О расширении военно-технического сотрудничества между Турцией и Азербайджаном

На прошлой неделе между Турцией и Азербайджаном был подписан протокол о сотрудничестве для содействия совместным усилиям на различных этапах производства KAAN, истребителя, предназначенного для турецких ВВС. Турецкая сторона также стремится обеспечить финансовую поддержку проекта за счет участия Азербайджана. Церемония подписания соглашения о сотрудничестве в области разработки национальных истребителей состоялась на 16-й международной выставке оборонной промышленности IDEF’23 с участием официальных лиц из Управления оборонной промышленности (SSB), Министерства обороны Азербайджана и Турецкой аэрокосмической промышленности (TUSAŞ, или TAI). Согласно официальному сообщению, основной целью протокола является установление основополагающих принципов и процедур сотрудничества между Турцией и Азербайджаном с особым акцентом на совместную производственную деятельность, включая текущие усилия по разработке KAAN. Протокол также направлен на выявление и оценку возможностей Азербайджана в рамках проекта KAAN, подготовку к производству на подходящих объектах и с компаниями, которые сочтены подходящими, расширение производственных возможностей и содействие обмену опытом. В рамках протокола Азербайджан также внесет свой вклад в проект, направив персонал численностью 200 человек в Турцию для активного участия в проекте KAAN. Во время своего визита в IDEF президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал протокол с Азербайджаном новым символом солидарности между двумя странами. Он также упомянул, что первый испытательный полет KAAN состоится к концу 2023 года. KAAN был впервые представлен общественности во время кампании по переизбранию Эрдогана в мае, когда он был продемонстрирован и выполнил рулежные испытания на взлетно-посадочной полосе. В то время оппозиция критиковала проведение церемонии по поводу нелетающего самолета, утверждая, что это была политическая тактика, направленная на получение поддержки во время выборов. Они также утверждают, что проект KAAN продвигается не так быстро, как изображает правительство, и финансовые проблемы также поднимаются в качестве вопросов. KAAN, также известный как TF-X или турецкий истребитель, на турецком языке именуемый Milli Muharip Uçak (Национальный боевой самолет) и сокращенно MMU, представляет собой усовершенствованный двухмоторный малозаметный всепогодный истребитель для обеспечения превосходства в воздухе, который в настоящее время разрабатывается компанией TAI при участии британской BAE Systems, выступающей в качестве субподрядчика. Основными целями KAAN являются замена существующих и устаревающих самолетов F-16, находящихся на вооружении ВВС Турции, и их доступность для экспорта в другие страны. Первая поставка KAAN турецким ВВС запланирована на 2028 год, и усилия по поиску подходящего двигателя все еще продолжаются. Нынешние прототипы оснащены двигателями американского производства F110, и эти двигатели будут по-прежнему использоваться для начального производства первых 20-25 единиц KAAN. На данный момент две компании выразили заинтересованность в производстве специализированного двигателя для KAAN. Британская компания Rolls-Royce заключила партнерство с турецкой Kale Group, чтобы присоединиться к тендеру, в то время как украинская компания Ivchenko Progress также представила предложение по авиационному двигателю. В заявлении для турецких СМИ в мае президент TAI Темель Котиль заявил, что TAI планирует поставить 20 единиц самолетов KAAN Block-10 турецким ВВС к 2028 году. Он также заявил, что начиная с 2029 года ожидается, что производство составит два самолета в месяц. Котиль отметил, что, хотя это не точно, они ожидают, что продажная цена самолета составит около 100 млн долларов. Однако он не поделился какими-либо подробностями относительно общей стоимости проекта. Между тем, во время своего выступления на IDEF президент Эрдоган подчеркнул, что Турция «добилась успеха в такой стратегической и сложной области, как оборона», и подчеркнул, что «это служит источником вдохновения для других стран». По словам Эрдогана, успех Турции в оборонном секторе разрушил давнее господство определенных держав над технологиями производства оружия, что привело к некоторым недоброжелательным чувствам по отношению к Турции со стороны тех, кто раньше контролировал этот сектор. Он также раскритиковал оппозиционные партии, которые действуют под влиянием этих держав и поливают грязью инициативы оборонной промышленности Турции.

Нынешнее соглашение является логичным продолжением турецко-азербайджанского соглашения от 2020 года о сотрудничестве в оборонной промышленности.  Согласно тексту соглашения механизм направлен на улучшение возможностей оборонной промышленности посредством более эффективного сотрудничества в области разработки, производства и закупок, а также обслуживания военной техники, а также технической и тыловой поддержки, обмена информацией и исследований в этой области. Сделка также охватывает закупки товаров и услуг оборонной промышленности и продажу готовой военной техники, произведенной в рамках совместных проектов, третьим странам, а также передачу технологий. Более того, в статье 4 подчеркивается, что стороны должны сосредоточиться на «продаже, покупке или обмене, в соответствии с соответствующим законодательством сторон, излишков продукции и услуг оборонной промышленности», добавляя, что они будут помогать друг другу в обмене «научно-технической информацией, соответствующими документами и информацией о стандартах оборонной промышленности». Согласно статье 7 рамочного соглашения, обе стороны сформируют совместную комиссию для реализации соглашения и отбора проектов, которые будут осуществляться совместно. Совместная комиссия будет отвечать за определение конкретных областей сотрудничества, отбор совместных проектов, обмен информацией, представление предложений, рекомендаций и мнений соответствующим органам, обеспечение подготовки и публикации необходимых документов для реализации утвержденных проектов и решений, регулярный надзор за реализацией проекта и оценку реализации. Соглашение также устанавливает условия обращения с секретной информацией и документами, произведенными или предоставленными в соответствии с соглашением, определяя, как ими следует обмениваться, использовать и защищать. «Секретная информация, документы и коммерчески чувствительное оборудование и программное обеспечение будут передаваться между Сторонами по межгосударственным дипломатическим каналам или по другим каналам, согласованным компетентными органами безопасности Сторон», — говорится в статье 9 (10). Условия соглашения будут выполняться Министерством обороны с турецкой стороны и Министерством оборонной промышленности с азербайджанской. Сделка действительна в течение пяти лет с автоматическим продлением на последующие периоды в один год. Согласно соглашению, любая из сторон должна уведомить другую о намерении расторгнуть соглашение по крайней мере за три месяца. В то время как Азербайджан диверсифицирует свои сделки с крупными поставщиками тяжелого вооружения в европейские и азиатские страны, турецкие компании оборонной промышленности налаживают новые партнерские отношения, чтобы воспользоваться растущими военными расходами Азербайджана. В 2018 году Aselsan, дочерняя компания Фонда вооруженных сил Турции (TAFF), подписала соглашение со своим азербайджанским коллегой о совместном производстве средств связи. Аналогичным образом, Turkish Aerospace Industries (TAI), еще одна дочерняя компания TAFF, подписала протокол о сотрудничестве с Национальной академией наук Азербайджана (AMEA) в сентябре 2018 года, чтобы объединить усилия в области обороны и авиации. Более того, турецкая Roketsan и азербайджанское военно-научное предприятие Iglim работают над разработкой ракетной системы дальнего радиуса действия с 2009 года. TAFF была основана в 1987 году для «повышения боевой мощи Вооруженных сил Турции» и сыграла ведущую роль в создании и развитии оборонной промышленности. Она прямо или косвенно контролирует крупные компании, такие как Aselsan (электроника), Isbir (генераторы и альтернаторы), Aspilsan (аккумуляторные батареи), Havelsan (информатика), Roketsan (ракеты) и TAI (аэрокосмическая промышленность и спутники). В 2018 году компания заработала 43%от общего дохода турецкой оборонной промышленности, в то время как на нее приходилось 41% оборонного экспорта.

52.98MB | MySQL:103 | 0,431sec