Декабрь в Сомали начался с исполненного самоубийцей в Могадишо дерзкого теракта, в результате которого погибли 24 человека, в том числе четыре министра переходного правительства страны. В столичной гостинице «Шамо», где прогремел взрыв, 3 декабря проходило заседание переходного правительства, на котором вручались дипломы о высшем образовании выпускникам медицинского факультета местного университета. Именно студент-выпускник и привел в действие взрывное устройство, которое он пронес на церемонию.
В результате теракта на месте погибли министр высшего образования Ибрагим Хасан Аддоу, министр образования Мохаммед Абдулхай Ваайель, министр здравоохранения Камар Аден Али. Об этом сообщил представитель переходного правительства, занимающийся вопросами безопасности. Тяжелые ранения получил министр по делам спорта Сулейман Олад Робле, который позднее скончался.
По состоянию на начало декабря переходное правительство Сомали при поддержке африканских миротворцев контролировало всего несколько кварталов столицы и основные объекты инфраструктуры. Остальные кварталы находились контролем радикальных исламистских движений «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Исламия», которые ведут вооруженную борьбу против сил переходного правительства.
Боевики движения «Аш-Шабаб», которое считается близким к «Аль-Каиде», за последнее время все чаще прибегают к терактам с использованием смертников. 17 сентября 21 человек погиб в результате двух терактов, совершенных смертниками на базе африканских миротворцев в районе аэропорта Могадишо. Тогда погибли 17 солдат из Уганды.
Уже 6 декабря премьер-министр Сомали отправил в отставку руководителей полиции и вооруженных сил переходного правительства. Бывшего полевого командира полковника Абди Хасана Кейбдида, занимавшего пост главы полиции, сменил генерал Али Мохаммед Хасан, известный также под именем Али Мадобе. Во главе вооруженных сил стал генерал Мохаммед Геле Кахийе, сменивший на этом посту Юсуфа Думааля.
7 декабря в Могадишо перед отелем «Шамо» прошла беспрецедентная для Сомали многотысячная манифестация, участники которой осудили действия экстремистов из «Аш-Шабаб». Тремя днями ранее аналогичную манифестацию в населенном пункте Дузамареб /центральная часть страны/ провели бойцы суфийской организации «Ахлу Сунна валь Джамаа», которая призвала сомалийцев к борьбе против «Аш-Шабаб». Между тем сами экстремисты из «Аш-Шабаб» отвергли какую-либо причастность к теракту 3 декабря в Могадишо.
5 декабря стало очевидным, что американская администрация, войска которой увязли в Ираке и Афганистане, не исключает военного вмешательства в события в Йемене и Сомали. Представляя в тот день новую американскую стратегию борьбы с терроризмом в ближневосточном регионе, президент США Барак Обама сказал: «Борьба против экстремизма не завершится быстро, и она скоро распространится за пределы Афганистана и Пакистана». «Там, где «Аль-Каида» и ее союзники пытаются стать хозяевами положения, будь то в Сомали или Йемене, или в другом месте, мы должны противостоять ей с использованием растущего /военного/ давления и прочного партнерства», — заметил он.
Эти намерения обосновал советник Обамы по вопросам национальной безопасности генерал Джеймс Джонс. По его словам, «у нас есть доказательства того, что боевики «Аль-Каиды», оказавшись под растущим давлением в Пакистане, стали перебираться в Йемен и Сомали». «Эта организация всегда подыскивала территории, где отсутствует центральная власть, и где она может бесконтрольно действовать», — заметил он. По его словам, Вашингтон сейчас озабочен тем, что «если мы добьемся успеха в Афганистане и Пакистане, они /боевики/ переберутся в другие места, и нам придется их преследовать». Со своей стороны представитель госдепа в тот же день объявил об отправке переходному правительству Сомали очередной партии американского оружия.
7 декабря было получено очередное подтверждение того, что зона действий сомалийских пиратов расширилась вплоть до Сейшельских островов. В тот день силы береговой охраны архипелага арестовали 11 сомалийских пиратов. Информацию об обнаружении подозрительных катеров на борт сейшельского корабля береговой охраны «Топаз» передали с борта самолета базовой патрульной авиации, который выполнял полет в рамках европейской антипиратской операции «Аталанта». При попытке перехвата катеров пираты открыли огонь по «Топазу». Ответным огнем пиратские катера были повреждены, из-за чего пираты были вынуждены сдаться.
Тем временем архипелаг, состоящий из 115 островов, разбросанных на площади, в три раза превышающей Францию, готовится противостоять возможной высадке пиратов на один из удаленных островов. Его армия, насчитывающая 500 солдат, приведена в повышенную боевую готовность. Небольшие подразделения переброшены на самые удаленные острова. Сформировано спецподразделение для борьбы с пиратами, получившее название «Тазар». Власти страны опасаются, что пираты, уже не раз демонстрировавшие высокую гибкость их приемов, могут прибегнуть к нападению на один из островов с тем, чтобы захватить в заложники туристов.
11 декабря командующий «Аталантой» британский контр-адмирал Питр Хадсон заявил о необходимости расширить зону проведения этой операции. По его данным, зафиксированы пиратские нападения в зоне, которая лежит ближе к Индии, нежели к африканскому побережью, на расстоянии до 1900 км от Сомали. Соответствующие предложения, по его словам, уже направлены в Брюссель.
Еще 11 сомалийских пиратов были арестованы 19 декабря силами береговой охраны Сомалиленда в момент, когда они попытались выйти в море. Объявившие об этом власти непризнанной автономии утверждали, что все арестованные — выходцы из Пунтленда, другой автономии, власти которой намного слабее, чем в Сомалиленде.
Несмотря на многочисленные признаки того, что зона активных действий пиратов расширилась, в конце декабря они захватили два судна в «традиционной» зоне — в Аденском заливе. Еще одно судно было захвачено к северо-востоку от Сейшельских островов.
30 декабря представитель минобороны Китая заявил о возможности создания в Аденском заливе военно-морской базы, с которой будут действовать участвующие в антипиратской операции китайские боевые корабли. В Аденском заливе уже год находятся два эсминца китайских ВМС и судно снабжения. Периодически эти корабли заходят на французскую базу в Джибути.
18 декабря в г.Байдоа боевики «Аш-Шабаб» захватили офис специализированного агентства ООН, занимающегося разминированием /UNMAS/. Это произошло день спустя после того, как они запретили деятельность этого агентства на контролируемых «Аш-Шабаб» территориях. Исламисты утверждали, что через это агентство якобы производились выплаты зарплат полицейским переходного правительства. Боевики растащили специальное и медицинское оборудование, имевшееся в офисе. По свидетельствам очевидцев, среди расхитителей были замечены иностранные джихадисты. Ранее, в июле 2009г., боевики «Аш-Шабаб» запретили работу трех других специализированных агентств ООН под предлогом того, что их деятельность была «враждебной по отношению к исламу». Похищенные тогда автомашины с символикой ООН позднее были использованы для совершения терактов.
19 декабря контролирующие южные районы Сомали боевики движения «Аш-Шабаб» издали очередное предписание, касающееся соблюдения норм «исламской» морали. Они приказали всем мужчинам отпустить бороды, но отказаться от ношения усов. Для выполнения этого предписания они отвели три дня. Исламисты предупредили, что те, кто не выполнит это предписание, будут наказаны.
Другой образчик исламистской нравственности — боевики движения «Хизб аль-Исламия» казнили в одном из пригородов Могадишо в присутствии сотен зевак двух мужчин. Первый из них обвинялся в адюльтере, второй — в убийстве. 48-летний Мохаммед Абукар Ибрагим — был закидан камнями, 61-летний Ахмед Мохамуд Авале — расстрелян. 15-летняя сожительница первого получили 100 ударов палками. От смертного приговора ее спасло то, что на момент совершения своего «преступления» она не была замужем. Обвиненного в убийстве расстреляли из автоматов родственники его жертвы. Это был первый случай применения норм шариата боевиками «Хизб аль-Исламия». Ранее этим увлекались только боевики «Аш-Шабаб».
23 декабря Совет Безопасности ООН ввел санкции против Эритреи, которую неоднократно обвиняли в поставках оружия сомалийским исламистам. За принятие резолюции проголосовали 13 стран. Китай, обладающий правом вето, воздержался. Против проголосовала Ливия. В резолюции 1907 Эритреи предлагается прекратить ее действия, «направленные на дестабилизацию или подрыв, прямо или косвенно» переходного правительства Сомали. Согласно резолюции, замораживаются авуары военного и политического руководства Эритреи, вводятся ограничения на их зарубежные перемещения.
24 декабря боевики «Хизб аль-Исламия» атаковали блок-пост африканских миротворцев в центре Могадишо. Эта атака была отбита. Каждая из сторон объявила о многочисленных погибших со стороны противника. Атакованный блок-пост находится на полпути между международным аэропортом и президентским дворцом в зоне, которая теоретически контролируется проправительственными силами.
В целом, ситуация в Сомали остается очень сложной. Исламисты контролируют значительную часть страны и многие кварталы Могадишо. С увеличением международной помощи переходному правительству и введением санкций против Эритреи могут появиться шансы на изменение ситуации к лучшему. Однако, как представляется, только морская блокада Эритреи способна прервать поток оружия из этой страны в Сомали.