Что реально стоит за действиями ОАЭ по проблеме сохранения климата в Африке

На первом Африканском климатическом саммите инвесторы из ОАЭ обязались приобрести углеродные кредиты на 450 млн долларов у инициативы Africa Carbon Markets Initiative (ACMI), организации, призванной увеличить производство углеродных кредитов в Африке. Саммит состоялся на этой неделе в Найроби, Кения, в преддверии приближающегося климатического саммита ООН, Cop 28, который должен состояться в Дубае в ноябре. Необязывающее письмо о намерениях было подписано Углеродным альянсом ОАЭ, коалицией частных организаций, созданной в прошлом году с целью «признания важности углеродных кредитов для достижения нулевых целей». В этой связи экспертами констатируется, что ОАЭ быстро становятся ведущим инвестором на африканском углеродном рынке, торговой системе, в которой углеродные кредиты (также известные как компенсации) покупаются и продаются для компенсации выбросов.   Султан аль-Джабер, который будет председательствовать на предстоящем саммите ООН по климату, является исполнительным директором Национальной нефтяной компании Абу-Даби и ключевым сторонником торговли углеродом. Признавая «кризис доверия» рынка, спад в ответ на растущие свидетельства того, что многие углеродные кредиты «не имеют экологической ценности» аль-Джабер объяснил ущербность нынешней  системы отсутствием «общепринятого стандарта». Султан аль-Джабер родился и вырос в ОАЭ, высшее образование получил в США и Великобритании. Он получил степень бакалавра в области химической инженерии в Университете Южной Калифорнии, прежде чем продолжить обучение на степень доктора философии в области бизнеса и экономики в Университете Ковентри. Он также имеет степень MBA в Калифорнийском государственном университете. Аль-Джабер начал свою профессиональную карьеру инженером в ADNOC, прежде чем он перешел в Mubadala, фонд национального благосостояния Абу-Даби, где он возглавил его энергетическую платформу. Там в 2006 году он основал Masdar, государственную компанию по возобновляемой энергетике ОАЭ. В 2016 году он вернулся в ADNOC в качестве генерального директора, где четко изложил свое видение: к 2030 году ОАЭ должны увеличить добычу нефти с 3 млн баррелей в день до 5 млн баррелей в день. «Будущее потребует больше нефти и углеводородных ресурсов… То, что мы являемся производителем с наименьшими затратами, всегда даст нам [ОАЭ] конкурентное преимущество», — сказал он Financial Times в январе 2021 года. Аль-Джабер долгое время совмещал роль одного из самых высокопоставленных руководителей нефтяной отрасли ОАЭ и публичное лицо в разговорах о возобновляемых источниках энергии. В 2009 году тогдашний генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил его членом консультативной группы по энергетике и изменению климата. В том году, будучи главой Masdar, он возглавил успешную заявку ОАЭ на размещение штаб-квартиры межправительственного международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA). В 2020 году он был назначен специальным посланником ОАЭ по вопросам изменения климата на всех международных форумах. Он также занимал ряд руководящих должностей и постов в совете директоров, ранее занимал пост председателя совета по СМИ ОАЭ, портовой компании Абу-Даби и Sky News Arabia. В 2013 году королева Великобритании Елизавета II назначила его командором ордена Британской империи (CBE). Министры правительства, возглавляющие конференцию ООН по изменению климата, стали обычным делом: прошлогодний саммит возглавлял министр иностранных дел Египта Самех Шукри, в то время как британский политик Алок Шарма возглавлял Кс26 (он ушел из правительства Великобритании, чтобы выполнять эту роль полный рабочий день), но аль-Джабер — первый действующий руководитель нефтяной компании, взявший на себя эту роль.

В свою очередь экологи подвергли итоги саммита в Кении жесткой критике, что ставит под удар позиции ОАЭ.  В открытом письме на имя президента Уильяма Руто, председатель Комитета глав африканских государств и правительств по изменению климата (CAHOSCC), 500 НПО осудили саммита «прозападного» повестки дня, сформированный за счет частных консультационных фирм, таких как США, штаб-квартира компании McKinsey, которая отодвинула африканские интересы «на задний план». Панафриканский альянс за климатическую справедливость (PACJA) заявил, что организаторы саммита «намеренно» не смогли обеспечить участие негосударственных субъектов в планировании и реализации саммита. В отчете компании Powersift Africa говорится, что целевой показатель роста ACMI позволит крупным частным компаниям выбрасывать дополнительно 1,5-2,5 гигатонны CO2e (эквивалент CO2) в год к 2050 году. Кроме того, производство углеродного кредита сопряжено с риском нарушений прав человека, что приводит к «захватам земель» для реализации проектов. В Уганде британская компания New Forests выселила 10 000 человек из района Мубенде, чтобы освободить место для проекта по восстановлению лесов. Ранее в этом году эмиратская компания по торговле углеродом Blue Carbon подписала серию сделок с Танзанией, Либерией и Замбией, предоставив им полный контроль над 24,5 млн гектаров земли и нарушив традиционные права местных общин на землю. Таким образом, вся «экологическая повестка» дня в основном связана опять же все с тем же недовольством местных племен распределением ренты. При тому – сделка  в Либерии, согласно которой  Либерия уступит 10% своей территории частной эмиратской компании, лишив  традиционных прав на землю местные племена и предоставив  ОАЭ права на загрязнение, эквивалентные связыванию углерода в лесах. Сделка предоставит компании полный контроль над одним миллионом гектаров леса. Затем компания будет «собирать» углеродные кредиты, предположительно, за счет восстановления и защиты земли, которые они затем продадут крупным загрязнителям, чтобы компенсировать их выбросы. В случае подписания Меморандум о взаимопонимании (MoU) нарушит ряд либерийских законов, включая закон о правах на землю 2019 года, закон, который утверждает право общин на «обычную землю». Она также уступит почти полный контроль над одной из самых густо поросших лесом территорий в Африке базирующейся в Дубае фирме Blue Carbon сроком на 30 лет. Кроме того, сделка помешает Либерии использовать землю для достижения своих собственных международных климатических целей. До недавнего времени соглашение было окутано тайной; хотя меморандум о взаимопонимании был заключен в марте, а окончательный проект должен был быть подписан в ближайшее время, местные НПО, как сообщается, не знали о контракте, пока правительственные источники не распространили эту новость. После утечки правительство попыталось пригласить местные заинтересованные стороны на встречи. Но SDI сообщила, что участникам был разослан проект контракта только за день до первой встречи, а последующие встречи были перенесены в последнюю минуту. По мнению Пола Канне, другого участника кампании IFMCM, предстоящие выборы в Либерии в октябре предполагают, что правительственные чиновники спешили присвоить первоначальный авансовый платеж в размере 50 млн долларов, сумма, раскрытая в результате утечки. IFMCM немедленно подняла тревогу, как только просочилась новость, опубликовав заявление на своем сайте: «Требование законных прав на продажу лесного углерода имеет четкие последствия для прав собственности, поскольку это влияет на права общин определять, как используется их земля».  Проект контракта отменяет либерийские земельные законы, которые обязывают застройщиков проводить переговоры с общинами о земле обычного пользования по свободному, предварительному и осознанному согласию (FPIC). Хотя условия контракта обязывают Blue Carbon «приложить максимум усилий» для проведения переговоров FPIC в районах реализации проекта, это произойдет только в течение трех месяцев с момента подписания соглашения. В проекте контракта также указано неравномерное распределение прибыли (вот в чем суть вопроса – авт.) от продажи углеродных кредитов: «Blue Carbon получает 70 процентов прибыли, либерийское правительство — 30 процентов, из которых около половины будет выплачено общинам. Однако прибыль зависит от того, в какую сумму оцениваются кредиты.   Кроме того, в контракте указано, что два представителя компании и правительственный чиновник будут заседать в комитетах из пяти человек, чтобы решить, как следует потратить деньги, что повышает вероятность того, что общины будут в меньшинстве при принятии решений о распределении финансирования. Контракт также содержит скудные подробности о методологии углеродного кредитования, используемой для продажи кредитов. Blue Carbon заявляет, что придерживается стандартов REDD +, международной инициативы по сокращению выбросов в результате обезлесения. Однако REDD + требует дополнительных уточнений, которые определяют, что проект приносит дополнительные выгоды, такие как сокращение выбросов углерода, по сравнению с теми, которые естественным образом произошли бы без него. И, покупая землю, которая включает в себя существующие природные заповедники, Blue Carbon не предоставит никаких дополнительных преимуществ. Blue Carbon возглавляет Ахмед Далмук аль-Мактум, член правящей семьи ОАЭ, который также возглавляет конгломерат Ameri Group, который вложил значительные средства в нефтегазовые проекты в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Основанная всего год назад, Blue Carbon не имеет предыдущего опыта в управлении выбросами углерода, и, согласно ее веб-сайту, портфель фирмы включает ряд компаний нефтегазовой инфраструктуры. Соглашение с Либерией является продолжением множества аналогичных меморандумов о взаимопонимании, подписанных фирмой с Папуа-Новой Гвинеей в ноябре 2022 года, а также Танзанией и Замбией с интервалом в дни друг за другом в феврале 2023 года. «Я думаю, (это) представляет стратегию государств Персидского залива, которые заинтересованы в возможности заявить, что они компенсируют свои выбросы углерода. Эти страны не намерены прекращать добычу нефти, и они очень ясно дали это понять. Дискуссия вокруг углеродных рынков будет заслонять постепенный отказ от ископаемого топлива на предстоящем  климатическом саммите сор 28, который должен быть организован в ОАЭ в ноябре, что является предметом яростной критики со стороны экологов», — полагает Кристиан Хендерсон, ученый в области политической экономии и развития на Ближнем Востоке. Собранные углеродные кредиты также могут быть использованы для компенсации собственных выбросов ОАЭ, поскольку в контракте не указано, могут ли кредиты продаваться на добровольных рынках (которые функционируют за пределами рынка соблюдения требований), где их могут приобрести корпорации, или через двусторонние сделки с правительствами. В то время как углеродное кредитование должно стать главной темой предстоящего климатического саммита, недавнее исследование Verra, крупнейшего в мире стандарта выбросов углерода, показало, что 94: кредитов не принесли пользы климату. «Идея о том, что вы можете просто составить уравнение, согласно которому, если вы купите определенную площадь земли … то это обеспечит компенсацию ваших выбросов углерода за счет естественной способности этой экосистемы поглощать углерод, действительно сомнительна. Углеродный рынок просто воспроизводит иерархию климатического кризиса — более бедные страны оплачивают счета за потребление богатыми. Бедные страны действительно должны получать финансирование от богатых стран в виде компенсации, чтобы позволить им осуществлять адаптацию к углеродному климату, а не смягчение последствий», — полагает Хендерсон. Кульминацией саммита на этой неделе стало принятие Найробийской декларации, в которой содержится призыв к «новой архитектуре финансирования, отвечающей потребностям Африки, включая реструктуризацию долга и облегчение бремени». Однако общественные деятели раскритиковали декларацию за то, что она сильно отстает от того, что было необходимо для справедливого перехода в Африке.

56.14MB | MySQL:116 | 0,703sec