Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 ноября -13 декабря 2009 года)

Наиболее важные события в регионе в период с 30 ноября по 13 декабря 2009 г. происходили в Афганистане и Ираке. Президент США Б. Обама 2 декабря объявил о завершении пересмотра американской стратегии в Афганистане и направлении в эту страну дополнительного контингента войск численностью 30 тыс. человек. Парламент Ирака 6 декабря принял в окончательном варианте новый закон о выборах.

По заявлению президента США Б. Обамы, новая американская стратегия в Афганистане включает «три ключевых элемента». Это «военные усилия» по созданию условий для постепенной передачи ответственности за обеспечение безопасности в стране местным властям, создание условий для обеспечения поддержки афганского правительства со стороны населения и «эффективное сотрудничество с Пакистаном». По оценке Обамы необходимость новых подходов вызвана тем, что, безопасность США «нахо-дится под угрозой в Афганистане и Пакистане», которые являются «центром экстремизма «Аль-Каиды»». При этом цель Вашингтона остается прежней – «разоружить и победить «Аль-Каиду», «не позволить ей угрожать Америке и нашим союзникам в будущем». Также ставится задача не позволить движению «Талибан» свергнуть нынешний кабульский режим. США будут наращивать усилия по укреплению афганской армии и полиции, чтобы «они могли взять на себя основную ответственность за будущее страны». Предусмотрены меры по общему оздоровлению ситуации в Афганистане, улучшению условий жизни его населения, борьбе с коррупцией. Вашингтон ожидает от Кабула более эффективной работы по всем направлениям. Основу военной составляющей новой стратегии США станет переброска в Афганистан в течение 6 месяцев дополнительно 30 тыс. военнослужащих (первые подразделения прибудут уже в середине декабря). В первую очередь, новое пополнение будет направлено в южные провинции Гильменд и Кандагар, где обстановка остается наиболее сложной. По словам Б. Обамы, через 18 месяцев США начнут вывод своих войск из Афганистана.

Глава Пентагона Р. Гейтс уточнил ряд положений новой афганской стратегии. Так, по словам Гейтса, американцы не собираются заниматься в этой стране «ни государственным строительством, ни созданием сильного правительство в Кабуле», т. к. «ни одна из этих задач не решаема в реалистический период» ни по финансовым, ни по другим причинам. Р. Гейтс заявил, что, начиная с июля 2011 г., США начнут постепенно передавать афганской стороне «ответственность за поддержание безопасности». Вместе с тем, было подчеркнуто, что войска США останутся в Афганистане «столько, сколько будет нужно для того, чтобы помочь афганской стороне нанести поражение врагу», т. е. «до тех пор, пока афганская армия не увеличится и не окрепнет» до уровня, позволяющего ей действовать самостоятельно. Прези-дент Б. Обама, назвав июль 2011 г. «поворотной точкой в афганской политике США», одновременно отметил, что «темпы и детали вывода войск будут зависеть от условий, которые сложатся в Афганистане на тот момент». Руководство ВС США положительно отнеслось к решениям президента Б. Обамы по Афганистану, но в целом не очень оптимистично оценивает обстановку в стране. По заявлениям высокопоставленных военачальников, первоначально американские потери здесь могут возрасти, а в целом «важно попридержать суждения об успехе или неудачи новой стратегии в Афганистане до декабря следующего года», т. к. достичь прогресса «будет трудно». Не исключено, что «ситуация даже может ухудшиться, прежде чем пойти на поправку».

Союзники США по НАТО позитивно оценили новую американскую стратегию в Афганистане. Многие из них также намечают направить туда дополнительные войска: Великобритания – 1,5 тыс. чел., Польша – 600 чел. и т. д., всего 5-7 тыс. военнослужащих. В то же время Германия, Турция и Франция не намерены увеличивать свои афганские контингенты.

В Кабуле в целом поддержали новые подходы США по Афганистану. Вместе с тем, президент страны Х. Карзай по итогам встречи с Р. Гейтсом в Кабуле заявил, что Афганистан еще в течение 15-20 лет будет не в силах самостоятельно содержать армию и полицию такой численности и такой боеспособности, которые позволили бы полностью обеспечивать безопасность на всей территории страны. А пока, по заявлениям военных США, в 11 из 34 афганских провинций «доминирующее положение» занимают талибы.

Руководство Пакистана опасается, что при наращивании американских войск в Афганистане, действующие там боевики начнут переходить на пакистанскую территорию, что осложнит и без того тяжелую ситуацию в стране. Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани, заявил, что ему хотелось бы «большей ясности» по новой стратегии США в Афганистане, особенно по конкретным вопросам ее реализации. В Исламабаде также хотели бы большей координации усилий двух стран в решении общих задач по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Пакистан приветствовал высказанное президентом Б. Обамой намерение укреплять американо-пакистанское партнерство.

11 декабря Ю. Р. Гилани объявил о завершении начавшейся в октябре контртеррористической операции в Южном Вазиристане и начале новой операции против местных талибов в районе Урказан вблизи афганской границы. Между тем в стране не стихает волна терактов. Наиболее крупные из них в последнее время были совершены в Пешаваре, Равалпинди и Лахоре.

Парламент Ирака 6 декабря принял окончательный вариант нового избирательного закона, а один из вице-президентов страны Т. аль-Хашими не стал повторно использовать свое право вето для блокирования документа. Вслед за этим президентский совет Ирака 8 декабря постановил провести в стране очередные парламентские выборы 7 марта 2010 г. (ранее они были назначены на 16 января).

8 декабря в Багдаде была совершена очередная серия крупных терактов. Погибли 127 и получили ранения около 450 человек (теракты такого масштаба ранее были совершены в столице в августе и октябре). Новые террористические нападения в очередной раз продемонстрировали хрупкость, неустойчивость положения в сфере безопасности в Ираке, показали неэффективность работы местных силовых структур.

11 декабря в Ираке началась новая серия аукционов на разработку нефтяных месторождений. Успех на двух из них сопутствовал российским компаниям. Так, «Лукойл» совместно с норвежской компанией Statoi победил в тендере на право разработки одного из крупнейших нефтяных месторождений Ирака «Западная Курна-2» на юге страны, а «Газпромнефть» вместе с тремя другими иностранными компаниями победил в тендере на разработку месторождения Бадра.

В ответ на проволочки со стороны Ирана в вопросах урегулирования проблемы его ядерной программы, государства Запада все настойчивее заявляют о необходимости введения новых санкций в отношении Тегерана. США и страны Евросоюза считают, что «действия иранского руководства в последние несколько месяцев усилили обеспокоенность международного сообщества в отношении того, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер». Вашингтон и Брюссель призывают Тегеран выполнить свои международные обязательства, иначе его действия «не останутся без последствий». Между тем президент ИРИ М. Ахмадинежад 10 ноября сообщил, что на территории страны уже определены места для строительства пяти новых заводов по обогащению урана, а вопрос о местонахождении еще пяти аналогичных предприятий находится в стадии изучения.

12 декабря глава МИД ИРИ М. Моттаки заявил о согласии Ирана с предложением МАГАТЭ по обмену имеющегося у него 1200 кг урана со степенью обогащения 3,5 проц для исследовательского реактора в Тегеране на уран, обогащенный до 19,75 процентов. При этом иранцы настаивают на первичном обмене на своей территории 400 кг низкообогащенного урана на равное количество урана с более высоким процентом обогащения. США уже отвергли эту инициативу, как не соответствующую предложениям МАГАТЭ.

По итогам визита в Сирию министра обороны Ирана А. Вахиди 12 декабря стороны подписали соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее, в частности, обмен опытом и проведение консультаций по вопросам безопасности между военными ведомствами САР и ИРИ.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган 7 декабря посетил Вашингтон, обсудив с президентом США Б. Обамой вопросы двустороннего сотрудничества, ядерную программу Ирана, ситуацию в Ираке и турецко-армянские отношения. Эрдоган отказался поддержать новые санкции в отношении Ирана, утверждая, что они не будут эффективными, но предложил посредничество Турции в урегулировании иранской ядерной проблемы, которая, по его мнению, должна быть решена только дипломатическим пу-тем. Позже, Р. Т. Эрдоган заявил, что Турция не допустит использования Израилем своего воздушного пространства для ведения разведки Ирана.

Парламент Ливана 11 декабря утвердил предложенный премьер-министром страны Р. Харири состав нового правительства страны. В нем представлены как министры парламентского большинства, так и оппозиции. Ранее, 2 декабря ливанское правительство представило программу своей деятельности, которая, в частности, разрешает шиитскому движению «Хизбалла» сохранить свои вооруженные формирования, которые премьер-министр Израиля Б. Нетаниягу назвал «ренальной ливанской армией».

10 декабря король Иордании Абдалла II отправил в отставку правительство во главе с Н. ад-Дахаби. Новый кабинет министров поручено сформировать С. ар-Рифаи. Эксперты ожидают омоложения состава будущего правительства, которое должно выработать более эффективную программу действий по улучшению социально-экономической ситуации в стране.

Израильский Кнессет 7 декабря принял в первом чтении законопроект, предусматривающий одобрение на всеобщем референдуме любого решения об изменении территории страны, что существенным образом затруднит политическое урегулирование с Сирией и палестинцами.

В начале декабря начальник генштаба ВС Израиля генерал Г. Ашкенази совершил первый в истории двух стран официальный визит в Индию, в ходе которого обсуждались вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом и расширения израильских военных поставок в эту страну. Всего с 1999 г. Индия закупила в Израиле различной продукции военного назначения на сумму примерно 8 млрд долларов.

Министры иностранных дел стран Евросоюза 8 декабря приняли заявление, в котором призвали Израиль и палестинцев провести переговоры по статусу Иерусалима, «как будущей столицы двух государств». Палестинцы в целом положительно оценили это заявление, а в Израиле его встретили «с сожалением».

Израильские поселенцы активизировали выступления, протестуя против недавнего решения правительства о замораживании на 10 месяцев строительства жилья в поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). 13 декабря правительство выделило ряд поселений на ЗБРИ в качестве приоритетной зоны национального значения, что позволит им получить дополнительное финансирование и экономические льготы.

Продолжаются боевые действия на северо-западе Йемена, вблизи границы с Саудовской Аравией. Шиитские мятежники, ведущие борьбу с йеменским правительством, предприняли попытку захватить г. Саада, центр одноименной провинции, но были отбиты армейскими частями. Мятежники также предпринимают вылазки на саудовскую территорию. В ответ авиация и артиллерия саудовцев наносят удары по позициям боевиков. Страны ССАГПЗ выражают растущую обеспокоенность конфликтом на юге Аравии.

В Судане проправительственная партия Национальный конгресс и Суданское народно-освободительное движение, правящее на юге страны, 13 декабря договорились по основным вопросам проведения в 2011 г. референдума по независимости юга Судана, предусмотренного Всеобъемлющим мирным соглашением (2005 г.). Так, будут разработаны закон о референдуме, закон о проведении референдума в спорном районе Абьей и закон о консультациях по вопросам референдума для населения по-граничных территорий между Севером и Югом.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Марокко

 

 

Марокко является одним из авторитетных государств Арабского Востока и Африки. Королевство проводит активную внешнюю политику, направленную на упрочение региональных и международных позиций государства, решение в свою пользу спорных территориальных проблем, прежде всего Западной Сахары, содействие решению проблем экономического и социального развития страны. Рабат принимает деятельное участие в решении многих проблем Африки, арабского и исламского мира. Позиция Марокко по основным международным вопросам является достаточно взвешенной.

Внешнеполитический курс Марокко в целом характеризуется многовекторностью. Однако здесь следует учитывать то обстоятельство, что с первых лет независимости марокканское руководство в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безопасности отдавало приоритет развитию политических, экономических и военных связей с государствами Запада, в первую очередь, Францией и США.

В настоящее время и на ближайшую перспективу внешнеполитическая деятельность королевства будет сосредоточена главным образом на окончательном решении вопроса о Западной Сахаре, достижении официального международного признания присоединения этой территории к Марокко; укреплении и расширении многосторонних связей со странами Евросоюза; развитии партнерских отношений с США; нормализации и развитии отношений со странами Арабского Магриба, особенно с Алжиром; активной деятельности на Ближнем Востоке, в Африке и исламском мире.

С середины 1970-х гг. ведущее место во внешней политике Марокко занимает западносахарская проблема. В Рабате признают Западную Сахару только как неотъемлемую часть королевства и считают абсолютно неприемлемым рассматривать любой другой вариант урегулирования проблемы. Эту позицию по Сахаре разделяют все основные политические силы страны, что позволяет говорить о наличии общенационального консенсуса. Марокко целенаправленно продолжает курс на дальнейшее освоение Западной Сахары и, не отвергая переговоры о политическом урегулировании, одновременно выдвигает условия, которые практически сводят на нет возможное их проведение. В Рабате негативно относятся к проведению референдума по будущему статусу территории. Таким образом, на сегодняшний день реальные перспективы урегулирования конфликта вокруг Западной Сахары отсутствуют, что представляет потенциальную опасность для стабильности в Северо-Западной Африке. Более того, при определенных обстоятельствах сахарский конфликт может вновь обостриться и даже перерасти в военные столкновения.

Вопрос о Западной Сахаре является главным «раздражителем» в мароккано-алжирских отношениях. Рабат обвиняет Алжир в «прямом участии» в сахарском конфликте, его «искусственном затягивании» и оказании Фронту ПОЛИСАРИО, выступающему за независимость территории, разнообразной помощи, в т. ч. по военной линии. Кроме того, руководители двух стран продолжают выступать с взаимными обвинениями в поддержке оппозиционных сил. Еще в 1994 г. алжирские власти, обвинив Рабат в поддержке алжирской исламистской оппозиции, закрыли границу с Марокко и ввели визовый режим для марокканских граждан. Рабат обеспокоен наращиванием военной мощи Алжиром. В то же время у двух государств имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Так, через марокканскую территорию проходит газопровод Алжир — Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы обе страны. В целом, как показывает история мароккано-алжирских отношений, руководители обоих государств не стремятся доводить ситуацию до взрывоопасного состояния. Тем не менее, алжиро-марокканское соперничество представляет собой один из серьезных факторов, осложняющих ситуацию в Северо-Западной Африке.

В отношениях Марокко с другими странами Магриба также имеются трудности, связанные с экономическими проблемами, идеологическими расхождениями между монархическим и республиканскими режимами. Марокко выступает за возрождение сотрудничества в рамках региональной организации Союз Арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис), однако этому препятствуют неурегулированные противоречия с Алжиром и проблема Западной Сахары.

Важное стратегическое положение Марокко во многом объясняет интерес Вашингтона к этой стране. США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности королевства как прозападно ориентированного государства. В целом мароккано-американские отношения развиваются стабильно, что позволяет Вашингтону рассматривать Рабат в качестве надежного партнера в Магрибе, арабском мире и Африке, на поддержку которого он может рассчитывать. В 2004 г. Марокко получило статус важного союзника США вне структур НАТО. Марокканское руководство, сознавая важность для страны американской финансово-экономической и военно-технической помощи, также заинтересовано в продолжении разностороннего сотрудничества с США.

Важная роль принадлежит франко-марокканским отношениям, поскольку бывшая страна-метрополия продолжает сохранять экономические, политические и культурные интересы в своей бывшей колонии. На двусторонние отношения оказывает большое влияние присутствие крупной марокканской общины во Франции. Правящие круги королевства воспринимают Францию в качестве гаранта безопасности и стабильности марокканского государства. С Парижем заключено несколько соглашений о сотрудничестве в военной области. Франция уверенно сохраняет за собой позиции одного из ведущих поставщиков военной техники для марокканских вооруженных сил.

Прочные военно-политические связи поддерживаются с Испанией. Между двумя странами имеется договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, соглашение о военном сотрудничестве. В то же время в мароккано-испанских отношениях есть ряд серьезных нерешенных проблем. Главная из них — вопрос о принадлежности анклавов Сеута и Мелилья, а также ряда прибрежных островов, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль, но что Испания категорически отказывается делать. Имеются противоречия и по вопросам распределения зон рыболовства в Средиземном море и Атлантическом океане. Не решен спор из-за линии прохождения морской границы между Канарскими островами и марокканским районом Тарфия. Причем в спорном районе возможно залегание крупных запасов нефти. В целом же Рабат, не смотря на имеющиеся неурегулированные проблемы, заинтересован в продолжении плодотворного сотрудничества с Мадридом.

Все более острой становится проблема нелегальной эмиграции из Марокко в Западную Европу через Испанию и Португалию. И если власти этих стран принимают меры по ее пресечению, то марокканское правительство зачастую закрывает глаза на это явление, т. к. не испытывает особого желания препятствовать оттоку из королевства избыточной рабочей силы.

Большое внимание уделяется развитию отношений с Евросоюзом, ассоциированным членом которого Марокко является с 1995 г. Приоритет в сотрудничестве с ЕС на долгосрочную перспективу отдаётся построению тесных экономических отношений вплоть до построения Евросредиземноморской зоны свободной торговли. Развивается политический диалог между Рабатом и Брюсселем.

Марокко содействует военно-политическому сближению стран Северной Африки с НАТО. Наряду с Мавританией, Египтом, Израилем, Тунисом, Иорданией и Алжиром королевство участвует в совместном диалоге по вопросам налаживания сотрудничества между Североатлантическим союзом и перечисленными государствами. Марокко является участником группы «пять плюс пять» (пять стран Магриба и пять стран Южной Европы — Испания, Италия и Мальта, Португалия и Франция). Военные ведомства десяти стран взаимодействуют в сферах обеспечения безопасности судоходства, гражданской обороны, авиационной безопасности и в подготовке кадров.

Позиция королевства по урегулированию арабо-израильского конфликта в основном совпадает с общеарабской. Рабат выступает за непременный вывод израильских войск со всех оккупированных арабских территорий и признание права палестинцев на создание собственного государства. Марокко неоднократно выступало посредником между арабами и Израилем.

Плодотворно развиваются отношения Марокко с аравийскими монархиями. В 2009 г. королевство разорвало дипломатические отношения с Ираном по причине иранских высказываний, ставивших под сомнение суверенитет Королевства Бахрейн. Марокко поддерживает правительство Йемена в борьбе с шиитскими мятежниками.

Динамично развиваются мароккано-россиские отношения. Королевство в 2005 г. в одностороннем порядке ввело безвизовый режим для граждан РФ, прибывающих в страну. В 2006 г. состоялся визит в Марокко В. Путина, занимавшего тогда пост президента России. Рабат заинтересован в дальнейшем развитии разноплановых отношений с нашей страной.

52.37MB | MySQL:103 | 0,443sec