Визит президента Турции А.Гюля в Индию

Визит президента Турции А.Гюля в Индию (7-12 февраля) можно рассматривать в рамках концепции многовекторной внешней политики, провозглашенной руководством Турецкой Республики. Предыдущее посещение Индии главой турецкого государства состоялось 15 лет назад. Несмотря на географическую близость и экономический потенциал обеих стран, в прошлом турецко-индийские отношения не отличались динамичностью развития. В последние годы активизировались контакты на высшем уровне, в том числе, по линии военного сотрудничества. Однако торговый оборот Турции и Индии остается на уровне 3 млрд долларов, что является крайне низким показателем для экономик такого масштаба. Продолжительный визит президента А.Гюля, которого сопровождала большая делегация турецких бизнесменов, был призван восполнить прежние пробелы и открыть новую страницу в истории турецко-индийских отношений.

Выступая в Дели перед представителями Федерации торгово-промышленных палат Индии, президент Гюль отметил, что турецко-индийская дружба имеет прочное основание в событиях периода национально-освободительной борьбы в Турции, когда гражданами Индии была собрана материальная помощь движению под руководством Мустафы Кемаля. Основное препятствие последующему развитию турецко-индийских экономических связей А.Гюль видит в международной конъюнктуре, определившей принадлежность Турции к Североатлантическому альянсу, в то время как освободившаяся от колониальной зависимости Индия возглавила Движение неприсоединения. Смена глобальной парадигмы создала возможность для того, чтобы две страны «заново открыли друг друга». Этому способствуют такие факторы, как растущие экономики Турции и Индии, проявившие достаточную устойчивость во время последнего мирового финансового кризиса, а также приверженность Анкары и Дели ценностям демократии, лаицизма, свободной рыночной экономики, движущей силой развития которой являются частные предприниматели. По словам А.Гюля, в истории Турции и Индии можно найти немало сходства: начиная от того факта, что обеим странам пришлось бороться за свою национальную независимость, и заканчивая участием в таком современном межгосударственном институте как G-20.

А.Гюль обозначил преимущества развития сотрудничества для каждой из сторон. Так для Турции привлекательность сближения с Индией основывается, прежде всего, на потенциале экономического роста Индии, заявившей о намерении привлечь инвестиции объемом 500 млрд долларов в реализацию инфраструктурных проектов. В этой сфере открывается широкое поле для деятельности турецких подрядчиков, имеющих богатый опыт работы за рубежом. В частности, правительство Индии объявило о планах по строительству в общей сложности 3,1 млн километров автомобильных дорог, на которое будет выделено 32 млрд долларов. Кроме того, существуют благоприятные возможности для развития турецко-индийского сотрудничества по широкому спектру направлений, таких как энергетика, транспорт, связь, информационные технологии, программное обеспечение.

Отдельное место занимает туристическая сфера, входящая в число лидирующих отраслей турецкой экономики. А.Гюль отметил, что, несмотря на кризис, туристический сектор в Турции показал рост в 3% в 2009 году, когда Турцию посетили 25 млн туристов. Расширение турецко-индийских контактов в сфере туризма повлечет за собой развитие авиасообщения.

По мнению президента Гюля, перспективно сотрудничество финансовых институтов Турции и Индии, что подтверждается наблюдавшейся в ходе кризиса устойчивостью банковских систем обеих стран. В ходе переговоров с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом А.Гюль поднял вопрос об открытии в Турции отделений ведущих индийских банков с последующим выходом турецких банков на индийский рынок.

Среди тех преимуществ, которые сотрудничество с Турцией обеспечит индийской стороне, президент Гюль особо выделил интегрированность Турции в мировую экономику: участие в Таможенном союзе ЕС, тесные экономические связи с соседями на Востоке и благоприятное географическое положение на стыке регионов. Выход на турецкий рынок будет означать для Индии доступ к рынкам третьих стран, в том числе, в форме совместных турецко-индийских компаний.

Обращает на себя внимание неоднократное упоминание А.Гюлем высокого уровня развития турецко-российских отношений. Так, президент Гюль отметил, что Турция и Россия планируют увеличить до 100 млрд долларов объем двусторонней торговли, в настоящее время составляющий 38 млрд долларов. Очевидно, что акцентирование близости с Россией призвано оказать своего рода «психологическое воздействие» на руководство Индии, традиционно поддерживающей дружественные связи с Россией.

Президент Гюль пообещал всестороннюю поддержку со стороны правительства турецким бизнесменам, которые работают с Индией. Первым практическим шагом по осуществлению государственной поддержки турецко-индийских деловых связей стало открытие Генерального консульства Турции в Мумбаи.

На заседании Турецко-индийского делового форума бизнесмены двух стран обсудили возможности сотрудничества в сферах энергетики, телекоммуникаций, строительства, туризма, а также совместной деятельности в третьих странах. Было подписано соглашение о сотрудничестве между объединениями торгово-промышленных палат Турции и Индии.

В то же время сопровождавший Гюля председатель Союза торговых палат и бирж Турции Р.Хисарджиклыоглу назвал необходимыми условиями роста двустороннего торгового оборота подписание соглашения о свободной торговле, введение безвизового режима для бизнесменов и развитие транспорта. Давая оценку перспективам турецко-индийского сотрудничества, Р.Хисарджиклыоглу указал на то, что турецкие предприниматели упустили свой шанс в Китае, и отметил, что индийский рынок предоставляет благоприятные возможности для повышения конкурентоспособности турецких компаний.

Несмотря на то, что поездка президента Гюля не была отмечена подписанием каких-то значительных межгосударственных соглашений, она стала новым свидетельством намерения Турции заявить о себе в качестве глобального международного игрока, сфера интересов которого не ограничивается традиционными внешнеполитическими контактами. Не вызывает сомнения, что сотрудничество с Индией открывает для Турции ряд далеко идущих перспектив, среди которых может впоследствии оказаться и посредничество в урегулировании индо-пакистанского конфликта. Вопрос заключается в том, хватит ли у Анкары ресурсов, в том числе экономических, для эффективного освоения всех заявленных в последнее время направлений внешнеполитической активности.

52.23MB | MySQL:103 | 0,424sec