Ближний Восток по ряду причин изобилует нюансами политики. Нередко усложнению внутригосударственных и региональных противоречий способствует вмешательство внешних сил, которое, как показывает опыт, способно резко обострить их. Все конфликты и противоречия в этом регионе носят разноуровневый характер. Здесь существуют серьезные противоречия в самих государствах. Политические системы стран данного региона являются относительно молодыми, с точки зрения государственно-политического развития, и еще находятся в стадии становления своей институциональной структуры и поиска своей политической идентичности, поэтому ситуация в самих странах порой приводит к внутренним политическим кризисам, дестабилизации обстановки в целом, как, например, внутренние противоречия в Ираке, Йемене, Египте, Ливии.
К этим внутригосударственным противоречиям добавляются мощные внешние факторы, такие как противостояние Израиля с арабским миром, усиление соперничества за региональное лидерство между Саудовской Аравией, Ираном и Турцией. От них уже происходят другие разноуровневые противоречия: Сирия – Турция, Израиль-Турция, Турция – Египет, Йемен-Саудовская Аравия, а Иран и вовсе уже через шиитскую дугу Иран-Ирак- Сирия вышел непосредственно к Израилю и способен, применяя ракеты чуть ли не тактической дальности, наносить удары по Израилю.
Все эти факторы вынуждают Израиль с момента его возникновения постоянно совершенствовать свои военно-политические и военно-доктринальные взгляды, качество своих военно-силовых структур, а также и их техническое оснащение с учетом происходящих и прогнозируемых военных конфликтов в регионе Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время военно-политическое руководство страны совершенствует свои ВС в целях обеспечения национальной безопасности страны и решения поставленных задач в случае возникновения военного конфликта.
ЦАХАЛ или Армия обороны Израиля по праву может называться образцовой моделью современной армии, где боеспособность определяется не количеством личного состава, а уровнем боевой подготовки, высокой организацией планируемых мероприятий и операций, четко отлаженными необходимыми мобилизационными ресурсами на военной время. И этому способствуют ряд важных моментов:
Во-первых, Армия обороны Израиля является главным инструментом безопасности Государства Израиль. За всю современную историю страны израильской армии пришлось быть участником ряда крупных войн, и каждый раз они доказывали свое высокое боевое мастерство и превосходство.
Во-вторых, действия ВС, стратегическое планирование и мобилизационные ресурсы направлены на ведение наступательных операций. Другими словами, израильская армия придерживается наступательной тактики, действуя в рамках стратегической обороны. Причина, по которой военно-политическим руководством страны избрана такая стратегия, объясняется тем, что Израиль обладает небольшой территорией со сложной конфигурацией. Небольшая территория Израиля не располагает возможностями для организации эффективной стратегической обороны на всю глубину.
В-третьих, израильская армия является одной из самых совершенных и высокотехнологичных армий мира, а также наиболее закаленных в боях с момента ее возникновения. А само Государство Израиль с его собственно военным потенциалом является одним из ведущих центров ближневосточной политики.
Израиль обладает одним из наиболее диверсифицированных экономических моделей в мире, национальный технический, разведывательный и военно-промышленный комплекс является одним из самых развитых на современном этапе. В соответствии с этим руководство Израиля обязано сформировать и сформулировать собственное видение и подходы на военно-политическую ситуацию в регионе и в глобальном масштабе.
Государство Израиль имеет характерную особенность – высокую интенсивность политических процессов. Разветвленность демократических институтов, а высокая органичность избирательных компаний должны удовлетворять различные этнические и конфессиональные категории населения. Однако основным приоритетом с 1948 г. является национальная безопасность. Вопреки складывающейся социально-политической ситуации безопасность страны всегда будет находиться в приоритете, даже в таких исключительных случаях, когда резервисты соединений и частей отказываются посещать сборы в рамках протеста против нынешнего политического руководства Израиля.
Действующее правительство, как и все другие предшествующие, ставит перед собой основную задачу – обеспечение безопасности Израиля. Именно поэтому наиболее приоритетным направлением является создание эффективного силового блока и военно-промышленного комплекса. Структурно силой блок традиционно включает такие структуры как ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля), ШАБАК (Служба безопасности), Моссад (Служба внешней разведки), АМАН (Главное разведывательное управление ЦАХАЛа), Миштара (полиция), МАГАВ (пограничная полиция), кроме того, определенную роль играют коммерческие исследовательские центры, тесно связанные с силовыми структурами. Именно на основании отчетов и оценок этих структур военно-политическое руководство Израиля принимает решения, касающееся внешней политики страны и реагирования на угрозы целостности, суверенитету и безопасности Израиля.
Израиль по-прежнему, как и в первые дни своего существования, направляет большие людские и материальные ресурсы на обеспечение своих органов безопасности и разведывательных служб в особенности, так как современная ситуация требует все больших ресурсов на борьбу с региональным терроризмом и периодические проблемы палестинского восстания. Таким образом, ныне Израиль до сих пор находится во враждебном окружении и по этой причине до сих пор вынужден уделять большое внимание разведывательной деятельности. Исторический опыт показывает, что без разведывательной деятельности обеспечить национальную безопасность государства в современном мире невозможно.
Достижение израильских интересов в регионе Ближнего Востока и в других регионах мира обеспечивается сугубо традиционными для разведывательных служб способами, а именно: отслеживанием политической ситуации на месте, проникновением во властные структуры, вербовкой источников информации и агентов влияния в высших политических кругах. При этом в качестве прикрытия используются: посольства, представительства различных израильских деловых и культурных центров, торговые представительства, совместные предприятия, образовательные учреждения и фонды.
Особое место в системе мероприятий разведки израильских спецслужб занимают специальные операции, тайные операции разведки за рубежом, которые направлены на проведение акций по профилактике и устранению угроз национальной безопасности страны специальными мерами.
Разведывательные службы Израиля обладают мощными аналитические центрами, оценивающими конфиденциальную разведывательную информацию, что значительно ставит их выше над так называемыми гражданскими мозговыми центрами, которые также занимаются вопросами региональной политики и безопасности. Тем не менее, еще одной израильской спецификой является и тот факт, что значительная часть сотрудников «гражданских» «фабрик мысли», занимающихся проблемами национальной безопасности и политики государства на международной арене, являются бывшими сотрудниками разведывательных служб АМАН, Моссад и службы безопасности ШАБАК, что также эффективно отражается на результативности этих центров анализа и прогнозирования. Поэтому в еврейском государстве большим авторитетом пользуется мнение бывших высокопоставленных офицеров ЦАХАЛа и спецслужб. Например, одним из научно-исследовательских институтов стала организация GAZIT – научно-исследовательский центр, тесно сотрудничающий с АМАН. Военная разведка Израиля систематически используют оценки GAZIT в ходе информационно-аналитической работы. Одной из основных функций АМАН является формулирование военной политики государства Израиль. Кроме того, центр GAZIT организовывает ежегодную военно-научную конференцию, в ходе которой представители военно-политического руководства страны дают оценки современному состоянию и высказывают прогнозы военно-политической ситуации в регионе.
В настоящее время основным противником государства в этом регионе является Исламская Республика Иран, которые ведет с Израилем многолетнюю гибридную войну задействуя в этом противостоянии свои прокси силы.
Практика показала, что систематические воздушные удары, направленные против боевого крыла ХАМАСа на Южном фронте, вынудили прекратить палестинцев активные боевые действия в регионе на фоне очевидного технологического, разведывательного, тактического и информационного превосходства Израиля. Аналогичная обстановка складывается на Северном фронте. Именно оперативная деятельность ЦАХАЛ позволила Израилю создать благоприятную основу для подписания соглашения о демаркации морской границы с Ливаном.
Другая угроза – готовность Ирана закрепится в Сирии и создать там военное присутствие – подвергает Израиль серьезной опасности. Это в свою очередь связанно с активностью боевых подразделений иранских ополченцев в Сирии, а именно в районе Голанских высот, где действует организация «Хизбалла-2», а также с поставками оружия, доставляемыми «Исламскому джихаду» в секторе Газа и «Хизбалле» в Ливане и Сирии, а также последними данными об увеличении обогащения урана до 60% в Иране.
Израиль становится частью биполярного мира, а основная конфронтация затрагивает США и КНР. Американская военная стратегия подразумевает в качестве основных противников для США и их союзников Китай, Россию и Иран. При этом, в складывающейся геополитической обстановке можно определить, что формируются следующие связки: AUKUS-Китай, НАТО-Россия и Иран, против которого могут объединиться большинство монархий Персидского залива и Израиль, что в конце концов не произошло, поскольку Иран и Саудовская Аравия договорились восстановить дипломатические отношения и возобновить работу посольств. При этом, ВС США готовы участвовать на любых вышеперечисленных ТВД, обладая самой совершенной военной мощью среди всех стран-участниц обоих военно-политических блоков и перспективных военных союзах против Ирана.
США, будучи сверхдержавой, следит за обстановкой в регионе, но меняет направление своих ресурсов на другие перспективные участки. Такой подход создает новые возможности для Израиля налаживать диалог со странами арабского мира, развивая военное, военно-техническое, инвестиционное и экономическое сотрудничество.
В заключение отметим, что политика израильского правительства опирается на мнение силового блока. Напомним, что государственные приоритеты существенно не изменились за исключением той реальности, которая была представлена ранее командованием ЦАХАЛ. Таким образом можно сделать вывод, что Израиль будет далее углублять военное сотрудничество со странами Аравийского полуострова, пытаясь создать коалицию против Ирана, поскольку безопасность государства была, есть и будет главным приоритетом любого правительства.