Американские эксперты об оборонном пакте между США и Саудовской Аравией на фоне ближневосточной политики администрации Дж.Байдена

Более половины американских избирателей выступают против оборонительного пакта с Саудовской Аравией, который обязал бы США направить войска для защиты королевства в случае нападения на него. В опросе, проведенном 29-31 августа Harris Poll и Институтом ответственного управления государством Куинси, 55% сторонников республиканцев и демократов заявили, что они против такого соглашения. «Американский народ последовательно выступал против углубления военного присутствия Америки на Ближнем Востоке. Они, безусловно, выступали против новых войн, и в данном конкретном случае война была бы начата не самими США, а в результате пакта с Саудовской Аравией», — заявила Трита Парси, вице-президент Института Куинси, во время виртуального брифинга для СМИ, посвященного оборонному пакту США и Саудовской Аравии. Опрос проводится на фоне сообщений о том, что официальные лица США и Саудовской Аравии обсуждают детали пакта о взаимной обороне в рамках усилий Вашингтона по нормализации отношений КСА с Израилем. Согласно утечкам в СМИ, в соответствии с соглашением США и Саудовская Аравия обязуются оказывать военную поддержку друг другу, если страна подвергнется нападению в регионе или на территории Саудовской Аравии.  У США широкий спектр оборонных обязательств. Статья 5 НАТО, в которой говорится, что нападение на любую страну-члена является нападением на них всех, считается самой сильной. Североатлантический союз лишь однажды в истории применил статью 5, после терактов 11 сентября 2001 года. У США более свободные, но все еще жесткие соглашения об обороне с Японией и Южной Кореей. Ранее в этом месяце США подписали оборонное соглашение с Бахрейном — союзником Саудовской Аравии, — которое обязывало две страны «противостоять любой внешней агрессии», хотя оно не соответствовало официальному договору, который должен быть ратифицирован Конгрессом США. Парси заявила, что оборонное соглашение с Саудовской Аравией «было бы самым большим обязательством, которое США когда-либо брали на себя  по защите государств региона, и на этом дело не закончится», добавив, что «другие союзники США в регионе, такие как ОАЭ и Катар, вероятно, будут добиваться аналогичных гарантий от Вашингтона». В то время как соглашение, подобное тому, что было предложено Бахрейну, не нуждалось бы в одобрении Конгресса, договор с более сильными обязательствами по взаимной обороне нуждался бы в поддержке двух третей Сената США. Администрации Дж.Байдена было бы сложно продать это, поскольку некоторые американские законодатели уже высказывают опасения по поводу более глубоких связей с Эр-Риядом. Брифинг 26 сентября, организованный гражданским обществом и правозащитными группами, предостерег США от заключения соглашения о безопасности с Эр-Риядом в рамках нормализации отношений. «Если и когда будет объявлено о заключении оборонного пакта между США и Саудовской Аравией, частью соглашения, на которое семьи военнослужащих в нашей сети будут обращать самое пристальное внимание, будет характер обязательств по взаимной обороне. Увеличивает ли это соглашение обязательство о том, что американские военнослужащие будут направлены в Саудовскую Аравию в случае нападения? Если да, то это вызвало бы у нас большую озабоченность», — сказала Сара Стрейдер, исполнительный директор инициативы «Безопасные семьи», некоммерческой организации, ориентированной на семьи военнослужащих.  У США уже есть около 3000 военнослужащих, дислоцированных по всей Саудовской Аравии, которая обладает одними из  крупнейших в мире запасов сырой нефти. Хотя оборонные связи между США и Саудовской Аравией восходят ко Второй мировой войне, в последние годы они оказались под давлением. Саудовская Аравия была негативно потрясена, когда США исключили возможность ответа на иранскую атаку на свои нефтяные объекты в 2019 году при бывшем президенте Д.Трампе. Два года спустя администрация Дж.Байдена вывела ракетные батареи Patriot из королевства на фоне участившихся беспилотных и ракетных атак повстанцев-хоуситов из Йемена, где Саудовская Аравия была втянута в гражданскую войну. Сара Ли Уитсон, исполнительный директор организации Democracy for the Arab World Now, заявила, что «любое усиление военной поддержки (со стороны США) может побудить Саудовскую Аравию действовать более агрессивно против своих соседей».

Однако оборонное соглашение — это лишь часть требований Саудовской Аравии. В обмен на нормализацию отношений с Израилем Эр-Рияд также просит ускорить поставки американского оружия и помочь с его гражданской ядерной программой. В знак того, что Саудовская Аравия, возможно, постепенно приближается к соглашению с США, 25 сентября наблюдательный орган ООН по атомной энергии заявил, что Эр-Рияд согласился усилить надзор за своей ядерной деятельностью, шаг, который, вероятно, был бы необходим, если бы он начал обогащать уран. Саудовская Аравия настаивает на том, что ее ядерная программа преследует мирные цели, но 26 сентября аналитики предупредили, что предоставление Саудовской Аравии возможностей по обогащению урана может спровоцировать гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке. Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман сказал в недавнем интервью телеканалу Fox News: «Если Иран получит ядерное оружие, мы получим его». Дэрил Кимбалл, исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями, заявил во вторник, что обещания администрации Байдена о том, что любая сделка с Саудовской Аравией будет соответствовать стандартам нераспространения, «вряд ли обнадеживают, учитывая заявленные намерения Саудовской Аравии». «Важно, чтобы США добились юридически обязывающего обязательства Саудовской Аравии не разрабатывать и не приобретать технологии обогащения урана или переработки отработанного топлива, которые не нужны Саудовской Аравии для реализации ее мирных ядерных амбиций. МБС — последний человек, которому вы хотели бы передать ядерное оружие. Эта сделка была бы разрушительной», — сказал Мэтт Дусс, исполнительный вице-президент Центра международной политики.   Он также предупредил, что стремление администрации Байдена к соглашению о нормализации игнорирует заявленную палестинцами цель создания независимого государства. Саудовская Аравия заявила, что добивается уступок для палестинцев. 26 сентября посол Саудовской Аравии в Иордании Наиф ас-Судаири заявил, что королевство «работает над созданием палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме» во время редкого визита на Западный берег. Однако бывшие высокопоставленные чиновники дают понять, что, по их мнению, Саудовская Аравия согласилась бы на гораздо меньшее по палестинскому вопросу, если ее требования в отношении пакта и ядерной программы со стороны США будут выполнены. Между тем, эксперты говорят, что правительство премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, состоящее из крайне правых политиков, вряд ли уступит палестинцам какую-либо территорию на Западном берегу. Дусс считает, что, если Саудовская Аравия сейчас нормализует ситуацию с Израилем, это «принесет огромную победу крайне правым израильтянам».

В этой связи аналитики кафедры глобальной безопасности и геостратегии имени Збигнева Бжезинского и ближневосточной программы CSIS (США) указывают, что некоторые из самых сложных проблем администрации в рамках формирования своей ближневосточной политики находятся в Израиле. Премьер-министр Нетаньяху — любимец очень немногих в Белом доме Байдена, но многие члены его правящей правой коалиции еще хуже. Байден легко вмешался в продолжающийся политический кризис в Израиле, хотя его симпатии очевидны. Неясно, есть ли у Нетаньяху пространство для маневра — отказаться от расчетов с израильской общественностью, сохранить свою коалицию, свернуть к центру и создать другую коалицию или любой другой курс. Тем временем в Израиле растет насилие (как между арабами и евреями, так и внутри арабской общины), экономика слабеет, политика поляризуется, а палестинская политика распадается. Израиль может столкнуться с кризисом на многих фронтах. Для Байдена выдвижение израильско–саудовского мирного соглашения во главу угла отвечает ряду потребностей. С израильской стороны, перспектива сделки с Саудовской Аравией, которая широко популярна в Израиле, позволяет Соединенным Штатам оказывать давление на Израиль, заявляя, что это просто способствует нормализации отношений с Саудовской Аравией. Что касается американо–саудовских отношений, то серьезные стратегические дискуссии положили конец всем разговорам об уходе Соединенных Штатов с Ближнего Востока. Как и многие процессы, этот, вероятно, будет разворачиваться годами, и устремления Саудовской Аравии намного превышают то, что любая администрация США, вероятно, осуществит или сможет осуществить. Для саудовской стороны это нормально. На самом деле, саудовцы чувствуют меньшую срочность, чем другие партии, безусловно. Во-первых, они не привержены принципу заключения соглашения, тогда как и Израиль, и Соединенные Штаты давно говорят о важности нормализации отношений между Израилем и его соседями. Нетаньяху и Байден также сталкиваются с трудным политическим положением, и каждому из них прямо сейчас не помешала бы победа. Экономика Саудовской Аравии сейчас сильна, и наследный принц Мухаммед бен Сальман верит, что он будет у власти в течение десятилетий. Он может заключить эту сделку сегодня, через пять лет или через десять. За такой важный шаг он захочет крупных вознаграждений. И с чисто политической точки зрения трудно представить, что он стремится обеспечить политическую победу либо Байдену, либо Нетаньяху; в любом случае, он может сомневаться в их способности добиться успеха. На прошлой неделе саудовская онлайн-газета Elaph сообщила, что Саудовская Аравия заморозила переговоры о нормализации, потому что Израиль отказывался делать какие-либо жесты палестинцам. Затем, New York Times сообщила, что Белый дом изучает официальный оборонный договор с Саудовской Аравией. Остается неясным, связаны ли противоречивые сообщения о стагнации и прогрессе, или то и другое может иметь отношение к форме любого будущего соглашения. В любом случае, мы, вероятно, во многих шагах от всеобъемлющей сделки. Треугольник США–Саудовская Аравия–Израиль, вероятно, станет важным и, возможно, даже доминирующим направлением усилий Соединенных Штатов на Ближнем Востоке в ближайшие годы. Возникнут кризисы, и некоторые из них, вероятно, на какое-то время сместят переговоры. Однако логика расширения сотрудничества кажется ясной всем сторонам, и в отсутствие других процессов, возглавляемых США, этот, вероятно, будет центральной динамикой на протяжении многих лет. Администрация президента США Джо Байдена вступила в должность с обещанием нормализации обстановки, и ее ближневосточная политика в значительной степени соответствует «нормальной» администрации США. Она произраильская, обеспокоена Ираном и в целом идет навстречу арабским государствам Персидского залива. И все же политика администрации Байдена заметно отличается от политики ее предшественников.

Соединенные Штаты обычно стремятся сосредоточиться на «процессе» на Ближнем Востоке, часто включающем арабо–израильские мирные усилия определенного масштаба. Администрация Буша сосредоточилась на демократизации (как только она отошла от первоначальных военных ударов в Ираке и Афганистане), а администрация Обамы — на связях с Ираном. Команда Байдена остановилась на израильско–саудовских связях. Несмотря на это, администрация полна решимости не допустить, чтобы Ближний Восток оказался в центре ее внимания, и надеется, что регион не станет отвлекающим фактором. В глобальном масштабе администрация Байдена сосредоточена на соперничестве великих держав. Однако, в отличие от администрации Трампа, команда Байдена подчеркивает важность работы с союзниками и партнерами над общими вызовами с целью создания более предсказуемой, основанной на правилах глобальной среды. В частности, на Ближнем Востоке администрация была намерена уменьшить акцент на военных операциях, частично с помощью дипломатии и других аспектов государственного управления, а частично с помощью усилий по укреплению потенциала партнеров и их интеграции. Примечательно, что борьба с терроризмом играет гораздо меньшую роль в риторике администрации Байдена в отношении региона, а желание США помочь улучшить региональное управление остается приглушенным.

На практике самая большая проблема, с которой столкнулась администрация, — убедить своих партнеров в своей приверженности. Повествование о том, что Байден стремился отказаться от Ближнего Востока, появилось в начале, и это заставило союзников и партнеров поспешить застраховаться от надвигающегося вакуума власти. Китай, в частности, извлек выгоду из такого восприятия, которое способствовало глобальному акценту Вашингтона на меняющейся роли Китая. Возможно, непреднамеренно, сосредоточенность США на Китае создает напряженность между желанием сосредоточить внимание Америки на Западной части Тихого океана и желанием сосредоточиться на ключевой области внимания Китая — Ближнем Востоке. Для администрации Байдена правильное решение «китайской проблемы» было проблемой с двумя ключевыми партнерами, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Байден резко отзывался о саудовцах во время своей президентской кампании, и многие активисты Демократической партии считают, что его критика саудовцев была правильной. Приверженность саудовцев постоянному сокращению добычи нефти, продолжающаяся война в Йемене и политические репрессии у себя дома — все это вызывает дискомфорт у многих демократов. Тем не менее, Байден и его команда считают саудовцев важными партнерами во всем: от ценообразования на энергоносители до региональной безопасности и борьбы с терроризмом, а быстрая либерализация некоторых аспектов жизни Саудовской Аравии является признаком того, что королевство меняется, по крайней мере частично в том смысле, который команда Байдена считает конструктивным. Неловкая поездка президента Байдена в Саудовскую Аравию в июле 2022 года и гораздо более плавная поездка президента Китая Си Цзиньпина в декабре 2022 года создали заметный контраст. С тех пор администрация Байдена, похоже, нашла общий язык с Саудовской Аравией, совершив серию визитов на высоком уровне, чтобы помочь продвинуть связи с Израилем и открыто обсудить возможность нормализации. В то время как американо-саудовские отношения улучшались в последние девять месяцев, отношения между США и ОАЭ становились все более напряженными. Обе стороны не только не смогли договориться об условиях продажи F-35 ОАЭ — после того, как соглашение об этом стало основой для официального признания Израиля ОАЭ и тремя другими арабскими правительствами, — но и напряженность в отношениях ОАЭ с Россией на фоне войны в Украине и с Китаем подняла волну негативизма в обеих столицах. Миллиарды долларов в российских активах и тысячи российских граждан хлынули в ОАЭ, и широко распространены сообщения о том, что ОАЭ содействуют российской экономической деятельности. Жалобы на то, что ОАЭ разрешили Китаю построить военный объект в Абу-Даби, и неверие в их опровержения еще больше усилили напряженность. ОАЭ привыкли быть любимым и пользующимся наибольшим доверием арабским правительством Вашингтона, но большая часть этого блеска стерлась. Среди демократов сохранилось мнение, что ОАЭ были слишком тесно связаны с Трампом и республиканской политикой. Между тем, решение Катара приложить все усилия, чтобы помочь с выводом войск из Афганистана, вызвало чувство благодарности США, что резко контрастирует с сохраняющейся враждебностью между ОАЭ и Катаром, возникшей после блокады 2017 года, от которой с тех пор отказались другие союзники ОАЭ.

Иран остается в центре внимания администрации Байдена, но движение идет медленно. Администрация так и не смогла возобновить прямые переговоры по ядерной программе с иранцами (она вступила в должность в январе 2021 года; президент ИРИ Э.Раиси вступил в должность в августе 2022 года, и время никогда не было подходящим). Возобновление соблюдения ядерного соглашения было первоначальной целью некоторых членов администрации, но от этого отказались. Администрация Байдена, похоже, придерживается стратегии «меньше за меньшее», заключающейся в чем-то, кроме соглашения, в обмен на что-то, кроме смягчения санкций, построенное на частных договоренностях, а не на публичных соглашениях. Учитывая, что иранская экономика находится под давлением, а здоровье верховного лидера аятоллы Али Хаменеи ухудшается, команда Байдена, похоже, решила, что Иран остается важным, но не срочным, и время для серьезных переговоров сейчас не пришло.

53.62MB | MySQL:103 | 0,419sec