В понедельник состоялось первое после парламентских каникул открытое заседание комиссии Бундестага «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии». Напомним, она была создана для анализа немецкого присутствия в стране с 2001 по 2021 гг., ставя своей задачей не только изучить ход событий, но на этой основе оптимизировать подход к зарубежному развертыванию в будущем. На этот раз слушание было озаглавлено «Международные оценки миссии в Афганистане: результаты, извлеченные уроки и предпринятые действия». В качестве экспертов в Бундестаг получили приглашение председатель аналогичной комиссии Норвегии, экс-министр иностранных дел Б.Т.Годал, директор Департамента политики безопасности Министерства иностранных дел Нидерландов Й.Фламанд и профессор Высшей школы международных отношений Университета Оттавы К.Цюрхер.
Как отметил председатель комиссии Бундестага М.Мюллер, мнения представителей Норвегии и Нидерландов имеют для ФРГ особое значение по нескольким причинам. Во-первых, во время нахождения в Афганистане страны тесно сотрудничали друг с другом, а потому могут более предметно оценить деятельность там немецкой стороны. Во-вторых, Норвегия оказалась первым государством, представившим оценки своего афганского присутствия. Документ под названием «Хороший союзник. Норвегия в Афганистане 2001-2014 гг.» был опубликован в 2016 г. по результатам работы правительственной комиссии с привлечением экспертов. Это дает возможность Берлину учесть опыт Осло при подготовке итоговых документов своих парламентских структур.
Согласно норвежским оценкам, прозвучавшим в Бундестаге, участники международной миссии в Афганистане изначально неправильно подошли к постановке целей. Ими был избран, цитируя пресс-релиз комиссии, «комбинированный подход», под которым подразумевалось увязывание борьбы с терроризмом и «высоких амбиций» помощи в целях развития, для построения в Афганистане «экономически независимого, демократического государства».
«Чрезмерно оптимистичными» назвал цели в Афганистане и Й.Фламанд. При этом он, в отличие от первого спикера, сосредоточился на недостижимости задачи «создания эффективного аппарата безопасности Афганистана», а также упрекнул Запад в государственном строительстве там по собственному образцу. Кроме того, представитель Нидерландов указал на «коллективное принятие желаемого за действительное», которое «укрепилось в НАТО и в национальных правительствах». Под данной формулировкой он понимает преуменьшение опасностей и неудач при явном преувеличении достижений, которые докладывались на самый высокий политический уровень, а также сообщались общественности в интересах формирования позитивного восприятия развертывания в Афганистане.
В свою очередь, К.Цюрхер проанализировал итоги работы Германии по проектам сотрудничества в целях развития в Афганистане. С точки зрения канадского эксперта, свою эффективность доказали инициативы в трех сферах, а именно «базовое медицинское обслуживание, начальное школьное образование и более мелкие инфраструктурные решения в области электро- и водоснабжения». А вот по четырем направлениям деятельность ФРГ желаемых результатов не принесла. Речь идет о программах поддержки экономического развития, частного сектора, гендернего равенства и «проектах стабилизации». Не привела к изменению ситуации в лучшую сторону и предпринятая в 2017 г. реформа данного компонента сотрудничества. Как отметил К.Цюрхер, трансформации носили «тактико-оперативный характер». Германия отказалась от крупных инфраструктурных предложений для Афганистана, заменив их на более мелкие инициативы в безопасных районах, однако они по-прежнему преследовали амбициозную цель построения «демократически легитимного конституционного государства». Более того, канадский эксперт добавил, что ФРГ допустила при планировании данного компонента своего участия в Афганистане несколько фундаментальных ошибок. В их числе представление о том, что, несмотря на продолжающийся конфликт, Афганистан уже готов к реформам, а движение «Талибан» (запрещено в РФ) не пользуется поддержкой среди населения.
В целом, если говорить об изначальной задаче комиссии, состоящей в «извлечении уроков» из афганского присутствия, то выступившие на последних слушаниях эксперты сошлись во мнении о необходимости ставить более реалистичные цели, а также проводить регулярный и независимый мониторинг их исполнения. Наиболее важной в краткосрочной перспективе, как кажется, стала оценка К.Цюрхера. С одной стороны, он указал на необходимость расширить «портфель мер», к которым правительство может прибегать с учетом изменения обстановки на местах. В ходе недавних дебатов по бюджету на будущий год аналогичный аргумент для защиты ассигнований на нужды своего ведомства использовала федеральный министр экономического сотрудничества и развития С.Шульце. С другой стороны, канадский эксперт указал на доказанную в Афганистане неэффективность шагов по ряду направлений, которые в новых условиях Германия считает важными распространить на Сахель.