О назначении нового посла США в Израиле в контексте перспектив двусторонних отношений

Еще летом текущего года пост главы дипломатической миссии США в Израиле покинул Т.Найдс. Первые сообщения о его готовящейся отставке появились еще весной, а сам американский дипломат мотивировал решение «личным и семейными причинами», в том числе усталостью от «двух лет напряженной работы, когда его семьи нет рядом». Если верить сообщениям израильских СМИ со ссылкой на источники в Госдепе, Т.Найдс действительно сам принял решение покинуть должность и сделал это практически за несколько часов до начала операции ЦАХАЛ в Газе «Щит и стрела».

Любопытно, что какой-либо политический подтекст Белый дом и сам посол при этом категорически отрицали. Вместе с тем, как минимум с февраля и израильские, и американские журналисты сообщали о напряженности, существующей между дипломатом и принимающим государством из-за комментариев первого относительно израильской судебной реформы. Так, в одном из них глава дипмиссии призывал правительство Б.Нетаньяху «нажать на тормоза». Разумеется, сами по себе высказывания серьезного урона не нанесли, поскольку вписывались в общую линию Соединенных Штатов относительно израильских внутриполитических преобразований. Впрочем, эта напряженность создала негативный фон для и без того затруднительного общения первых лиц ближневосточной страны с американскими контрпартнерами.

Однако не исключено, что за поступком, Т.Найдса действительно скрывались и личные мотивы. Не секрет, что особый характер отношений Вашингтона и Иерусалима в сочетании с кризисом общения на высшем уровне делают указанный пост крайне ответственным. При этом сам Т.Найдс до отъезда в Израиль практической дипломатической работой фактически не занимался, будучи сосредоточенным преимущественно финансовой деятельности. Так, до начала руководства посольством он работал управляющим директором инвестиционного банка Morgan Stanley. Помимо этого он имел опыт государственной службы при Б.Обаме, будучи заместителем Госсекретаря по управлению и ресурсам. Данная позиция в структуре исполнительной власти США имеет противоречивый характер. Появилась она в 2000 г., но впервые заполнена оказалась лишь при Б.Обаме, давая руководителю подразделения солидные полномочия в сфере руководства американской внешней политикой, прежде всего в вопросах, касающихся внешней помощи и планирования зарубежных операций. А вот при Д.Трампе сей пост вновь оставался вакантным. Как следствие, не исключено, что имеющегося опыта практической работы дипломату действительно было недостаточно для того, чтобы на месте содействовать поддержанию диалога Вашингтона и Иерусалима.

Своим шагом Т.Найдс поставил администрацию президента Дж. Байдена в сложное положение, поскольку потребовалось в короткие сроки найти и утвердить новую кандидатуру. Основной мотивацией быстро завершить процесс назывались президентские выборы, намеченные на 2024 г. Несмотря на то, что голосования состоится больше, чем через год, спешка мотивировалась необходимостью получения согласия на назначение от Сената США и от принимающей стороны. Впрочем, есть и другое объяснение, суть которого заключается в стремлении Белого дома добиться к этому моменту дипломатического прогресса на ближневосточном треке, которым может стать расширение «Соглашений Авраама».

На текущей неделе президент США наконец утвердил в должности нового посла, которым стал Дж.Лью. Считается, что он изначально был фаворитом среди претендентов, обойдя, к примеру, экс-посла в ЕС, специального советника по вопросам Холокоста С.Айзенштадта. Примечательно, что биография Дж.Лью имеет немало совпадений с предшественником. Так, при Б.Обаме он тоже работал заместителем Госсекретаря по управлению и ресурсам, собственно сменив там Т.Найдса. Кроме того, при том же президенте назначенный глава посольства в Израиле занимал посты руководителя аппарата Белого дома и министра финансов. Отмечается также, что в силу близости к Б.Обаме и профессиональных обязанностей он имел отношение к американо-израильским контактам того периода, касавшимся поселенческой активности и иранской ядерной проблемы. Нельзя не отметить, что и Дж.Лью, и Т.Найдс имеют еврейские корни. Впрочем, в последнем случае между двумя послами все же есть существенная разница. Так, Дж.Лью принадлежит к ортодоксальному течению иудаизма и, по некоторым данным, даже соблюдает шаббат. Помимо этого он имеет более тесные связи с американским еврейством.

В целом можно предположить, что уход Т.Найдса стал, как минимум, компромиссным решением, сочетающим его личные и мотивы и влияние на американо-израильский диалог, которое его не упрощало, а добавляло сложностей. В этой связи кандидатура Дж.Лью пока кажется более приемлемой. В ближайшее время ему, судя по всему, предстоит заняться ускорением процесса нормализации отношений Израиля с умеренными региональными режимами, прежде всего КСА, а также так или иначе создать ощущение более продуктивного двустороннего диалога, в том числе на высшем уровне. Впрочем, учитывая его принадлежность к Демократической партии и тесные связи с американскими еврейскими организациями, далеко не всегда разделяющими видение Израиля по принципиальным вопросам, его позиция также может не всегда совпадать с мнением принимающей стороны, что способно усложнить работу в этой должности.

55.96MB | MySQL:116 | 0,538sec