Сентябрь 2023 год увенчался очередным этапом возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Обратимся к тем оценкам, которые звучат со стороны турецких изданий и аналитиков по поводу дальнейшего развития ситуации как в самом Нагорном Карабахе, так и на Южном Кавказе.
Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101775.
Продолжаем рассматривать комментарии турецких обозревателей. В частности, мы рассмотрели комментарии экспертов Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), которые говорят о том, что Нагорный Карабах знаменует собой новую геополитическую реальность в регионе. В центре которой будет турецко-азербайджанская ось – хотя и при наличии отдельных рисков, в частности, связанных с влиянием игроков из третьих стран, включая США, Европу, Россию и Иран.
Обратимся к ещё одному эксперту и обозревателю Фонда – Ферхату Пиринчи, который опубликовал материал под заголовком «Занавес в Карабахе».
Опустим вводную часть про историю Нагорно-Карабахского вопроса и переходим непосредственно к событиям, свидетелями которых мы являемся сейчас. Вот, что турецкий автор говорит о диверсионной деятельности армян в регионе.
Цитируем:
«После Второй карабахской войны единственной проблемой было не то, что Азербайджан не смог полностью установить свою власть в Ханкенди, Ходжалы, Ходжавенде и Агдере. Серьезной проблемой стали нападения и диверсии, осуществляемые Арменией и поддерживаемыми ею вооруженными формированиями против азербайджанских военных пунктов, а также строительные работы в освобожденных районах этих регионов. Настолько, что после Второй Карабахской войны более 300 азербайджанских мирных жителей и сотрудников сил безопасности погибли из-за заложенных мин и диверсионных атак. Эта ситуация касается не только восстановления региона. Это также создавало значительные риски для возвращения насильственно перемещенных азербайджанцев. Поэтому оно стало неустойчивым.
В конечном итоге, после последних нападений на мирных жителей и полицию, Азербайджан 19 сентября начал антитеррористическую операцию. Армянские вооруженные силы объявили о своей капитуляции менее чем через 24 часа, после операции, которая была проведена очень профессионально с точки зрения планирования и исполнения. В результате переговоров после операции армянские вооруженные формирования согласились сложить оружие и упразднить так называемое государство. Таким образом, еще раз было подтверждено, что статус-кво, который хотели навязать Карабаху, особенно последние 30 лет, полностью закончился и занавес закрылся».
Заметим, что «диверсионно-террористические действия» армян называются турецким экспертом в качестве одной из ключевых причин операции, предпринятой Азербайджаном в сентябре месяце, а также в качестве важнейшей угрозы дальнейшему установлению азербайджанского контроля в Нагорном Карабахе. Невзирая на то, что он говорит о «закрытии занавеса» в регионе.
Далее:
«На этом этапе описание армянских вооруженных группировок или сторонников жесткой линии в Карабахе как просто сепаратистских вооруженных группировок или террористов было бы чрезмерным упрощением вопроса. Хотя причин для этого много, я упомяну только три.
Во-первых, эти группы играли решающую роль в армянской политике и в некотором смысле держали судьбу армянского народа в заложниках, тесно сотрудничая с жесткой диаспорой.
Во-вторых, эти группировки, численность которых, как утверждается, составляла от 10 до 12 тысяч человек, располагали бронетехникой, танками и даже системами ПВО, которых не было на вооружении практически ни одной террористической организации. Кроме того, там были люди, способные к бою, особенно офицеры армянской армии, которых привезли из разных стран, в том числе РПК/СНС, и разместили там.
В-третьих, эти группировки, получавшие всевозможную военную поддержку со стороны Армении через Лачинский коридор, который был трахеей до Второй карабахской войны, продолжали получать военную поддержку по этому маршруту или путем проникновения после войны. Фактически, в рамках мер, принятых Азербайджаном против минно-диверсионной деятельности, в регионе были обнаружены мины, произведенные после Второй карабахской войны.
Таким образом, своей последней антитеррористической операцией Азербайджан не только укрепил свою государственную власть в этих регионах. Это также нанесло существенный удар по влиянию клана Ханкенди, который был «дамокловым мечом» в армянской политике».
Заметим, что турецкий автор говорит об отдельном клане «ястребов» в армянской политике. Именно этот клан, как он пишет, и потерпел поражение в ходе последних действий Азербайджана. То есть, развивая эту мысль, среди армян есть «здоровые силы», с которыми и Азербайджан, и Турция могли бы вести дальнейший диалог. Вот как на эту тему высказывается турецкий автор, цитируем далее:
«С начала Второй карабахской войны Азербайджанское государство постоянно заявляло, что карабахские армяне являются гражданами Азербайджана и имеют те же права и обязанности, что и другие азербайджанцы на основании гражданства.
Несмотря на это, после операции и капитуляции так называемой администрации было видно, что десятки тысяч людей армянского происхождения из Карабаха направились в сторону Армении. Через автоколонны, сформированные этими мирными жителями, армянское лобби, особенно проживающее в США, Франции и России, а также те, кто категорически против Турции и Азербайджана (правильнее было бы назвать их врагами Турции), начало новую кампанию. Это — те, кто сокрушается, те, кто в слезах выкрикивает лозунги, те, кто собирает подписи, или те, кто кричит, что снова совершается «геноцид», ссылаясь на 1915 год…
Однако те, кто громко пытался манипулировать этой гуманитарной трагедией, не помнили ни о почти миллионе азербайджанских турок, насильственно перемещенных в период 1988-1994 годов, не видели сотни людей, включая женщин, детей и стариков, убитых в Ходжалы в 1992 году. Они также не видели Второй карабахской войны в Армении. Они не слышали, что во время войны Армения наносила удары по гражданским поселениям Азербайджана.
Конечно, понятна первая реакция армян региона, встревоженных после того, как так называемая администрация «Арцаха» подняла флаг капитуляции и объявила о своем роспуске после антитеррористической операции Азербайджана. Потому что на протяжении десятилетий они были убеждены, что оккупация в регионе будет продолжаться вечно, и придерживались идеологии большой ненависти к Азербайджану.
Однако не было никого, кто их убивал, никто не велел им покинуть эти земли, где была установлена власть, и никто не говорил, что их заставят сослать, дав им время.
Напротив, на той же неделе начался процесс их реинтеграции в Азербайджан путем открытия новых каналов связи для армян региона. По мере развития процесса реинтеграции армян, не покинувших регион, несмотря на руководство сепаратистов, значительная часть уехавших в Армению, скорее всего, вернется и продолжит свою жизнь с правами и обязанностями, предусмотренными законами Азербайджана.
По сути, заявление Азербайджана о том, что за процессом можно наблюдать на месте во время его встреч с официальными лицами США и ООН, является важным признаком того, что он (Азербайджан – прим.) доверяет себе в этом отношении. Здоровый прогресс процесса реинтеграции азербайджанских армян в страну является важной возможностью положить конец семенам ненависти и реваншистской политики, которые пытаются посеять в регионе».
Завершая свой анализ, автор говорит следующее:
«И последний момент, который необходимо упомянуть здесь: карабахская проблема, Нагорный Карабах, обсуждение статуса Карабаха и т.д. – больше нет таких понятий, нам нужно убрать эти понятия из своего словаря.
Карабахская проблема во многом завершилась со Второй карабахской войной, а последний занавес в Карабахе закрылся антитеррористической операцией, проведенной Азербайджаном 19 сентября. Отныне мы сосредоточимся на восстановлении региона, особенно Карабаха, возвращении перемещенных азербайджанцев на свои земли, реинтеграции азербайджанских армян в Азербайджан, привлечении к ответственности тех, кто совершил военные преступления в прошлом, в рамках международного права и законов Азербайджана, а также на повышении мира и процветания на Южном Кавказе в целом. Необходимо сосредоточиться на создании мирной и стабильной зоны для повышения благосостояния Южного Кавказа в целом».
Итак, подводим черту того, о чем говорит турецкий автор, а также и слов ранее:
- Турция и Азербайджан рассматривают вопрос с Нагорным Карабахом полностью закрытым, и риторика о соответствующих «проблемах» будет рассматриваться двумя странами теперь неуместной. Хотя и будет демонстрироваться открытость перед международными наблюдателями.
- Азербайджан рассматривает процессы Нагорного Карабаха в качестве своего внутреннего дела.
- Ключевой проблемой, стоящей перед Азербайджаном, является борьба с армянскими группировками Нагорного Карабаха, которые не смирились с новым статус-кво в регионе. Их численность и вооружения вызывают беспокойство у турецко-азербайджанского альянса. Равно как и возможность того, что эти группировки получат поддержку со стороны внешних игроков.
- Опору Азербайджан и Турция видят в «здоровых силах» среди армян, которые, как ожидается, могут вернутся в обозримой перспективе в Нагорный Карабах, чтобы стать азербайджанскими армянами, а также среди армян внешних, настроенных на ревизию традиционной политики. Отметим, что премьер-министр Армении Н. Пашинян в Турции и в Азербайджане рассматривается в качестве представителя именно этого крыла. Встреча с ним президента Алиева должна состояться 5 октября в Испании.
- Создание себе лояльной влиятельной армянской диаспоры, в противовес враждебно настроенной армянской диаспоре (в США, во Франции, в России и проч.) – это ключ к тому, чтобы обеспечить Азербайджану скорейшую нормализацию ситуации.
- Нагорный Карабах – это ворота к новой геополитической реальности, в которой на Южном Кавказе устанавливается прочное влияние турецко-азербайджанской оси, через реализацию логистических проектов регионе. Последние претендуют на монополию в условиях, когда северный коридор через Российскую Федерацию, по сути, закрыт и вышел из конкурентной борьбы.