Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), являясь ведущим мозговым центром страны, созданным при непосредственном участии бывшего пресс-секретаря, а ныне главы Национальной разведывательной организации (MİT) Ибрагима Калына, помимо публикации текущих материалов, готовит и достаточно знаковые периодические издания.
Одним из заметных в их числе является альманах «Радар безопасности», который публикуется на ежегодной основе. Имеет смысл ознакомиться с содержанием и кратко рассмотреть свежеопубликованный «Радар безопасности – 2023».
Обратимся к содержанию издания, которое включило в себя:
- Общий обзор геополитического положения Турции в 2023 году.
- Турецко-американские отношения.
- Турецко-европейские отношения.
- Отношения Турции с Россией.
- Отношения Турции с Ближним Востоком.
- Отношения Турции с Сирией.
- Положение Турции в Восточном Средиземном море.
- Отношения между Турцией и Африкой.
- Военно-промышленный комплекс Турции.
- Стратегия борьбы Турции с терроризмом.
Уместно начать рассмотрение материала с видением турецкой стороной своих отношений с Россией. Тем более, что речь идет о новом этапе отношений – и не просто потому, что произошло переизбрание президента Р.Т.Эрдогана в 2023 году (выборы в России состоятся в 2024 году), но потому что начало очередной каденции Реджепа Тайипа Эрдогана продемонстрировало инцидент с передачей боевиков запрещенной в Российской Федерации террористической организации «Азов».
Как заявила российская сторона, это произошло вопреки договоренностям между руководствами двух стран и безо всяких предупреждений. Таким образом, зная о наличии самого инцидента, ещё предстоит дать ему оценку.
Возможные варианты в этом случае, побудившие турецкую сторону к этому шагу:
1) эмоциональная реакция турецкого руководства (к примеру, на ставший к тому времени неизбежным выход России из «зерновой сделки» — прим.),
2) сделка турецкого руководства с Западом (правда контуры сделки, до сих пор, не проявили себя – прим.),
3) прощупывание Турцией «красных линий» российской стороны в подготовке наращивания конкурентного давления в ближайшую пятилетку по периметру пересекающихся интересов,
4) переход Турции к более активной поддержке Украины в ходе российской СВО и проч.
Повторимся, что это – лишь некоторые из возможных вариантов во всем пространстве возможностей. Что же до того, как следует оценивать, конкретно, этот демарш – это вопрос времени и, по всей видимости, тех сигналов, которые поступят, когда состоится встреча президентов В.В. Путина и Р.Т.Эрдогана.
На этом этапе ознакомимся с оценками Фонда текущего состояния и перспектив российско-турецких отношений. Заголовок материала, посвященный России – весьма характерен: «Отношения Турции и России: укрепляющиеся стратегические и экономические отношения на фоне войны на Украине». Автором материала указан Мухаммет Кочак. На сайте Фонда информации по автору не приводится.
Вот информация, которая приводится относительно него в самом материале: «Он получил докторскую степень в Международном университете Флориды в 2021 году. Последняя книга Кочака «Турецко-российские отношения в 21 веке: углубление партнерства и усиление конкуренции», в которой рассматриваются региональные и глобальные вопросы международной безопасности с акцентом на Россию и Турцию, опубликована в 2022 году.
Мухаммет Кочак, как сообщает его страница в Твиттере (https://twitter.com/muhammedkocak) является выпускником Билькентского университета (по всей видимости, бакалавриат и магистратура – в Турции, докторантура по Флориде – И.С.). Сейчас он – ассистент профессора в Анкарском университете социальных наук. Отмечен проведением мероприятий в анкарском Университете ТОВВ, посвященным российско-турецким отношениям в 21-м веке. Можно найти его выступления – подкасты на сервисе Spotify. Сразу отметим появление новых лиц на турецких горизонтах русистики. Вплоть до настоящего времени их число было достаточно ограниченным.
Переходим непосредственно к рассмотрению материала, подготовленного автором.
Ключевые даты, перечисляемые авторов в 2022 г., относящимся к российско-турецким отношениям: 24.02.22 – начало СВО России на Украине, 29.03.22 – встреча министров иностранных дел России и Украины на дипломатическом Саммите в Анталье, 19.07.22 – встреча в Астанинском формате в Москве, 22.07.22 – заключение зерновой сделки. Вслед за перечислением этих дат, автор повторяет достаточно классические для турецкой стороны фразы по поводу равноудаленности отношений между Турцией и Россией, и Турцией с Украиной. При том, что Турция осудила военную интервенцию России на Украину.
Первым разделом материала является «Базовые тренды» и подраздел «Российско-украинская война и Турция».
Цитируем начало раздела: «Турция, Россия и Украина – три самых могущественных и влиятельных государства Черноморского региона. Война между Россией и Украиной оказывает преобразующее воздействие на обстановку безопасности в Черноморском регионе. Война также создает определенные проблемы с безопасностью и открывает экономические возможности для Турции, которая имеет южные берега Черного моря и проливы».
Отмечая критическую роль, которую играет обладание Турцией контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, турецкий автор отмечает следующее:
«Наконец, война между Украиной и Россией также открывает определенные возможности для Турции из-за экономических санкций, с которыми сталкивается Россия. Установив за последние десять лет глубокие стратегические и экономические отношения с Россией, Турция отказалась от участия в экономических санкциях против России в этом процессе и заняла ключевую позицию в российском экспорте и импорте. Шаги, предпринятые Турцией в 2022 году в соответствии с ее ролью посредника в установлении мира, позволили сторонам собраться вместе и обсудить некоторые вопросы на дипломатической основе. Эти усилия Турции не только внесли значительный вклад в ее мягкую силу, но и увеличили ее региональное влияние в условиях турбулентности, вызванной российско-украинской войной».
Как мы видим, в разделе, посвященном Украине – 100%-я классика турецкого «жанра» эпохи СВО России на Украине.
Следующий тренд, о котором говорит турецкий автор – это ситуация в Сирии.
Цитируем этот раздел:
«Россия остается важным фактором в политике Турции в отношении Сирии. В то время, как присутствие ПДС на севере Сирии остается самой важной проблемой безопасности для Турции, президент Эрдоган часто выражает свою решимость решить эту проблему. С началом Астанинского процесса между Турцией, Россией и Ираном за последние пять лет ситуация с безопасностью в Сирии также быстро изменилась.
В ходе этого процесса администрация Дамаска при поддержке России и Ирана взяла под свой контроль большинство ключевых городов Сирии, а Турция усилила контроль над ситуацией с безопасностью на севере Сирии.
Хотя Россия после начала войны отдавала приоритет Украине, она сохраняет свою ключевую позицию в Сирии.
Сделав заявление после того, как Турция дала сигналы об операции против целей СНС на севере Сирии, Россия заявила, что понимает озабоченность Анкары безопасностью. Этот сигнал был истолкован как то, что Россия дала добро на операцию. Но за последние несколько лет Россия также неоднократно предлагала восстановить отношения Турции с сирийским режимом, подразумевая, что такое развитие событий облегчило бы Турции контроль над своими границами.
Поэтому, хотя Россия и проявляет понимание к опасениям Турции в области безопасности, фактически она рассчитывает на то, что Турция сделает шаг к признанию сирийского режима, используя этот вопрос как козырную карту. Турция не осталась равнодушной к этим призывам и подняла уровень дипломатического взаимодействия с сирийским режимом до уровня министров обороны. Президент Эрдоган также призвал Россию и Сирию инициировать трехсторонний процесс».
В этом разделе, можно отметить также классическое изложение сирийского сюжета, которое, однако, не упоминает последние по времени внутриполитические тренды Турции, которые проявились в ходе президентских выборов в мае этого года. Когда проявилась значительная усталость турецкого электората нахождением на территории страны значительного числа сирийских беженцев. И как турецкая власть, так и оппозиция взяли на себя обязательство по тому, чтобы в кратчайшие сроки (сроки разнились: оппозиция взяла на себя обязательство решить проблему за 1 год) отправить сирийских беженцев назад.
При наличии такого запроса и взятых на себя обязательств, находясь под бременем общественного давления, именно турецкая власть становится интересантом организации встречи на высшем уровне между Эрдоганом и Асадом и того, что называется «нормализация отношений». Правда ситуация с организацией встречи с руководителем САР – отличается от таковых с лидерами Египта, ОАЭ и КСА, с которыми Турция в последние месяцы «нормализовалась». В сирийскую гражданскую войну Турция «вложилась» не в пример другим направлениям. Отсюда и очевидные сложности по тому, чтобы выйти на другую орбиту в отношениях.
Как бы то ни было, подчеркнем, что сегодня турецкая власть торопит события, очевидно не нуждаясь в дополнительных убеждениях от российской стороны. Впрочем, то, что об этом не говорит турецкий исследователь – также можно понять. Поскольку выражение своей заинтересованности, не говоря уже про спешку, сразу ставит переговорщика в невыгодную ситуацию.
Следующий важный тренд в разделе – это «Торговля и энергетика».
«После начала российско-украинской войны позитивный подход Анкары отразился и на отношениях между Россией и Турцией в сфере энергетики. С началом атак на Украину страны-члены ЕС искали альтернативы закупленному у России газу, чтобы избежать финансирования московской администрации за счет покупки российского газа. Шаги, предпринятые в этом направлении, изменили и расчеты относительно энергетической геополитики региона. После нападения на газопровод «Северный поток», один из основных газопроводов, поставляющих газ в Европу, Москва отправила Анкаре более теплые сигналы и дала понять, что роль Турции в распределении российского газа будет возрастать».
Заметим, впрочем, что до сих пор Россия и Турция не пришли к соглашению по поводу условий реализации проекта газового хаба при том, что контуры проекта уже известны: создание электронной торговой площадки на территории Турции, перенаправление потока газа из третьих стран на Европу, и удовлетворение турецкого спроса на газ, подавляющим образом, из российских поставок.
Переходим непосредственно к разделу «Ожидания от 2023 года».
Цитируем издание: «В рамках изменения внешнеполитической стратегии Турции после переворота 15 июля укрепляются связи, установленные между Турцией и Россией. Решимость Турции действовать как независимая региональная держава положительно влияет на отношения между двумя странами.
Эта решимость помогает обеим сторонам поддерживать двусторонние отношения даже в самые неспокойные времена. Поэтому, несмотря на пагубное влияние российско-украинской войны на региональный мир, Турция и Россия, скорее всего, будут поддерживать двусторонние торговые, энергетические отношения и сотрудничество во многих неспокойных областях.
По мере нарастания интенсивности войны, обе стороны отказываются вести переговоры о мире. Такое отношение затрудняет достижение мирного соглашения. Поэтому ожидается, что война будет продолжаться и, возможно, обострится.
Турция будет поддерживать отношения как с Россией, так и с Украиной, чтобы смягчить региональные и глобальные последствия войны. В Сирии Турция продолжает оказывать давление на север Сирии, который частично контролируется ПДС. В 2023 году и далее ось Турция-Россия-Сирия станет сильнее.
Такое развитие событий увеличило бы контроль Турции над ситуацией безопасности на севере Сирии, а Россия получила бы более глубокое и стабильное влияние в регионе. В энергетике ожидается усиление роли Турции как центра экспорта российских энергоресурсов. По мере того, как Россия сталкивается с санкциями со стороны Запада и возрастает риск для газопровода «Северный поток», потенциальная роль Турции в региональной энергетической геополитике будет продолжать расти».
В дополнение к изложенному выше автором приводится и резюме прогноза на 2023 год в табличной форме:
Тема | Россия | Турция | Вероятный результат |
ПДС и север Сирии | Решение с вовлечением режима (официального Дамаска – И.С.) | Включение сирийского режима в процесс | Дипломатический и военный процесс с участием сирийского режима |
Война между Россией и Украиной | Принуждение к признанию оккупации Украины | Конец войне через процесс переговоров между лидерами | Обострение войны |
Торговля / энергетика | Рост роли Турции как центра (продажи) российских энергоносителей | Желание по углублению сотрудничества | Углубление сотрудничества, особенно в энергетической сфере |
Итак, как мы можем заметить, автор раздела продемонстрировал достаточно классический подход к текущей ситуации и перспективам российско-турецких отношений. Вполне возможно, что, при горизонте планирования до конца 2023 года, эти оценки соответствуют действительности. Более продолжительные оценки, здесь, неизбежно бы выявили наличие противоречий между сторонами.
Кроме того, и, вероятно, самое главное, не учтен фактор Вильнюса и выпуска «азовцев» (запрещенной в РФ террористической организации – И.С.) – по своей разрушительности для российско-турецкой лидерской дипломатии его можно сравнить разве что с «ударом ножом в спину» в ходе самолетного кризиса в ноябре 2015 года. Пусть пока нарушение Турцией договоренностей никак, формально, не отразилось на двусторонних отношениях.
Обратимся в сторону раздела «Радара», посвященного турецко-американским отношениям. Автором раздела стал знакомый уже читателям сайта ИБВ Мурат Ешильташ.
Его краткая, официальная биография по материалу Фонда SETAV.
Цитируем:
«Он закончил бакалавриат и аспирантуру Университета Сакарья на факультете международных отношений в 2003 и 2009 годах соответственно. Он получил докторскую степень в Университете Мармара, факультет политических наук и международных отношений, защитив докторскую диссертацию на тему «Позиционирование Турции: геополитический менталитет и армия в Турции» в 2012 году. Мурат Ешильташ работал приглашенным исследователем на факультетах европейских исследований и международной политики Ланкастерского университета в период с 2008 по 2009 год, а также в качестве приглашенного профессора в Институте государственного управления и международных отношений Технического государственного университета Вирджинии в период с 2010 по 2011 год. Он по-прежнему работает профессором кафедры международных отношений Университета социальных наук Анкары и преподает курсы для студентов и аспирантов по международной безопасности Турции, анализу внешней политики и терроризму».
Заметим, что в последнее время Мурат Ешильташ стал более частым гостем турецких СМИ, выходя даже из тени генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции Бурханеттина Дурана. Его следует считать и координатором издания «Радар безопасности».