Турецкий центр исследования Ирана о Зангезурском коридоре

19 июня с. г. турецкий Центр исследований Ирана (IRAM) опубликовал материал, посвященный Зангезурскому коридору. Сложно переоценить важность этого вопроса после того как Азербайджан одержал победу в «Отечественной войне» в Армении, Турция и Азербайджан заключили союзное Шушинское соглашение, а президент Р.Т.Эрдоган оказался переизбранным на очередной срок. После чего совершил ставший традиционным уже для себя визит в Азербайджан, где тема разблокирования транспортных коридоров Южного Кавказа была одним из самых главных вопросов.

Автором материала стал эксперт Центра Кенан Асланлы. Заголовок материала: «Зангезурский коридор: новое развитие и сценарии будущего».

Цитируем:

«В мае-июне 2023 года произошли некоторые важные события, касающиеся Зангезурского коридора, региональное геостратегическое и геополитическое значение которого возрастает день ото дня, что прямо или косвенно касается Ирана.

Новые события в отношении Зангезурского коридора:

1) 25 мая 2023 года в Москве состоялась трехсторонняя встреча Президента России Владимира Путина, Президента Азербайджана Ильхама Алиева и Премьер-министра Армении Никола Пашиняна. На трехстороннем заседании, признав, что проблемы с открытием транспортных линий между Азербайджаном и Арменией еще не решены, президент России Путин заявил, что эти проблемы являются препятствиями, которые можно преодолеть, и что эти проблемы иногда вызваны используемой терминологией или восприятием. Под терминологией здесь подразумеваются разногласия сторон, возникающие из представлений о «дороге» (пересечение с пропускными пунктами) и «коридоре» (беспрепятственном проезде с особым режимом). В отличие от сложной повестку переговоров по границе и безопасности, проведенных при посредничестве стран Европейского Союза между лидерами России, Азербайджана и Армении, он (коридор – прим.) объединяет стороны с более экономической и транспортной повесткой дня, принимая во внимание свои транспортные потребности.

2) 2 июня 2023 года в Москве состоялось заседание трехсторонней рабочей группы с участием вице-премьер-министра Азербайджана Шахина Мустафаева, вице-премьер-министра Армении Мгера Григоряна и вице-премьер-министра России Алексея Оверчука.

На этой встрече было объявлено, что достигнут значительный прогресс в открытии транспортного сообщения между Азербайджаном и Арменией. Было заявлено, что достигнута общая договоренность о принятии конкретных мер по восстановлению железнодорожного сообщения, особенно по маршруту Араздеен-Джульфа-Мехри-Горадиз. При этом Азербайджанское государство покрывает 75% автодороги Горадиз-Габриэль-Зенгилан-Агбент в части проекта Зангезурского коридора, проходящего через освобожденный от оккупации Карабах. К концу мая 2023 года было быстро завершено почти 40% железнодорожной линии. Иными словами, пока между сторонами продолжаются непростые переговоры, в этой области наблюдается определенный прогресс.

3) Отвечая на вопросы журналистов по итогам своего визита в Азербайджан 13 июня, Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Зангезурский коридор – это не проблема Армении, это проблема Ирана. Тот факт, что Иран занимает здесь такую ​​позицию, расстраивает и Азербайджан, и нас. Если бы они подошли к этому позитивно, сегодня Турция-Азербайджан-Иран были бы интегрированы друг с другом, как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, и, возможно, была бы открыта линия Пекин-Лондон»».

Итак, крайне важным моментом является то, что именно Иран, как утверждает автор, является стороной, блокирующей открытие Зангезурского коридора. Подчеркнем, именно коридора, а не дороги – разница этих двух слов объясняется выше и заключается в режиме прохождения – свободном или через КПП.

Далее:

«Здесь дается сообщение о том, что в рамках нового процесса могут быть предприняты активные усилия, направленные на то, чтобы отговорить Иран от его позиции в отношении Зангезурского коридора, и что эта инициатива отвечает интересам таких стран, как Китай и Англия. Во время своего визита в Баку президент Эрдоган часто делал сообщения о Среднем коридоре и Зангезурском коридоре. При этом подразумевается, что Зангезурский коридор станет одним из приоритетных и неотложных вопросов внешней политики Турции в новый период, на котором будет сосредоточено чуткое внимание».

Отметим важный момент, упоминание сообщения между Пекином и Лондоном и того, что проект – в интересах как Великобритании, так и Китая.

«4) Одновременно с заявлением президента Эрдогана, посвященным Ирану в контексте Зангезурского коридора, заявление сделал и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. Он открыто заявил, что страной, блокирующей Зангезурский коридор, является Иран, а не Армения.

Министр иностранных дел Армении подчеркнул, что в переговорах об открытии транспортных маршрутов с Азербайджаном есть прогресс, но об окончательном результате говорить еще рано. Армения говорит о том, что Зангезурский коридор является лишь «дорогой», находящейся под контролем Армении, а не коридором с особым статусом. Иран и даже некоторые западные страны находятся в одном и том же положении и думают иначе, чем Азербайджан, Турция и Россия.

Несмотря на это, министр иностранных дел Армении, так сказать, явно нацелен на Иран. Это также можно рассматривать как маневр, позволяющий сэкономить время, сбрасывая с себя ответственность, и как попытку занять позицию против возможности убеждения Ирана Россией и Турцией в отношении Зангезурского коридора. Здесь, конечно, не следует игнорировать такие факторы, как возможная военная активность в Карабахском регионе в ответ на армянские провокации, развитие событий вокруг временного ядерного соглашения между Ираном и США, а также позиция Китая».

Мы не раз писали о том, что Турция пытается использовать комбинацию мягкой и жесткой силы как новую практику. И в этом смысле, «возможная военная активность в Карабахе» может являться её логическим продолжением.

Продолжаем цитирование:

«Сценарии будущего для Зангезурского коридора.

1) Создание модели многосторонней региональной инициативы: Президент Азербайджана Алиев в своем выступлении на конференции «Формирование Большой Евразийской геополитики от прошлого к настоящему и будущему», состоявшейся в Шуше 3 мая 2023 года, заявил, что Зангезурская Коридор должен быть создан, так как есть ожидания по транзитным перевозкам грузов в больших объемах, отметил, что он имеет не только региональное, но и глобальное значение в контексте Азербайджана и Армении.

Президент Алиев заявил, что Зангезурский коридор является продолжением железнодорожного маршрута, установленного между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном. Он выдвинул идею о том, что Зангезурский коридор может быть одновременно частью проекта «Один пояс, один путь» и «Коридора Север-Юг».

Проект «Один пояс, один путь» возник как инициатива Китая в 2013 году, но он также получает выгоду от этой инициативы в Европе в качестве конечного пункта назначения товаров.

Две важные региональные державы, Индия и Россия, поддерживают проект Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC). Здесь совместная стратегия Азербайджана и Турции может заключаться в реализации транспортной и инфраструктурной инициативы Зангезурского коридора с моделью региональной инициативы с участием многих заинтересованных сторон.

Другими словами, стратегия «нейтрализации» точек сопротивления могла быть принята путем включения всех сторон, вовлеченных в проект».

Возможные возражения России на реализацию проекта турецкий автор, как мы можем видеть, предлагает купировать включением России с её проектом «Север – Юг» со проект Зангезурского коридора. То есть, речь идет об интеграции двух осей – турецкой (Восток – Запад) и российской (Север – Юг).

Далее:

«В одобренном Организацией турецких государств (ОТГ) документе «Видение турецкого мира 2040» подчеркнуто «совместное продвижение Зангезурского коридора на различных международных экономических площадках». Ирану и Армении может быть сложно оказать серьезное сопротивление реализации инициативы Зангезурского коридора, которую могут поддержать Центральноазиатские тюркские республики, Китай и страны ЕС в рамках проекта «Пояс и путь», а также Россия и, возможно, Индия в рамках INSTC.

2) Уравновешивание негативного отношения Ирана к Зангезурскому коридору с Россией, чья стратегическая потребность в INSTC возрастает: интеграция Зангезурского коридора в INSTC в будущем является жизнеспособным подходом. С юга на север есть грузы, идущие из Индии, Южной Азии и стран Персидского залива в Европу через Иран, возможно, после достижения Ирана, они могут попасть в Турцию по прямой железной дороге [железнодорожная линия Стамбул-Тегеран-Исламабад (ITI)] и автомобильным транспортом будет транспортироваться в Европу.

Однако грузы, идущие с севера на юг, то есть из России, после достижения Азербайджана, часть из них направится в Армению и Турцию через Зангезурский коридор, а оттуда в Ирак, Сирию и другие страны Ближнего Востока, в зависимости от места назначения.

Некоторые продолжат свое путешествие на юг и достигнут рынков Ирана, Персидского залива, Индии и Южной Азии. В случае реализации этого сценария Зангезурский коридор может рассматриваться как часть не только Международного коридора Восток-Запад, пересекающего Каспий, но и INSTC.

Россия и Иран, которые война на Украине сблизила друг друга экономически, политически и даже в военном отношении, создают новую транспортную инфраструктуру и маршрутные перемещения с целью взаимных поставок продукции и транзитных перевозок в рамках двусторонней торговли, которая достигла рекордных объемов».

Важным обстоятельством, на взгляд турецкого автора, является сближение России и Ирана на фоне СВО на Украине. Это, как можно заключить, является препятствием для того, чтобы российская сторона оказывала бы серьезное влияние на Тегеран. Россия сейчас крайне заинтересована в сохранении нынешнего, благоприятного фона в двусторонних отношениях.

Далее:

«Еще одним региональным геополитически важным шагом стало подписанное в мае 2023 года соглашение о совместном с Россией строительстве железной дороги Рашт-Астара в Иране.

Россия предоставит государственный кредит в размере 1,3 миллиарда евро для финансирования этого транспортного проекта, который станет частью INSTC, которому она придает стратегическое значение.

Россия и Иран, чье стратегическое партнерство укрепилось, договорились об активном использовании транзитного маршрута через Азербайджан, который является кратчайшим из трех возможных маршрутов INSTC (1. Азербайджанский маршрут; 2. Каспийский маршрут; 3. Казахстано-Туркменистанский маршрут).

В рамках INSTC грузы, перевезенные через Азербайджан за первые 5 месяцев 2023 года, примерно в три раза превышают аналогичный период 2022 года. В такой обстановке российская сторона может еще больше активизировать свои усилия в предстоящий период, чтобы убедить иранскую сторону, которая является важным компонентом INSTC, которому она придает долгосрочное стратегическое значение, в реализации Зангезурского коридора, который может быть интегрирован в INSTC другим компонентом, Азербайджаном. Россия может осуществлять этот процесс в координации с Турцией и Азербайджаном, и будущее Зангезурского коридора может формироваться в треугольнике Турция-Россия-Иран».

По сути изложенное выше – это приглашение России к сотрудничеству по проекту в координации с Турцией и с Азербайджаном. При этом, не будем забывать, что козыри в отношениях с Россией есть не только у Ирана, но и у самой Турции. Речь, разумеется, идет про российско-турецкий газовый хаб, который имеет для России первостепенное значение. А значит можно ожидать разменов с учетом того, что газовый хаб – вопрос №1 для России, а Зангезурский коридор – один из наиболее приоритетных вопросов для Турции.

56MB | MySQL:116 | 1,005sec