Несмотря на конкурирующие интересы с другими региональными игроками, Индия продолжила активно участвовать в деятельности таких организаций как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), и в таких мероприятиях как консультации в московском формате. Нью-Дели использовал саммит ШОС в Самарканде в сентябре 2021 года и последовавшую за ним совместную сессию ШОС-ОДКБ по Афганистану для отстаивания так называемого кодекса о нулевой терпимости к терроризму. Ее председательство в БРИКС также отражало эту позицию: страны-члены обязались ускорить реализацию Плана действий БРИКС по борьбе с терроризмом. В ноябре 2021 года в Нью-Дели состоялся третий региональный диалог по ситуации в Афганистане на уровне советников по национальной безопасности с участием представителей России, Ирана и республик Центральной Азии. При этом Пакистан и Китай отклонили приглашение. Страны-участницы обсудили пути улучшения ситуации в сфере безопасности в Афганистане и опубликовали «Делийскую декларацию», которая призвала к коллективному сотрудничеству в борьбе с «радикализацией, экстремизмом, сепаратизмом и незаконным оборотом наркотиков» в регионе и подтвердила необходимость формирования инклюзивного правительства для реализации «успешного процесса национального примирения в стране». Индия также участвовала в консультациях Московского формата в ноябре 2022 года, на полях которых прошли встречи со спецпредставителями всех стран-участниц. Индия и Россия объявили о создании постоянного канала для регулярных консультаций по Афганистану. Такое развитие событий стало шагом к укреплению сотрудничества между двумя странами. Возвращаясь к вопросу регионального авторитета, стоит отметить, что в ближайшей перспективе конкуренция за влияние в Центральной Азии будет только усиливаться, в какой-то степени определяя дальнейшее развитие региона. Действительно, важность республик Центральной Азии для Индии растет с 2015 года. Правительство Моди во время своего второго срока работало над расширением взаимодействия со всеми пятью государствами, уделяя особое внимание торговле, связям и сотрудничеству в целях развития. Когда к власти в Афганистане пришло движение «Талибан» (запрещено в РФ), Индию беспокоило то, как произошедшее повлияет на ее отношения со странами региона. По этой причине Нью-Дели пришлось скорректировать свою политику в отношении Афганистана, принимая во внимание свои интересы в бывших советских республиках. В 2022 году в Нью-Дели состоялся первый саммит «Индия – Центральная Азия», за которым в начале марта 2023 года последовало заседание Совместной рабочей группы по Афганистану с теми же участниками. Эти мероприятия отражают растущее сближение их позиций. Индия использовала ШОС, чтобы подчеркнуть центральную роль потребностей и чаяний стран Центральной Азии и проводить с ними совместные мероприятия по борьбе с терроризмом, особенно через региональную антитеррористическую структуру ШОС. Таким образом, взаимодействие Нью-Дели с региональными и глобальными игроками стало более ориентированным на результат и интересы, а опасения по поводу маргинализации Индии в международном сообществе снизились. Индия продемонстрировала готовность быть ответственным участником региональных и международных форумов по урегулированию ситуации в Афганистане. Однако усилия страны по управлению геополитическими противоречиями в регионе увенчались лишь ограниченным успехом. Ряд аналитиков считают, что ее правительство продемонстрировало бессвязную реакцию на кризис в непосредственной близости от собственной территории, а призывы Индии занять выжидательную позицию по Афганистану находятся под пристальным вниманием. Предполагаемая «двусмысленность» в том, как Индия взаимодействует с режимом талибов, может испортить ее имидж в глазах афганского общества. Хотя правительство страны выполнило все обязательства по предоставлению гуманитарной помощи, его уклончивость в вопросе выдачи виз обучающимся в Индии афганским студентам повлияла на то, как его роль воспринимается гражданским населением Афганистана. Из-за стремительно меняющейся динамики в Афганистане формулирование долгосрочной устойчивой политики становится сложной задачей для Нью-Дели. Хотя «реальная политика» сыграла ключевую роль в его решении начать взаимодействие с «Талибаном», глубоко укоренившиеся идеи и принципы, а также отношения Индии со странами региона, вынуждают его омрачать свою политику двусмысленностью, что сказывается негативным образом, прежде всего, на интересах самой Индии. С начала процесса мирного урегулирования в Афганистане индийское правительство стало ощущать дискомфорт от признания необходимости прямых контактов с талибами. Для Нью-Дели преодоление противоречий, которые вызывает его политика, как внутри страны, так и на международном уровне, только усугубляет трудности. Индийское общество воспринимает взаимодействие правительства с талибами как отклонение от предполагаемых принципов и идеалов. Хотя Индия осознает важность взаимодействия со странами региона, особенно с Россией, Ираном и республиками Центральной Азии, в вопросах борьбы с терроризмом, ее по-прежнему тесные отношения с США противопоставляются растущим антиамериканским настроениям в регионе. Это снижает способность Нью-Дели эффективно защищать свои интересы. Таким образом, Индии придется выстраивать более конструктивные отношения с другими региональными игроками, чтобы отстоять свои позиции, укрепить авторитет и постепенно сформировать более стабильную и менее двусмысленную политику в отношении действующего режима в Афганистане.