В преддверии визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Россию

4 сентября в Сочи, для встречи с президентом РФ В.В. Путиным, с рабочим визитом прибудет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Главной целью этого визита следует считать определение формата взаимодействия двух стран на высшем уровне. Проще говоря, решение вопроса о функционировании так называемой «лидерской дипломатии» на ближайшую перспективу. Остальные вопросы на этом фоне, включая пресловутую «зерновую сделку», на этом фоне, следует считать второстепенными.

Невзирая на то, что официальные турецкие лица заявляют о том, что между Россией и Турцией «нет охлаждения», в среде турецких аналитиков можно слышать о том, что Сочи должны «разморозить» двусторонние контакты после сложного июля месяца. Выдача Турцией «азовцев» Украине (члены запрещенной в РФ террористической организации), а также Саммит НАТО в Вильнюсе, на котором Турция послала сигналы Украине, которые можно квалифицировать как поддержку её членства в Североатлантическом альянсе, — привели к тому, что российско-турецкие отношения были поставлены на паузу на высшем уровне, включая и те инициативы, которые имеют первостепенное значение. Прежде всего, газовый хаб на турецкой территории.

Если посмотреть в целом, то основные зарубежные контакты президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на сентябрь месяц выглядят следующим образом:

4 сентября — переговоры с президентом России Путиным, Сочи,

9-10 сентября — Саммит Большой двадцатки, Нью-Дели/Индия,

17-21 сентября — заседание Генеральной ассамблеи ООН, Нью-Йорк/США.

Следует отметить, что мероприятие в Сочи имеет для турецкой стороны немалую важность. В определенном смысле, можно утверждать, что ключ к успешной дипломатии президента Эрдогана в Нью-Дели и в Нью-Йорке находится в Сочи.

Успешная если не «перезагрузка», то «разморозка» отношений с Путиным в формате «лидерской дипломатии», создаст Эрдогану пространство для дипломатического маневра как на Западе, так и в Индии, как в представительнице «Глобального Юга». При таком сценарии, Турция продолжит оставаться, без преувеличения, уникальной третьей стороной, которая общается и имеет особые отношения и с Москвой, и с Киевом. В обратном случае, Турция оказывается «обычной» представительницей умеренного крыла западного лагеря, лишенной уникальной компетенции.

Как должна будет выглядеть та перезагрузка, которая вернет Турции замороженный статус ведущего миротворца по Украине: совместное заявление Путин – Эрдоган или совместная пресс-конференция, кадры теплого приема со всеми сопутствующими атрибутами. Есть множество сигналов, которые дадут понять внешнему миру, что пауза в отношениях Москва — Анкара прервана, а российско-турецкая ось в прежнем формате сохраняется.

Также традиционно путешествующий со своим журналистским пулом Реджеп Тайип Эрдоган, по сложившейся традиции, может на пути туда и на пути обратно, будучи на борту самолета, выступить с важными для российско-турецких отношений заявлениями.

Заявления на пути в Сочи могут быть призваны подчеркнуть то, что Турция придает значение российским требованиям, касающимся условий возобновления зерновой сделки. Заявления турецкого лидера на пути из Сочи, при условии успешности «разморозки», могут уже дальше носить характер обращений в сторону Нью-Йорка и Нью-Дели, когда Турция продемонстрирует наличие у президента Р.Т. Эрдогана посланий для Запада и Глобального юга из Москвы.

Отступления от сигналов, перечисленных выше, непубличная встреча двух лидеров без принятых в дипломатии сигналов теплой встречи, фото, заявлений, пресс-конференций, будет свидетельствовать о трансформации отношений между первыми лицами двух стран в сторону большей сдержанности. Проводя определенные параллели, лето 2023 года ознаменовалось миникризисом для российско-турецких отношений по образцу «самолетного кризиса». Невзирая на заметно меньший градус напряженности в российско-турецких отношений, основная характеристика российского лидера этой ситуации («были договоренности») является синонимичной для «ножа в спину» образца осени 2015 года.

Имея в виду значимость для российско-турецких отношений так называемой «лидерской дипломатии», отсутствие положительных сигналов из Сочи будет воспринято в качестве сигнала новой установки по всей властной вертикали – как для российской, так и для турецкой. В особенности, это касается российской стороны, где наличествует готовность, подпитанная антитурецким информационным фоном, отрабатывать другой, пониженный формат двусторонних отношений.

Заметим, что в российском информационном пространстве достаточно редко можно встретить если не положительную, то практично сдержанную точку зрения на развитие контактов с Анкарой. Это – свидетельство готовности к ревизии отношений, сложившихся между Россией и Турцией за последние двадцать лет с переключением, по возможности, на поиск альтернативных партнёрств для решения своих ключевых задач. К примеру, в том же треугольнике, Россия – Турция – Иран, российская сторона начнет дрейф в сторону Исламской Республики Ирана, как к стороне, с которой заметно меньше критических противоречий в отношениях.

Отметим, что традиционно перед критическими поездками, подобной Сочинской, турецкие СМИ крайне осторожны в своих оценках, прогнозах и комментариях. Впрочем, определенные мысли просматриваются, в частности, в контексте того визита, который 30-31 августа совершил министр иностранных дел Хакан Фидан в Москву, где он встречался со своим коллегой Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.

Обратимся к некоторым пунктам повестки программы, о которых пишет в своем материале известный турецкий политический обозреватель Мурат Еткин.

По сирийской теме:

«Однако контакты Фидана в Москве возродили почву для урегулирования отношений между двумя странами в преддверии встречи президента Реджепа Тайипа Эрдогана и президента России Владимира Путина в Сочи 4 сентября, что также может повлиять на возвращение России к зерновой сделке. Этой площадкой была Сирия. Не секрет, что Москва уже некоторое время призывает Анкару восстановить отношения с Дамаском. Сирия была темой большинства встреч Эрдогана и Путина за последние несколько лет. После победы на выборах президент Эрдоган заявил, что он не против переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом, добавив, что «его подход важен». Асад ответил, что не встретится с Эрдоганом, пока на сирийской земле находятся турецкие войска».

По зерновой сделке:

«Зерновая проблема больше не связана только с транспортировкой зерна и не связана с войной России на Украине.

Например, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия заблокирует итоговую декларацию саммита «Большой двадцатки», который пройдет на следующей неделе в Нью-Дели, если она не будет отражать позицию Москвы по Украине и другим кризисам, предоставив участникам возможность выпустить необязательную или частичную декларацию.

«Не будет общей декларации от имени всех членов, если наша позиция не будет отражена», — сказал Лавров студентам Московского государственного института международных отношений 1 сентября по случаю Международного дня мира.

После того, как 17 июля Россия приостановила действие зерновой сделки из-за невыполнения обещаний ООН по облегчению экспорта, были предложены три сценария, а не два.

  1. Отказаться от попыток уговорить Россию и отправить украинскую пшеницу в Европу через Дунай через территориальные воды черноморской прибрежной (члена НАТО) Румынии,
  2. Доставить украинскую пшеницу в пролив Босфор через побережья Румынии, Болгарии и Турции, не заходя в международные воды Черного моря, опять же без каких-либо договоренностей с Россией,
  3. Перевозка российской пшеницы при финансовой помощи Катара в Турцию, переработка ее в муку и отправка в страны Африки.

У Турции есть сомнения по поводу всех трех сценариев, которые, вероятно, станут фоном для встречи Эрдогана и Путина. Первые два сами по себе несут угрозу безопасности и не помогут деэскалации напряженности, поскольку исключают Россию. Третий вариант может привести к новой международной и финансовой напряженности и исключает Украину.»

Как смотрит на эти варианты турецкая сторона:

«Анкара выступает за возобновление первоначального соглашения, но соглашается с критикой, что обещания ООН, данные России, не были выполнены. Претензии России в основном двоякие. Исключение SWIFT-подобных платежных систем по продаже зерна и удобрений (в основном контролируемых США) из-под санкций, введенных в отношении России, и предоставление страховых услуг для российских перевозчиков.

ООН находится в процессе официального представления предложений по обоим этим вопросам, что, по словам дипломатических источников, принесет России определенные выгоды.

Поэтому дипломатические источники ожидают от встречи Эрдогана и Путина только чудотворного решения по зерновой сделке, при условии, что оба лидера предпримут неожиданные шаги. Эти неожиданные шаги могут быть сделаны на Черном море или Средиземноморье, а также на Украине или Сирии».

Итак, как мы можем заметить, до сих пор, нет продвижения по двум ключевым для двусторонних отношений моментам: 1) по политическому урегулированию в Сирии, частью которого должна стать «нормализация» отношений между Анкарой и Дамаском, 2) по зерновой сделке, где перед Турцией стоит неприятная дилемма – реализовывать план по сценариям 1 и 2 (см. выше), исключающим Россию или же по сценарию 3, исключающему Украину.

Впрочем, касательно последнего, надо заметить, что турецкая сторона может начать прощупывание почвы по тому, чтобы реализовывать оба сценария одновременно. Однако, как мы сказали, ценность зерновой сделки заключается не в торговле продовольствием, а в том, что при согласованном в прошлом году её формате статус Турции стал уникальным. То есть, для Турции зерновая сделка – это статусная вещь на международной арене.

Но, как заметил турецкий обозреватель, только лишь «чудотворное решение» и «неожиданные шаги» смогут решить вопрос столь важной для Турции «зерновой сделки». В глазах же российской стороны, «зерновая сделка» не столь важна, но может быть частью торга по вопросам, представляющим для России первостепенное значение. Но, опять же, лишь в том случае, если первое лицо российского государства примет решение о том, что с Турцией можно сохранять «лидерскую дипломатию» на прежнем уровне.

55.96MB | MySQL:116 | 0,593sec