Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 20

О формировании новых парламентских фракций

Сразу после второго тура президентских выборов начались разговоры о вероятности создания парламентской фракции при участии Партии демократии и прорыва (DEVA), Партии будущего (GELECEK) и Партии счастья (SAADET). Для ее формирования по правилам необходимо иметь, как минимум, 20 депутатов. Но сторонам не удалось прийти к консенсусу. Лидер DEVA Али Бабаджан отказался от соглашений из-за желания создать группу под началом своей партии, с чем не были согласны его коллеги. Но эта идея никуда не делась. 6 июля лидеры двух исламистских и консервативных партий Ахмет Давутоглу и Темель Карамоллаоглу согласились с созданием 6-ой по счету парламентской коалиции под началом SAADET. 12 июля новая парламентская группа организовала свое первое заседание. После анонса формирования исламистской фракции в СМИ появилась формула, согласно которой будет создана 7-я группа. Как предполагается, она будет создана за счет депутатов Партии демократии и прорыва и Партии демократов (DP). Так как для реализации этого плана им не хватает еще 2 депутатов, возможен переход к DEVA мандатов от Народно-республиканской партии (CHP). Таким образом, все 6 партий старого состава оппозиционной Национальной коалиции могут стать членами фракций. О чем говорит этот процесс?

Данный момент указывает на два важных аспекта. Один из них имеет глобальный подтекст. С одной стороны, он связан с ростом поляризации. С другой стороны, поляризация формально и юридически оформляется. Растет количество групп, которые отличаются своими взглядами и могут вносить свой вклад в дискуссии через участие в них.

Ее фундаментальность связана с ростом количества фракций. В 2002 г. существовало 2 фракции. В 2007 г. их количество выросло до 3. В 2015 г. появилась четвертая фракция. В 2018 г. свою группу в парламенте создала Хорошая партия (İYİ), доведя их общее количество до пяти. В 2023 г. эта тенденция продолжилась благодаря новой коалиции Партии будущего и Партии счастья. Таким образом, на данный момент, существует уже 6 фракций. Это исторический рекорд для турецкого парламента. Если учитывать все выборы, начиная с первых конкурентных парламентских  выборов 1946 г., в Великом национальном собрании Турции было максимум 5 фракций. То есть нынешний парламент является самым фрагментированным за всю историю парламентаризма в этой стране.

Второй аспект является более локальным и относится к сложившейся после выборов ситуации. Одна новая и одна потенциальная фракция могут быть созданы за счет ресурсов старого формата Национальной коалиции. По сути, речь идет о дезинтеграции оппозиции. С одной стороны, антиэрдогановские партии в парламенте стали более представительными. Созданная группа идеологически выражает исламистскую и консервативную линию. Впервые с 2002 г. в парламенте появилась оппозиционная религиозная группа. В случае создания фракции Партией демократии и прорыва впервые может появиться и правоцентристская оппозиционная группа. Таким образом появляются оформленные оппозиционные структуры для идеологически близкого к Партии справедливости и развития (AKP) и Р.Т.Эрдогану избирателя.

Однако, с другой стороны, оппозиция раскалывается на мелкие элементы. Учитывая их различную ориентацию и целевые аудитории, они будут продвигать разные повестки. В условиях существования партии, которая имеет значительное преимущество над всеми остальными участниками процесса, атомарность оппозиции выступает большой проблемой для антиэрдогановских партий и огромным преимуществом для проэрдогановских игроков. Только создание единого фронта может позволить создать конкуренцию правящей партии в парламенте. Рассогласованность их действий будет размывать общее представление о всей оппозиции, особенно если учесть, что у всех оппозиционных партий во время предвыборной кампании была общая основная тема – смена власти. Уже сейчас эта проблема явно очерчена тем, что у оппозиции нет мотора и объединяющей силы, которая могла бы создавать нужную атмосферу для оппозиционного электората и вести его за собой. Появление новых фракций явным образом нацелено на решение партиями своих задач. Самыми главными из них являются получение парламентской трибуны и доступ к телевизионным эфирам. Это все важно для маленьких партий в условиях высокого избирательного порога, что может помочь формированию организационного ресурса и созданию устойчивого партийного бренда. Однако их появление не создает новых возможностей для оппозиции. В частности, после этого изменения шансы оппозиции на успех на муниципальных выборах не увеличатся.

Подытоживая статью, мы отмечаем два важных аспекта.

Во-первых, продолжается развитие тренда на фрагментацию парламента. Впервые в истории турецкого меджлиса в нем заседает 6 фракций.

Во-вторых, наблюдается дробление оппозиции. Одна новая и еще одна потенциальная партийные группы созданы за счет Национальной коалиции. С одной стороны, впервые появляются оппозиционные фракции для исламистского и консервативного электората. С другой стороны, шансы на хороший результат для оппозиции после этого шага не увеличиваются.

55.96MB | MySQL:116 | 0,584sec