Председатель КНР Си Цзиньпин и президент САР Башар Асад объявили на прошлой неделе, что они повысят уровень отношений до «стратегического партнерства». Объявление было сделано после первого официального визита Б.Асада в Китай почти за два десятилетия, что было редкой поездкой за границу для сирийского президента, который до недавнего времени был международным изгоем. «Сегодня мы совместно объявим об установлении китайско-сирийского стратегического партнерства, которое станет важной вехой в истории двусторонних отношений. Столкнувшись с международной ситуацией, полной нестабильности и неопределенности, Китай готов продолжать работать вместе с Сирией, твердо поддерживать друг друга, развивать дружественное сотрудничество и совместно отстаивать международную справедливость. Отношения между двумя странами выдержали испытание международными изменениями и дружба между двумя странами со временем только укреплялась». Между тем, как считают американские эксперты, стратегическое партнерство между Китаем и Сирией находится на одну ступень ниже того, что Пекин называет обычно «всеобъемлющим стратегическим партнерством». Тем не менее, предлагая Асаду финансовую помощь, председатель КНР также надеется еще больше расширить недавний дипломатический успех Пекина в регионе. «Китай готов укреплять сотрудничество с Сирией в рамках инициативы «Один пояс, один путь», чтобы внести позитивный вклад в региональный и мировой мир и развитие», — сказал Си Цзиньпин, имея в виду широкомасштабное расширение Китаем инфраструктуры и других связей по всей Азии и за ее пределами. Ранее в этом году Китай выступил посредником в неожиданном дипломатическом прорыве между Ираном и Саудовской Аравией, в результате которого обе стороны согласились восстановить дипломатические отношения. Пекин стремится развить этот успех, особенно в то время, когда приверженность США региону ставится под сомнение. Сирия похвалила Китай за более практический подход к региону, особенно посредством его дипломатических инициатив. Помимо попыток вернуться к обычным делам, Асад, вероятно, ищет финансирование для восстановления Сирии, раздираемой гражданской войной и все еще страдающей от активных террористических и повстанческих группировок, включая «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), действующих на сирийской территории. Китай вряд ли выдвинет предварительные условия для какой-либо помощи, но Пекин также опасается нарваться на санкции США в рамках «Закона Цезаря». Китайские инвестиции в Сирию могут быть в лучшем случае небольшими, по крайней мере, до тех пор, пока Пекин не будет больше уверен в стойкости режима Асада. В Совете Безопасности ООН Китай, наряду с Россией, неоднократно накладывал вето на законопроекты о многосторонних антисирийских санкциях. Сирийская экономика в руинах, миллионы сирийцев по-прежнему не обеспечены продовольствием, режим по-прежнему находится под жесткими санкциями, а производство каптагона, чрезвычайно популярного амфетамина, принес сирийскому режиму почти 6 млрд долларов в 2021 году. Контрабанда и незаконный оборот наркотиков дестабилизировали соседние страны и, как следствие, являются главной проблемой в отношениях Сирии с другими арабскими странами, включая Ливан, Иорданию и Саудовскую Аравию. Саудовская Аравия очень хочет прекратить приток каптагона. Сообщается, что Эр-Рияд предложил Сирии 4 млрд долларов в качестве компенсации за потерю доходов от торговли каптагоном, хотя сам он это отрицает. Во время визита Асада в Пекин каждая из сторон решала свои задачи. Дамаску нужна легитимность, которую дают такие встречи высокого уровня, в дополнение к финансированию восстановления разрушенного войной государства. Пекин имеет интерес в порту Латакии в рамках реализации своего проекта «Нового Шелкового пути». К тому же через некоторые из своих государственных энергетических компаний Китай за эти годы вложил миллиарды долларов в нефтяные и газовые активы в Сирии, куда китайские компании надеются вернуться, как только сочтут безопасность и финансовую ситуацию достаточно стабильными. Однако ИГ по-прежнему поддерживает свои сети по всей Сирии, в том числе в центральном пустынном регионе, а также в других районах, включая северо-запад и северо-восток страны. Продолжающиеся протесты в Сувейде также демонстрируют, что режим Асада все еще не имеет полного контроля над страной, несмотря на устранение наиболее серьезных угроз с помощью российских и иранских операций по борьбе с повстанцами. Более того, Израиль продолжает наносить удары по целям внутри Сирии, особенно по поддерживаемым Ираном ополченцам, что дает Китаю еще большую паузу в инвестировании в страну, которая по-прежнему регулярно страдает от насилия и конфликтов.
Тем не менее, американские экспенрты полагают, что Сирия постепенно выходит из международной изоляции после того, как в мае Лига арабских согласилась вновь принять страну после того, как ее членство было приостановлено более десяти лет назад. С тех пор Асад с помощью Ирана и России постепенно вернул себе контроль над большей частью страны. Совсем недавно усилия по нормализации отношений, продвигаемые Объединенными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией, резко ускорились, и обе страны стремятся вернуть Дамаск в региональные дела. На этом фоне в США активизировались сторонники жесткой линии по отношению к нормализации отношений Сирии с арабским миром. И не только. Сенаторы-республиканцы Марко Рубио и Джеймс Риш представили 27 сентября Закон о нормализации режима Асада от 2023 года. Примечательно, что внесение законопроекта состоялось менее чем через неделю после того, как Асад совершил свой первый визит в Китай с тех пор, как в его стране 12 лет назад разразилась гражданская война. Законопроект, являющийся сенатской версией того, который был внесен в Палату представителей ранее в этом году, предполагает продление до 2032 г. текущих санкций в отношении Сирии, известные как санкции по «Закону Цезаря» и запретит правительству США нормализовать отношения с Дамаском. Потепление отношений между Сирией и арабским миром поставило некоторых из ближайших арабских партнеров Вашингтона по разные стороны двухпартийного консенсуса в Конгрессе, где законодатели хотят держать Асада в изоляции из-за его роли в гражданской войне, в результате которой погибли сотни тысяч людей, и из-за его близости к России и Ирану. «Несмотря на растущую гору доказательств против Асада в совершении военных преступлений, наблюдается тревожная волна усилий по реабилитации и обелению режима и его преступлений. Этот закон усиливает политику дипломатической и экономической изоляции режима Асада», — заявил сенатор-республиканец Джим Риш. Законопроект призывает к «описанию шагов, которые США предпринимают, чтобы активно препятствовать признанию» Асада другими правительствами, включая «конкретное дипломатическое взаимодействие и экономические санкции». Если еще проще, то законодатели призывают этим законопроектом больше внимания уделять тому, что делают их региональные партнеры в рамках нормализации отношений с Сирией. В нем содержится положение, которое призывает госсекретаря предоставить Конгрессу список всех встреч — на уровне послов и выше — между Сирией и ее соседями, включая Катар, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Иорданию и Турцию. Он также требует пересмотра всех транзакций, включая пожертвования на сумму более 50 000 долларов в районах Сирии, удерживаемых правительством Асада, сделанные кем-либо в этих странах. Финансирование восстановления Сирии, по оценкам ООН, обойдется примерно в 250 млрд долларов. Арон Лунд, сотрудник Century International, полагает, что «мы бы увидели больше инвестиций из стран Персидского залива сейчас, если бы санкций не было». Обновленный законопроект расширяет сеть санкций на членов парламента Сирии, высокопоставленных должностных лиц партии Баас и тех, кого обвиняют в перенаправлении гуманитарной помощи. Критики обвинили администрацию президента США Джо Байдена в том, что она недостаточно энергично применяет санкции против Дамаска, которые уже действуют. Лунд сказал, что администрация была «довольно сдержанной», применяя санкции в рамках «Закона Цезаря», несмотря на осторожное отношение стран Персидского залива к инвестициям: «В администрации есть мнение, что Сирия сейчас не нуждается в большем экономическом давлении. Они хотят оказать влияние на Асада, но они не хотят, чтобы страна развалилась и гуманитарный кризис усилился». В интервью в августе Асад попытался преуменьшить значение «Закона Цезаря», заявив, что «нам удалось множеством способов обойти этот закон», добавив, что «самым большим препятствием [на пути восстановления] является образ войны в Сирии, который препятствует любым инвестициям в сирийский рынок и экономику». Расширение полетов в Дамаск и из него было одним из наиболее ощутимых признаков того, что Сирия постепенно восстанавливает связь с миром. Ведущие авиакомпании Сирии, Cham Wings и Syrian Arab Airlines, уже подверглись санкциям со стороны США, но законодатели призывают администрацию Байдена ввести вторичные санкции «в отношении поставщиков аэропортовых услуг за пределами Сирии». У Cham Wings есть прямые рейсы в Оман, ОАЭ и Кувейт и косвенные рейсы в Саудовскую Аравию. В прошлом году ЕС снял санкции с Cham Wings. Греческая авиакомпания Air Mediterranean начала прямые рейсы между Афинами и Дамаском в начале этого года. Законодатели также нацелились на Асму Асад, супругу Башара и бывшего банковского работника JP Morgan, которая, как говорят аналитики, оказывает огромное влияние на разрушенную войной экономику Сирии. Они просят определить, соответствует ли благотворительный фонд Асмы «Сирийский фонд развития» критериям санкций в соответствии с «Законом Цезаря». В то время как Сирия фактически отрезана от ведения бизнеса с Западом, помощь продолжает поступать в страну, включая контролируемые правительством регионы. Дамаск уже давно обвиняют в выкачивании помощи ООН, основная часть которых поступает с Запада. В период с 2019 по 2020 год почти 47% финансирования закупок ООН в Сирии было направлено предприятиям, связанным с нарушениями прав человека, совершенными правительством Асада. Авторы соответствующего доклада ООН обнаружили, что Дамаск сохранил 51 цент с каждого доллара международной помощи, потраченного в Сирии в 2020 году. Эксперты говорят, что одной из самых прибыльных схем для Дамаска было использование обменного курса сирийской валюты международными донорами. После войны валюта Сирии обвалилась: курс упала примерно до 13 000 сирийских фунтов за 1 доллар США. До войны он был около 47 сирийских фунтов за доллар. Законодатели в этой связи хотят, чтобы госсекретарь дал оценку манипуляциям Дамаска с обменным курсом.