиля с Южной и Восточной Азией и, что более важно, еще больше интегрировать израильскую экономику на Ближний Восток после многих лет изоляции от соседей. «Их (Адани) участие в Израиле или в порту Хайфы не является разовым. Это часть стратегии конгломерата по привлечению Израиля и Индии в ближневосточный регион. Я думаю, что они (Адани) считают порт очень важным в соединении Востока и Запада и что в конечном итоге ситуация на Ближнем Востоке будет развиваться позитивно, а порт Хайфа является воротами в Европу с Ближнего Востока и из Азии. В среднесрочном долгосрочном планировании для Адани это стратегическое приобретение, за которым стоит геополитическое мышление», — полагает Катаривас. «Наиболее ощутимое влияние этого бренда – минимизация  вопроса о Палестине», — считает Плонски. В октябре 2021 года была официально сформирована группировка Западноазиатский блок, или I2U2 (Израиль, Индия, США, ОАЭ). За несколько дней до саммита Нью-Дели заявил, что группа будет поощрять совместные инвестиции в такие области, как водоснабжение, энергетика, транспорт, космос, здравоохранение и продовольственная безопасность., I2U2 ускорил процесс разработки и модернизации, чтобы расширить проекты секьюритизации и приватизации по всему региону. Продажа порта Хайфы не просто продемонстрировала центральную роль Израиля в ряде различных геополитических маневров в регионе, она представляла собой консолидацию возглавляемой США альтернативы китайской инициативе «дин пояс, один путь». «Порт является его [I2U2] первым важным достижением на этом направлении», — полагает Энглерт, добавив, что приобретение также означало дальнейшую интернационализацию израильской оккупации палестинских территорий. Менее чем через месяц после телефонного разговора Нетаньяху и Моди после кризиса в компании Адани американская компания GQG Partners Inc объявила, что инвестирует 1,88 млрд долларов в четыре компании, контролируемые Адани. Это включало 4,1-процентную долю в Adani Ports за 640 млн долларов. Эффект был незамедлительным. Акции четырех компаний Адани выросли на 5 и 10% в течение дня. Индийская рупия также укрепилась по отношению к доллару США на счет инвестиций — самое высокое изменение за месяц. Но есть и «подводные камни». Продажа порта Хайфа и «офшоринг Израиля», как описывает это Плонски, являются частью схемы, направленной на то, чтобы отделить Израиль от его колониального завоевания во имя создания так называемых частных, эффективных и удобных пространств для глобальной торговли. По словам Плонски, «для проведения подобной операции в гиперкапиталистической манере, в которой она задумана, требуется дальнейшая секьюритизация и сдерживание палестинцев». «Проект офшоринга заключается в том, чтобы отсоединить эти каналы глобальной торговли [такие, как порт Хайфа] от чего угодно — например, от местных законов или политики, — которые могут помешать быстрому перемещению товаров и услуг. Ничто не перемещается в пространстве волшебным образом. Порты — это не пустые места. Они полны национальной идентичности, стремления к наживе, имперской идентичности, и они полны всем этим одновременно. Они остаются гипернациональными пространствами, о чем свидетельствует индийский флаг в Хайфе», — полагает Плонски. В этой связи по прошествии года после подписания сделки местные эксперты говорят о том, что палестинское досье по-прежнему является глобальным барьером всех планов ВСША, Индии и Израиля по созданию какой-то серьезной альтернативы китайским логистическим проектам. Непредсказуемость развития ситуации на фоне недавних всплесков эскалации и активизации поселенцев и израильских правых не способствует хорошему инвестиционному климату, а тем более – реализации проектов серьезных трансграничных хабов.    Хайфа является домом для 60 000 палестинцев, которые проживают там постоянно, в то время как примерно 20 000 палестинских студентов учатся там в университетах и колледжах. Город также уникален тем, что находится в прямых и постоянных трениях с израильским обществом. Хайфа, население которой составляет 300 000 человек (240 000 из которых евреи), стала в последние годы основным культурным, политическим и молодежным центром для арабских граждан Израиля, а также крупнейшим собранием молодежи среди арабов с израильским гражданством. Эти молодые люди продолжили историческую борьбу против иудаизации и изгнания палестинцев, а также связанную с этим битву за возвращение исламских и арабских земель и активов и сохранение арабского присутствия в палестинских кварталах Хайфы. На сегодня город стал главной отправной точкой для политических, фракционных и национальных сил в исторической Палестине, причем в отличие от других мест, все палестинские фракции действуют здесь сообща.

55.98MB | MySQL:116 | 0,783sec