О влиянии внутриполитического раскола в Пакистане на активизацию экстремистских группировок. Часть 1

Многомесячный политический кризис в Пакистане стал прямым вызовом стабильности государства после ареста бывшего премьер-министра Имрана Хана. Сразу после этого, когда сторонники его партии «Техрик-е-Инсаф» (PTI) вышли в мае на улицы нескольких крупных городов страны, военные и чиновники попытались взять ситуацию под контроль. Правительственные силы безопасности прибегли к жестокому подавлению протестов, в результате чего нарушение закона и порядка создало нестабильную среду, в которой, как известно, процветают террористические сети и теневая экономика. Это вызвало обеспокоенность по поводу угрозы со стороны исламистских террористических организаций, действующих в Пакистане и соседнем Афганистане. В настоящее время на территории Пакистана действует почти два десятка исламистских группировок, имеющих общую идеологическую направленность и преследующих долгосрочную цель внедрения жесткой исламской системы управления. Однако большинство из них не объединяются друг с другом в общий фронт против других политических игроков и придерживаются резко различающихся стратегий достижения своих конечных целей. Некоторые из них были внесены в список запрещенных государством организаций, в то время как другие пытаются участвовать в политической жизни. Крупнейшая действующая на территории Пакистана террористическая организация «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ) вовлечена в насильственный конфликт с государством, что стало представлять собой повышенную угрозу после захвата афганского правительства движением «Талибан» (запрещено в РФ) в августе 2021 года. В этой сложной ситуации важно понимать потенциальные масштабы исламистской угрозы безопасности Пакистана, учитывая все политические нюансы.

Взаимодействие между экстремистскими группировками и государственным аппаратом

Исламистские партии участвовали в формировании политического ландшафта Пакистана с самого основания государства. Обычно считается, что они служат идеологическими хранителями ислама, поддерживая первоначальную националистическую идею Исламской Республики. По отдельности их электоральные перспективы были ограничены недостатком ресурсов и неоднородностью религиозного населения Пакистана, которое разделено между различными религиозными направлениями и школами. Вместе с тем, однако, они сыграли огромную роль в национальной политике, формируя социальные институты и дискурсивные нормы и произвольно отказывая в религиозной легитимности тем, чьи идеи шли вразрез с их собственными принципами и интересами. В результате их присутствие в избирательной политике традиционно поддерживается основными политическими партиями. Это делается главным образом для того, чтобы утвердить авторитет ислама и заручиться поддержкой населения. Однако когда дело доходит до военизированных исламистских формирований, их присутствие и распространение их деятельности на территории Пакистана часто зависит от мер, принимаемых правительством страны. Существуют свидетельства того, что в прошлом пакистанские силы безопасности выстраивали отношения с боевиками с якобы взаимовыгодных позиций: экстремисты вели подрывную деятельность против оппозиционных политических сил. Эти так называемые «партнерства» нередко выходили из-под контроля и имели разрушительные последствия. Ярким примером тому является ситуация, развернувшаяся в 1980-х годах в Афганистане, когда президент генерал Зия-уль-Хак вместе с пакистанской Межведомственной разведкой (МВР) систематически вооружали и координировали поддержку моджахедов в антисоветском движении. Некоторые из этих вооруженных группировок моджахедов позже преобразовались в движение «Талибан» (запрещено в РФ), которое на сегодняшний день является непризнанной властью в Афганистане.

Обзор политического кризиса

Нахождение в должности премьер-министра закончилось для Имрана Хана вотумом недоверия, вынесенным Национальной ассамблеей Пакистана. В течение многих лет правительство во главе с PTI старательно пыталось сдержать экономический кризис в стране, который усугубился с ростом мировых темпов инфляции и девальвацией пакистанской рупии. Правительство Имрана Хана также вступило в конфронтацию с ключевым игроком пакистанской политики – вооруженными силами – по причине несогласия с рядом назначений и расхождений во внешнеполитическом курсе. По мере того, как отношения между пакистанскими военными и гражданским правительством ухудшались, Имран Хан также начал терять поддержку союзников по коалиции, составлявших то большинство, в котором он нуждался, чтобы отразить надвигающийся вотум недоверия. С тех пор Имран Хан стал главной фигурой, вызывающей разногласия в пакистанской политике. Его публичные выступления с критикой вмешательства военных в политику и предполагаемого заговора США с целью свержения его правительства сделали его центром всеобщего внимания. При этом PTI сохраняет большую базу поддержки по всей стране, которую правительство и военные пытаются сдержать. В настоящее время проблема Имрана Хана занимает основное место в повестке дня военного и государственного аппарата, тем самым позволяя второстепенным политическим деятелям, включая исламистские организации и сепаратистские группировки, извлечь выгоду из складывающейся ситуации.

55.98MB | MySQL:116 | 0,879sec