Как сказано на официальном сайте правительства Швеции, его политика на Ближнем Востоке полностью вписана в единый европейский курс. Так, власти североевропейской страны ставят своей задачей «поддержку политических, экономических и социальных реформ», отмечая при этом, что любое сотрудничество с региональными партнерами не представляется возможным без диалога с ЕС и уважения прав человека. При этом сами представители Большого Ближнего Востока, причем не только в государствах, где большинство населения исповедует ислам, в последнее время фиксируют нехватку встречных тенденций в свой адрес, виной чему акции с сожжением Корана.
Об остроте проблемы свидетельствует созыв в начале текущей недели внеочередного виртуального саммита Организации исламского сотрудничества, завершившегося принятием соответствующего совместного заявления. В него государства-участники включили пункты «надлежащего реагирования» на уничтожение или осквернение священной для мусульман книги, среди которых перечислены меры дипломатического, экономического, культурного и иного характера. Хотя общая критика ОИС была направлена на Данию и Швецию, последняя получила наибольшую порцию возражений в свой адрес, поскольку по-прежнему не положила конец выдаче разрешений на подобные действия. Таким образом, члены организации продемонстрировали, что их волнует не только факт обращения с Кораном, но и реакция на такого рода акции Стокгольма.
В преддверии встречи ОИС сгладить ситуацию попытался министр иностранных дел североевропейского государства Т.Билльстрём, подготовивший для участников саммита обращение. В нем политик назвал сами инциденты «оскорбительными и неуважительными», не забыв все же напомнить, что «в Швеции есть конституционное право на свободу религии, свободу собраний, свободу слова и демонстраций». Также глава внешнеполитического ведомства предложил своего рода комфортную версию причин сложившегося кризиса, кроющуюся, по его словам, в «людях, некоторые из которых не являются гражданами» и «используют эти свободы для оскорбления того, что является священным для религии и для значительной части шведского общества, исповедующей ислам». Именно им, как следует из письма министра, правительство собирается дать отпор. Суть его заключается в подготовке к принятию новой редакции закона об общественном порядке, что позволило бы включить в него пункты, не только затрагивающие конкретные угрозы в предполагаемом месте проведения акции, но и соображения национальной безопасности. Уже на этом основании станет возможно ограничивать выдачу соответствующих разрешений.
Надо сказать, что вопреки сложности ситуации шведский МИД изначально не планировал реагировать на волну нарастающей напряженности, а побудила его к изменению подхода во многом именно внутриполитическая обстановка. Представитель оппозиционных социал-демократов по внешней политике, а по совместительству экс-министр юстиции и внутренних дел М.Йоханссон в конце июля выступил с требованием к правительству проинформировать парламент о дипломатических мерах, предпринятых для преодоления противоречий в отношениях с государствами Ближнего Востока. В результате Т.Билльстрём отчитался перед депутатами Риксдага о переговорах по указанной теме с генеральным секретарем ООН, контрпартнерами из Дании, а также рядом региональных игроков, среди которых Алжир, Ирак, Иран и Ливан. При этом, однако, глава внешнеполитического ведомства отметил, что, несмотря на внешнеполитический фон проблемы, приоритетом государства остается «защита шведов в Швеции и за рубежом» от возможных атак на дипломатические представительства, террористических актов внутри страны, а также цифровых угроз в интернете, которые тоже возросли в последнее время.
Отдельно следует обратиться к еще одному эпизоду, косвенно связанному с сожжениями Корана. Как было сказано выше, подобные акции вызывают негодование на Ближнем Востоке не только среди мусульман, а серьезную озабоченность в последнее время стал испытывать Израиль. Поводом для этого послужила выдача разрешения в Швеции на схожий протест с уничтожением Торы, который должен был состояться у посольства Израиля в Стокгольме в минувшую пятницу. При этом причиной своей манифестации ее устроительница назвала борьбу за права детей в самой североевропейской стране без какого-либо ближневосточного подтекста. Ранее этим летом одобрение от полиции на одновременное уничтожение Торы и Библии получил еще один заявитель, мотивировавший свой шаг ответом на случаи с Кораном.
Обе акции не состоялись, но также оказались основанием для волны критики, прозвучавшей как от израильских официальных лиц, так и от еврейских организаций. В частности, Центральный совет евреев Швеции назвал ситуацию «злоупотреблением свободой слова, имеющим целью посеять ненависть в обществе». Президент ближневосточной страны И.Герцог сообщил, что он «опустошен участью», как Торы, так Корана и Библии. Наконец, в понедельник прошли переговоры министров иностранных дел Э.Коэна и Т.Билльстрёма, на которых глава израильского внешнеполитического ведомства подчеркнул «необходимость положить конец нанесению вреда священным книгам», а также указал, что продолжение данных акций способно причинить урон двусторонним отношениям.
В целом шведское правительство под давлением как внутренней оппозиции, так и государств Ближнего Востока, причем не только исламских, оказалось перед необходимостью более существенного реагирования на кризис, спровоцированный акциями с уничтожением Корана и угрозой для других священных книг. Это подталкивает власти к тому, чтобы вывести проблему из контекста контактов с Анкарой по продвижению заявки Стокгольма в НАТО на иной уровень, в некоторой степени создавая условия для принятия решительных мер без опасности быть обвиненными в уступках Турции. Однако путь, избранный североевропейской страной, вероятно, не принесет ей существенного улучшения имиджа на Ближнем Востоке, что обусловлено двумя причинами.
Во-первых, Швеция видит угрозу внутри страны, заявляя о планах ужесточить законодательство в сфере безопасности и в дополнение к этому усилить контроль на границах, дабы не допускать притока экстремистов. Подобный курс косвенно подразумевает миграционные ограничения, вписывающиеся в скандинавские социально-экономические устои.
Во-вторых, заметна попытка Стокгольма обратиться за поддержкой и консультациями к ООН, ЕС и соседней Дании, оказавшейся в похожем положении, а вот как таковой диалог с заинтересованными ближневосточными игроками по-прежнему уходит на второй план, в то время как члены ОИС или затронутый проблемой Израиль явно дают понять, что воспринимают ситуацию через призму двусторонней и многосторонней дипломатии Швеции в регионе.