1 мая, в День международной солидарности трудящихся, на улицы Рабата вышли несколько сотен профсоюзных активистов с тем, чтобы выразить протест против «ухудшения покупательной способности» населения и роста цен на продукты питания. Шествие, организованное крупнейшими профобъединениями Марокко, прошло по центральной улице столицы – проспекту Мухаммеда V, на котором находится здание парламента. Прозвучали, в частности, лозунги к отставке премьер-министра Азиза Аханнуша.
Аналогичное шествие прошло в экономической столице страны Касабланке.
Профобъединения требуют, в частности, установить ограничители на цены на нефтепродукты, сократить налоги на доходы, принять другие меры для поддержания покупательной способности населения. Отдельными требованиями профобъединения левого толка Демократическая конфедерация труда были освобождение «политических заключенных» и «уважение общественных свобод».
Шествия прошли без происшествий.
3 мая кабинет монарха известил, что король Мухаммед VI принял решение сделать день Нового года по календарю амазигов (берберов) 13 января официальным праздничным оплачиваемым днем. Этого решения уже давно добивались активисты общественных берберских организаций.
Напомним, что ранее, в 2010 г., начал работать государственный телеканал Tamazight TV, вещающий на берберском языке. В 2011 г. конституцией было установлено, что берберский язык является официальным языком равно как и арабский. В 2019 г. был принят закон о всеобъемлющем применении берберского языка. Однако активисты амазигов критикуют власти за медленную работу по внедрению этого языка в систему образования.
4 мая правозащитная организация «Международная амнистия» выступила с утверждением, согласно которому находящиеся за решеткой журналисты и правозащитники якобы «лишены права читать и писать». В ответ власти заметили, что речь идет об узниках, осужденных или ожидающих приговоры судов за общеуголовные преступления. Речь шла о журналистах Сулеймане Раиссуни, Омаре Ради и Тауфике Буахрине, осужденных соответственно на 5, 6 и 15 лет тюрьмы по обвинениям в сексуальной агрессии. По аналогичному обвинению, а также по обвинению в адюльтере, отбывает наказание в виде 3 лет тюрьмы бывший юрист Мухаммед Зиан. Правозащитник Рида Беносман был осужден на 18 месяцев тюрьмы за критику власти в Фейсбук. Все пятеро отвергают выдвинутые против них обвинения.
Днем ранее организация «Репортеры без границ» (РБГ) опубликовала ежегодную мировую классификацию стран по вопросам свободы прессы. Марокко в ней опустили на 9 позиций до 144-го места. Реагируя на эту классификацию, представитель правительства Марокко Мустафа Байтас заявил, что «РБГ известны своей враждебной позицией по отношению к Марокко».
25 мая правозащитница Саида аль-Алами, отбывающая 3-летний срок заключения, получила еще 2 года тюрьмы по другому делу, связанному с оскорблением монарха и органов юстиции, которое было нанесено в ходе слушаний по предыдущему делу. По первому делу она получила 3 года тюрьмы от суда второй инстанции Касабланки в сентябре 2022 г. Тогда ее обвиняли в «оскорблении властей», «распространении ложной информации, способной нанести ущерб личной жизни людей». На тот момент не было ясности, будут ли сроки заключения сложены.
49-летняя С.аль-Алами, представляющая себя в Фейсбук как «политическая диссидентка», оказалась за решеткой в конце марта 2022 г. за то, что регулярно выкладывала свои критические публикации в адрес властей.
10 мая метеослужба королевства сообщила, что 2022 г. стал самым «горячим» годом за последние четыре десятилетия, кто, как утверждалось, стало следствием климатических изменений. Сюда же добавилась засуха, поскольку дефицит осадков в 2022 г. составил 27% по сравнению с периодом 1981 – 2010 гг. Уровень заполняемости водохранилищ в начале мая составлял всего 32,4%. Накануне, на заседании правительства, проходившего под председательством короля Мухаммеда VI, министр оборудования местности и водного хозяйства представил программу развития сектора до 2027 г, предусматривающую инвестирование 143 млрд дирхамов (13 млрд евро) на строительство новых плотин и станций по опреснению воды.
В настоящее время на одного марокканца приходится 600 куб. м воды в год. Это в 4 раза меньше того, что было в 60-е годы прошлого столетия – 2600 куб. м. По прогнозам, ожидается, что до 2050 года засуха будет только усугубляться. Это на 25% сократит запасы воды, используемые для ирригации.
12 мая по итогам встречи высокого уровня в Лиссабоне Португалия и Марокко приветствовали их совместную с Испанией кандидатуру на проведение финала чемпионата мира по футболу в 2030 г. Появление такой кандидатуры «представляет собой прецедент в истории футбола, впервые объединяющий страны двух континентов», содействуя их «культурному и гуманистическому сближению», заявил по завершении встречи премьер-министр Марокко А.Аханнуш. В совместном заявлении две страны подчеркнули, что «эта совместная кандидатура будет объединением между Африкой и Европой, между севером и югом Средиземноморья, между африканским, арабским и евро-средиземноморским мирами».
В борьбе за право принять финальную часть чемпионата мира по футболу в 2030 г. также совместную кандидатуру выдвинули Уругвай, Аргентина, Парагвай и Чили. ФИФА должна принять окончательное решение в 2024 г. на своем 74-м конгрессе.
16 мая исполнилось 20 лет со дня терактов в Касабланке, самых кровопролитных на территории королевства – 33 погибших и до 100 раненых. 20 лет назад примерно в одно время 12 смертников совершили 5 терактов, целями которых были туристический ресторан, объекты еврейской общины и консульство Бельгии. смертники были выходцами из самых бедных кварталов Касабланки. Большинство погибших были марокканцами, среди прочих – 3 француза, 2 испанца и 1 итальянец. После этих терактов, приписанных «Аль-Каиде» (запрещена в РФ), были осуждены около 1 тысячи салафитов, в том числе 17 — к смертной казни, которая не исполняется в королевстве с 1993 г.
Если после этого в Марокко не было терактов, это можно объяснить эффективностью работы спецслужб, которые регулярно сообщают о нейтрализации террористических групп.
22 мая вроде бы союзное с Израилем Марокко осудило провокационное поведение» крайне правого министра внутренней безопасности Израиля Итамара Бен-Гвира, посетившего эспланаду мечетей в оккупированном и аннексированном Восточном Иерусалиме. Как заявил министр иностранных дел Марокко Насер Бурита, «королевство Марокко осуждает новый визит члена правительства Израиля (на эспланаду)». Это заявление прозвучало по итогам визита в Марокко главы МИД Украины Дмитрия Кулебы. «Мы надеемся, что эти провокации прекратятся, так как они только способствуют экстремизму и насилию в регионе», — сказал Н.Бурита.
Известно, что позиция Марокко в палестино-израильском конфликте состоит в учреждении палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, которое могло бы сосуществовать с Государством Израиль.
26 мая Министерство национального образования Марокко сообщило, что королевство намерено постепенно внедрить в государственных колледжах повсеместное обучение английскому языку начиная с первого года обучения. В настоящее время английский преподается с 3 года обучения. Программу планируется реализовать к 2026 году. По состоянию на настоящее время наиболее практикуемым среди марокканцев иностранным языком является французский. Ранее проблемы марокканских государственных школ вынуждали родителей отдавать детей в частные школы или в иностранные учебные заведения, где английский язык преподается с начала обучения.
29 мая начался визит в Марокко министра транспорта Израиля Мири Регев. В ходе переговоров в Рабате обсуждались вопросы установления морского сообщения между портами двух стран и взаимного признания водительских прав. Для М.Регев это была первая официальная поездка в Марокко, в ходе которой она посетила Рабат, Касабланку, Танжер и Марракеш, а также Лараш, город, где родился ее отец.
Напомним, что Марокко в числе нескольких друг арабских стран подписало в декабре 2020 г. поддерживаемое США соглашение о нормализации отношений с Израилем, в рамках которого стали развиваться двусторонние связи в сферах безопасности, торговли и туризма. Однако марокканское общественное мнение во многом не приемлет этот курс, оставаясь верным борьбе за права палестинцев.
В целом представляется, что самые большие проблемы у Марокко в ближайшей и среднесрочной перспективе будут связаны с климатическими изменениями. Как им противостоять – зависит от тех, кто принимает решения. Выход из складывающейся ситуации видится в создании мощных опреснительных установок на базе атомной энергии.