Ситуация в Турции: сентябрь 2023 г.

В этот период в фокусе внимания обновленной после парламентских выборов команды президента Р.Т.Эрдогана находились вопросы внешней политики и на данном направлении центральное место заняли российско-турецкие переговоры на высшем уровне. 4 сентября лидеры двух стран встретились в Сочи, хотя турецкий президент несколько раз говорил о том, что встретится с российским коллегой в августе и на территории Турции.

Некоторые турецкие политологи обратили внимание, что в итоге после долгих согласований все же остановились на российском варианте: встреча состоялась на территории России и в сентябре. Указали они и на смену степени уверенности турецкой стороны в том, что Р.Т.Эрдоган сумеет, как и прежде, договориться с российским лидером о продлении зерновой сделки. Об этом говорили и после турецко-американских встреч и консультаций на высоком уровне, состоявшихся накануне переговоров в Сочи, в рамках которых Вашингтон всячески подчеркивал свою заинтересованность в продлении сделки и указывал на способность турецкого лидера достичь именно такого результата, намекая, что это очень позитивно отразится и на развитии «хромающих» отношений двух союзников по НАТО.

Однако уже в первые дни сентября накануне саммита в Сочи твердая уверенность турок сменилась на осторожный оптимизм, который перерос в неуверенность. Тем не менее в Анкаре не теряли надежду. Появились публикации в турецких газетах со ссылками на высокопоставленные источники о том, что ООН и Анкара разработали предложения для Москвы (Россельхозбанк) SWIFT). Однако мы знаем, что это только малая часть условий российской стороны, которые были ранее согласованы (мы специально подробно писали о них в предыдущей статье) еще накануне заключения зерновой сделки, но так и не были реализованы, хотя Москва терпеливо ее продлевала, рассчитывая, что партнеры по сделке в конце концов выполнят российскую часть касающихся их договоренностей, однако они так и не сумели этого сделать.

Надежды западных союзников Турции на успех турецкого лидера в Сочи понятны. Все согласны с тем, что между президентами России и Турции существует особый тип дипломатии, а двусторонние отношения, которые были реструктурированы после 2016 года, обладают даже некоторыми уникальными качествами. Два лидера, успешно справившись с риском конфронтации в Сирии, укрепили сотрудничество в широком спектре областей, включая энергетику, туризм и оборону. Объем двусторонней торговли достиг 69 млрд долларов США и две страны установили новую цель в 100 млрд долларов США. Турция вышла на второе место по экспорту товаров в Россию, который вырос в 2023 году на 60%. На фоне строительства первой в Турции АЭС в Аккую продолжаются переговоры о возможности строительства еще одной АЭС в Синопе.

Конфликт на Украине в некоторой степени изменил характер отношений Турции с Россией. Анкара не присоединилась к западным санкциям, чтобы продемонстрировать свою стратегическую автономию и свободу действовать в качестве баланса между сторонами конфликта. Президент Р.Т.Эрдоган остается единственным лидером, продвигающим дипломатию, разговаривая как с В.Путиным, так и с президентом Украины В. Зеленским. Его администрация поддерживает этот баланс, пытаясь не наносить ущерба отношениям Турции ни с одной из стран. Важно отметить, что зерновая сделка и обмен пленными стали наиболее значительными дипломатическими прорывами с момента начала российской специальной военной операции на Украине.  Однако последующая выдача «азовцев» Украине в нарушение договоренностей с Россией (подробно писали об этом в предыдущей статье) стала причиной неприятного осадка в российских политических кругах и негативно сказалась на атмосфере российско-турецкого саммита.

В переговорах в Сочи участвовали министры иностранных дел, энергетики, обороны, казначейства и финансов, промышленности и технологий, сельского и лесного хозяйства и торговли Турции, что свидетельствует о масштабе обсуждения двусторонних вопросов и подтверждает тезис о том, что вопрос зерновой сделки хотя и был важным, но все же не главным на этом саммите. Глава Центрального банка, входящая в состав турецкой делегации, подчеркнула важность использования местных валют. И последнее, но не менее важное: присутствовал глава разведки Турции. Это говорит о многоформатности российско-турецких отношений.

В частности, не секрет, что обстановка в Сирии в этот период была особенно накалена. США стремятся сдержать влияние Ирана, захватив контроль над сирийско-иракской границей. Между YPG, террористической организацией и ответвлением РПК, присутствующей в Сирии, и арабскими племенами вокруг Ракки происходят ожесточенные столкновения. В то же время в Дейр-эз-Зоре продолжаются протесты против сирийского лидера. В сложившихся обстоятельствах Сирия была также интересным предметом переговоров.

Р.Т.Эрдоган и В.Путин, встречаясь впервые после выборов в Турции, обсудили в Сочи широкий круг вопросов. Они обменялись мнениями о ситуации на Украине, глобальных проблемах, по вопросам двусторонних отношений. Два лидера обычно принимают окончательные решения по различным проблемам, которые официальные делегации подробно обсуждают заранее. Их встречи один на один, в свою очередь, способствуют стратегическим оценкам и являются для сторон планом действия на ближайшую перспективу, что подтверждает реальное развитие последующих событий.

И Россия, и Украина планируют создать альтернативный зерновой коридор. В то время как Киев хочет отправлять зерно через континентальные шельфы Болгарии и Румынии, Москва справедливо указывает на то, что существующий коридор не функционирует так, как было обещано, ссылаясь на исключение из системы SWIFT и запрет на импорт удобрений. Анкара, в свою очередь, работает с ООН над новым планом, удовлетворяющим Россию и Украину, так как она не хочет допустить насилия в Черном море.

В течение двух месяцев Кремль настаивал на том, что Запад должен сдержать свои обещания и восстановить зерновую сделку. На совместной пресс-конференции президенты Турции и России обязались укреплять связи по двусторонним вопросам (включая использование местных валют, ядерное сотрудничество, центр распределения природного газа, сельскохозяйственное сотрудничество и готовность показать более высокие показатели в сфере туризма). Они продолжат переговоры по зерновой сделке, тем не менее В. Путин вновь подчеркнул в Сочи, что Запад обманул Россию, потому что зерно в конечном итоге не дошло до бедных стран. Российский лидер заявил, что коридор вновь откроется, если будут сняты все санкции. Он также добавил, что 1 млн тонн зерна могут быть доставлены в эти страны через Турцию и в сотрудничестве с Катаром.

В развитие сочинских договоренностей Москва и Анкара проводят встречи и консультации по теме поставки 1 млн тонн российского зерна, политическая целесообразность проекта всем очевидна. Об этом 21 сентября заявил журналистам замглавы МИД РФ Александр Грушко. «Такие контакты осуществляются, и когда все ингредиенты сложатся, об этом будет объявлено. Политическая целесообразность данного проекта всем очевидна», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.  Проект не является заменой зерновой сделки, действие которой было прекращено с 18 июля. Его цель — не допустить критических проблем с продовольствием в нуждающихся странах. Турция выразила поддержку этой инициативе и заявила, что готова ее реализовать.

Наряду с этим, турецкий президент поддержал решение России открыть представительство в Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК), отметив, что зерновую сделку «необходимо восстановить» и устранить ее недостатки. Он также подчеркнул продолжающееся сотрудничество Анкары с ООН и сказал, что разделяет разочарование Путина по поводу поставок зерна, предназначенного для африканских стран, в Европу. И последнее, но не менее важное: Р.Т.Эрдоган обнародовал соглашение о переработке российского зерна и отправке его в Африку. Главный вывод, который привезли из Сочи турецкие эксперты и политологи заключается в том, что Москва готова ждать, пока Запад выполнит свои обещания. Тем временем отношения между Турцией и Россией будут лишь укрепляться.

Один из обсуждавшийся в Сочи вопросов работа по проекту газового хаба в Тракии. Она ускорилась, считают турки, после переговоров в Сочи президентов Турции и России, указывают на его приоритетность и очень большой объем предстоящих работ. С точки зрения потенциальной мощности хаб можно загрузить газом из России, но ключевым фактором будет гарантирование его спроса в Европе, учитывая политические аспекты нынешней международной обстановки, считают турецкие эксперты.

В кругах, определяющих энергетическую политику Турции, укрепляется позиция о том, что введенные против России санкции и стремление Европы не закупать российский газ не должны стать проблемой для планов создания газового хаба в Турции и его непосредственной конкретной работы. В Анкаре понимают, что в Европе есть определенные негативные настроения насчет покупки российских энергоресурсов. Из-за такой конъюнктуры есть оправданные предположения, опасения, что газовый центр во Фракии может испытывать проблемы с реализацией газа. Но ситуация такова, что Россия может продавать Турции большие объемы газа, загружая ее национальные мощности. В таком формате газ в некотором роде становится местным и может вместе с газом из других стран торговаться, уже не подпадая под санкции. Турция на нынешнем этапе рассчитывает подключить к торговле через хаб многих других игроков. Большие объемы поступающего газа, внушительную часть которых сможет осуществить Россия, могут обеспечить хороший первоначальный рост проекта и позволят формировать привлекательную цену. Минэнерго и другие заинтересованные турецкие ведомства получили распоряжение продолжать работу по этой теме. Наряду с хабом Анкара планирует создать в Стамбуле товарно-сырьевую биржу для торговли энергоресурсами, металлами, полезными ископаемыми, где будет формироваться рыночная цена.

При этом развитие событий после сочинских переговоров демонстрирует неизменность позиции Турции в вопросе санкций в отношении России. Президент Турции заявил в интервью телеканалу PBS, что Анкара не обязана делать то же, что и государства ЕС в вопросе антироссийских санкций. По его словам, положение Турции в мире другое и отличается от положения стран — членов ЕС.  «Россия — один из наших ближайших соседей, и у нас общая история», — сказал турецкий лидер. Также Р.Т.Эрдоган заявил, что доверяет России и российскому президенту не меньше, чем Западу.

Результаты переговоров в Сочи ощущались и в других заявлениях турецкого президента. Так, в заявлении журналистам своего пула по возвращении из Индии, где прошел саммит G20, он подчеркнул, что Запад должен выполнить данные России обещания в ситуации с зерновой сделкой. «На данном этапе западным странам необходимо принять меры и выполнить свои обещания. Конечно, мы подняли вопрос о предложении президента РФ Владимира Путина отправить пока что 1 миллион тонн зерна. Мы попросим господина Путина увеличить этот объем. Конечно, Запад также должен выполнить свои обязательства в этом контексте. Здесь не только зерно, но и удобрения. К вопросу удобрений нельзя относиться легкомысленно», — приводит слова Р.Т.Эрдогана турецкий государственный телеканал TRT.

«Требования России ясны и очевидны. Есть ряд вопросов, которые Россия считает нереализованными. В Москве хотят, чтобы был создан механизм оплаты, чтобы получать деньги за зерно, которое они будут отправлять по этому коридору. Чтобы были сняты ограничения на страхование их судов. Мы пытаемся решить эти проблемы и получить результаты», — отметил Р.Т.Эрдоган. Он добавил, что «общим желанием лидеров на саммите G20 было возобновление зерновой сделки». «Хотя западные страны ценят усилия Турции, они также должны сами приложить усилия и выполнить свои обещания», — сказал он. «Мы продолжим работать с тем же усердием и усилиями. Будем бороться за каждым столом переговоров, чтобы мир не погрузился в новый продовольственный, энергетический или другой кризис», — сказал Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что реализация зерновой сделки была прекращена 17 июля спустя год после начала ее функционирования. В.Путин ранее отмечал, что условия сделки в отношении России не выполнялись, несмотря на усилия ООН. Он неоднократно указывал, что Запад вывозил большую часть украинского зерна в свои государства, а главная цель соглашения — поставки нуждающимся странам — так и не была достигнута. Тем не менее в Москве заявили, что готовы незамедлительно вернуться к сделке, но она должна быть реализована в части, касающейся России.

Как и ранее Запад не намерен прощать Турции слишком самостоятельную позицию по России и разными способами напоминает об этом Анкаре. Так, возвращаясь из поездки в Индию, турецкий президент прокомментировал экономический коридор «Индия-Ближний Восток-Европа», заявив, что он невозможен без Турции. Этот проект стал важной темой на саммите «Большой двадцатки». Он подразумевает соединение порта Мумбай в Индии и Дубая, включая 2000 км железнодорожных путей и трубопроводов. Ожидается, что стоимость этого проекта будет порядка 500 млрд долларов. Р.Т.Эрдоган придаёт большое значение включению Турции в этот проект и считает, что коридор не может существовать без участия Турции, учитывая её стратегическое местоположение и экономическое значение. Однако на текущий момент Турция остается вне этого проекта. Турецкие эксперты полагают, что выбор маршрута коридора мог быть более экономически выгодным и логическим, если бы он проходил через Турцию. Например, можно было рассмотреть соединение порта Хайфа в Израиле с портом Мерсин в Турции, однако этот вариант не был выбран.

Проект подписан многими ключевыми игроками, такими как Индия, США, Германия, Франция, Италия, а также Европейский союз в целом. Интересен факт, что и Израиль, и Саудовская Аравия участвуют в этом стратегическом проекте. Почему же Турция осталась в стороне от этого масштабного проекта? Сможет ли Эрдоган включить Турцию в этот проект в будущем? Известный политолог Мурат Йеткин также задаётся этими вопросами, и прозрачно намекает на возможные политические и стратегические причины отстранения Турции. Автор намекает на то, что в таких вопросах важен «стратегический выбор», и говорит о приобретении Анкарой ЗРК С-400 у России, что охладило отношения с США, не исключает того, что обход Турции связан именно с этим процессом.

И здесь вновь четко срабатывает уникальное умение турецкой дипломатии мастерски балансировать между противостоящими сторонами. В этот же период российско-турецкого саммита, обсуждения его итогов, практически параллельно Турция и США проводят крупнейшие за последние семь лет совместные военные учения. В учениях участвовали военные корабли, турецкие истребители F-16 и американские F-18. Авианосец ВМС США «Джеральд Форд» пришвартовался в порту Анталии, а американские военные символически пригласили на борт Сельчука Байрактара, главу турецкого холдинга, производителя боевых беспилотных аппаратов, зятя президента Р.Т.Эрдогана. Согласно трём турецким чиновникам, не желающим раскрывать свои имена, проведение учений в этот период и визит делегации из Конгресса США в Турцию свидетельствуют о стремлении обеих сторон вернуть своё давнее партнёрство.

Наряду с этим практически одновременно звучит заявление о том, что турецкая сторона рассматривает вопрос о передаче Украине беспилотников Bayraktar Akincı. Об этом заявил генеральный директор компании — производителя Baykar Халук Байрактар. «Что касается Bayraktar Akinci, этот вопрос в процессе рассмотрения», — сказал он в интервью «Радио Свобода» (признано в РФ СМИ-иноагентом). По его словам, для производства на Украине того или иного типа БПЛА компания должна иметь разрешение от правительства Турции. «В оборонном сотрудничестве нужны государственные разрешения, и у нас есть это разрешение. Поэтому вопрос Akinci в процессе рассмотрения, вот что я могу сказать по этому поводу», — добавил глава компании. 29 сентября на первом форуме оборонных индустрий в Киеве Байрактар заявил о планах завершить строительство завода по производству беспилотников Bayraktar на Украине через 1,5 года. По его словам, компания в целом инвестирует в Украину около $100 млн. Эти средства, помимо строительства завода, направляются на содержание сервисного центра и главного офиса компании на Украине, пояснил он.

Напомним, что в августе прошлого года стало известно о начале строительства завода по производству турецких беспилотников Bayraktar на Украине. Посол Украины в Турции Василий Боднар сообщал, что строительство займет несколько месяцев, а запуск возможен до конца 2023 года. Однако позже Боднар заявил, что боевые действия «внесли коррективы в первоначальные планы относительно завода».

В этот же период президент Турции назначил новых послов в России и Украине. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Танджу Бильгич отправится в Москву, в то время как в Киеве дипмиссию возглавит Мустафа Левент Бильген. Т. Бильгич был представителем МИДа Турции, после чего стал послом в Белграде (Сербия), потом вернулся и опять продолжил как представитель внешнеполитического ведомства республики. Л. Бильген был генкосулом в Торонто (Канада) и Нью-Йорке (США), а позже стал послом в Абу-Даби (Эмираты).

Из других внешнеполитических событий этого периода стоит отметить 100-дневный период пребывания во главе МИДа Хакана Фидана. Ведущее англоязычное турецкое издание Турции газета Daily Sabah опубликовала материал, посвященный первому периоду пребывания на должности министра иностранных дел страны Хакана Фидана, который сменил на этом посту Мевлюта Чавушоглу. Напомним, что Хакан Фидан – теперь уже бывший глава Национальной разведывательной организации Турции, при котором данная структура нарастила свое влияние как внутри страны, так и за её пределами, что, в частности, проявилось в ряде трансграничных операций турецкой разведки, включая государства Центральной Азии.

Издание отмечает, что Хакан Фидан смотрится не как министр иностранных дел мирного времени, но как министр, как минимум, периода глобальных перемен и катаклизмов. Если отталкиваться от одного из лозунгов турецкого МИДа – «Одинаково сильная Турция за столом переговоров и на земле» — то получится, что назначение Хакана Фидана министром иностранных дел, как раз усиливает вторую, не дипломатическую, а силовую компоненту. И вот основной вывод Daily Sabah. Прошло 107 дней с тех пор, как «бывший начальник шпионской сети» Хакан Фидан занял пост министра иностранных дел Турции, и за это время Анкара, не теряя времени, модернизировала свою внешнюю политику до более активной стратегии.

И эту активную внешнеполитическую стратегию продемонстрировал в деле турецкий лидер на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН насыщенной повесткой конкретных встреч и переговоров. Президент Турции вновь призвал всемирную организацию расширить состав Совета Безопасности. «К сожалению, сейчас мы не можем нарисовать более оптимистичную картину мира. Мы продолжаем сталкиваться со все более опасными вызовами по сравнению с прошлым годом. Совет Безопасности не может больше гарантировать мировую безопасность и стал полем битвы политических стратегий пяти стран. Приятно видеть, что наши призывы к повышению эффективности этого органа находят все больше откликов внутри ООН. Мы вновь говорим, что мир больше пяти», — сказал он, имея в виду пять постоянных членов СБ ООН — Россию, Великобританию, Китай, США и Францию.

Р.Т.Эрдоган заявил о «поддержке позиции генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша о необходимости реформирования» Совета и в целом о повышении эффективности всемирной организации. «Мир больше пяти» — слоган, который остается одним из основных международных призывов Р.Т.Эрдогана на протяжении последних лет. Он продолжает настаивать, что СБ ООН необходимо расширять для повышения эффективности дискуссий и решений, утверждает, что нынешнее положение ущемляет права других государств.

И еще одно подтверждение тезиса о турецкой наступательной политической стратегии. Президент Турции призвал также с трибуны ООН признать Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК, не признана странами-членами ООН, за исключением Турции) и установить с ней дипотношения. «Несмотря на искренние усилия турок-киприотов, остается фактом то, что федеративное решение на острове не может быть достигнуто. Мы призываем международное сообщество принять это, признать независимость ТРСК и установить дипломатические, политические и экономические отношения с этой страной», — сказал он. Он также заявил, что ожидает от миротворческих сил ООН на Кипре «тщательного соблюдения принципа беспристрастности, которую они обязаны сохранять», чтобы ООН больше не теряла свою репутацию. Говоря о политике Турции в отношения региона Восточного Средиземноморья, Р.Т.Эрдоган заявил, что «его можно превратить в регион мира, процветания и стабильности только при условии соблюдения прав и законов для всех, мы не позволяли и никому никогда не позволим игнорировать наши собственные права здесь», — сказал турецкий президент.

Напомним, что в середине августа на Кипре произошел инцидент, когда сотрудники Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) заблокировали проводимые северокипрскими рабочими работы по строительству дороги в районе деревни Пила в буферной зоне. 17 августа турки-киприоты подогнали туда строительную технику. Когда на следующий день они начали выравнивать землю, в ситуацию вмешались миротворцы, между ними возникла стычка. ВСООНК призвали турецкую общину Кипра уважать мандат миссии в буферной зоне и немедленно вывести из этого района весь персонал и строительную технику.

Анкара резко отреагировала на произошедшее и раскритиковала позицию ООН. В МИД Турции отметили, что ВСООНК «обязаны одинаково относиться к обеим сторонам на острове и действовать беспристрастно». 180-километровая буферная зона (зеленая линия) разделяет Кипр на территории проживания греческой и турецкой общин, ее контролируют ВСООНК. Контроль осуществляется на особых условиях, так как зеленая линия не считается внешней границей Евросоюза.

Президент Турции провел также ряд двусторонних встреч на полях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. «Наши связи укрепляются», — сказал Нетаньяху и его высказывания приводятся в заявлении канцелярии. Более подробную информацию о встрече дала администрация президента Турции. Турецкий президент принял премьер-министра Израиля в «Турецком доме». В ходе встречи обсуждались международные и региональные вопросы. Особое внимание было уделено политическим и экономическим отношениям между двумя странами, а также последним событиям, связанным с конфликтом Израиля и Палестины. Президент Р.Т.Эрдоган заявил, что Турция может сотрудничать с Израилем в области энергетики, технологий, инноваций, искусственного интеллекта и кибербезопасности. Он подчеркнул также важность совместной работы ради мира в регионе и во всем мире.

Тем не менее более активная внешнеполитическая стратегия пока что так и не дает туркам каких-либо ощутимых конкретных результатов на важном для Анкары направлении, а именно в отношениях с Евросоюзом. Анкаре и Брюсселю следует найти иные способы сотрудничества, альтернативные вступлению Турции в ЕС, поскольку в настоящий момент это не представляется возможным. Об этом говорится в ежегодном докладе Европарламента (ЕП) о состоянии отношений с Турцией, принятом на пленарной сессии ЕП в Страсбурге. За документ проголосовали 434 европарламентария, 18 — против, еще 152 воздержались. Трансляция голосования велась на сайте Европарламента.

«Депутаты ЕП призывают ЕС и Турцию выйти из сложившейся тупиковой ситуации и найти «параллельные и реалистичные рамки для отношений», — говорится в докладе. Евродепутаты отмечают, что Турция все еще остается кандидатом на вступление в ЕС, но этот процесс «не может возобновиться, если правительство Турции не изменит курс». Согласно заявлению ЕП, от Турции ожидают «соблюдения демократических ценностей, верховенства закона, прав человека и соблюдения законов, принципов и обязательств ЕС».

Одновременно Анкара является союзником по НАТО и важным торговым партнером, а также участвует в регулировании миграционных потоков, уточняется в документе. Отмечается, что ЕС продолжает финансировать деятельность по приему беженцев и готов продолжать это делать далее. Однако эти формулировки не «спасают» обидный для турок общий тон и смысл циничного в общем-то документа ЕП.

В контексте НАТО Анкару призывают ратифицировать вступление Швеции в альянс и подчеркивают, что «процесс вступления в НАТО одной страны никоим образом не может быть связан с процессом вступления в ЕС другой». Также авторы доклада выражают сожаление в связи с тем, что, хотя Турция формально и осудила роль России в украинском конфликте на заседании Генассамблеи ООН, она фактически «не поддерживает санкции вне рамок ООН». И еще приведем одну интересную цифру. «Уровень соответствия Турции общей внешней политике и политике безопасности ЕС упал до рекордно низкого уровня в 7%, что является самым низким показателем среди всех стран-кандидатов на вступление», — гласит документ ЕП. Интересно, как и в результате каких подсчетов получили эти 7%?

Напомним, что на июльском саммите НАТО в Вильнюсе Турция заявила о готовности поддержать вступление Швеции в альянс в обмен на снятие преград в переговорном процессе Анкары с Евросоюзом, расширение сотрудничества в рамках таможенного союза и либерализацию визового режима. Тогда же была достигнута договоренность с ЕС об обновлении дорожной карты отношений в рамках таможенного союза. Переговоры Турции и ЕС о вступлении в международную организацию были официально начаты в 2005 году. К настоящему времени не решены 16 из 35 пунктов так называемого переговорного досье, так как стороны не могут согласовать такие вопросы, как, например, кипрская проблема.

Канцлер Австрии Карл Нехаммер активно поддержал этот документ ЕП. Он выступил против возобновления переговоров о членстве Турции в Евросоюзе и призвал власти сообщества разработать новый формат сотрудничества Брюсселя с Анкарой. Об этом он сказал в интервью газете Welt. «Мы выступаем за дальнейшее сближение Анкары и Брюсселя, но полноценное членство Турции в ЕС не представляется нам возможным.  Важно, чтобы мы честно относились друг к другу, а это включает и официальное прекращение переговоров о вступлении в ЕС, которые были заморожены в течение многих лет, и разработку новой концепции сотрудничества», — сказал К.Нехаммер. В данном контексте канцлер выступил за создание нового партнерства между ЕС и Турцией, основанного на «взаимном доверии и сотрудничестве по экономическим и политическим вопросам».

Ранее глава МИД Турции Хакан Фидан призвал ЕС одобрить заявку республики на вступление, пока есть такая возможность. На июльском саммите НАТО в Вильнюсе Турция заявила о готовности поддержать вступление в альянс Швеции в обмен на снятие преград в переговорном процессе Анкары с Евросоюзом, расширение сотрудничества в рамках таможенного союза и либерализацию визового режима. Тогда же была достигнута договоренность с ЕС об обновлении дорожной карты отношений в рамках таможенного союза.

Эмоционально и жестко, что не удивительно, отреагировал на ежегодный доклад Европарламента президент Турции.  Он сказал, что Евросоюз пытается дистанцироваться от Турции, и в ответ на это, Турция будет в такой же плоскости оценивать действия ЕС. Р.Т.Эрдоган не исключил возможность разрыва отношений с Евросоюзом, если Анкара посчитает такой шаг необходимым. «Евросоюз пытается порвать отношения с нами. Пока ЕС предпринимает шаги по дистанцированию от Турции, мы проведем оценку этих действий, и после, если посчитаем необходимым, расстанемся с Европейским союзом», — заявил Р.Т.Эрдоган перед вылетом в США на Генассамблею ООН.

Примечательно, что турецкий лидер спустя две недели вновь возвращается к этой теме. Понятно, что наболело. Турция ничего не ожидает от Европейского союза относительно возможности вступления республики в эту организацию, заявил президент страны во время выступления на открытии новой сессии турецкого парламента. «У нас нет никаких ожиданий от Европейского союза, который заставляет нас ждать уже 60 лет. Если они откажутся от своего несправедливого отношения к Турции, особенно касательно выдачи виз, то они исправят свои ошибки. Если же нет, то они потеряют право ожидать от нас чего-либо», — подчеркнул он. По его словам, Турция, «если потребуется, может превратить Копенгагенские критерии вступления стран в Европейский союз в Анкарские критерии и продолжить свой путь».

И еще об одном событии, на которое, на наш взгляд, следует обратить внимание. Анкара постоянно держит этот вопрос в сфере своего внимания на самом высоком уровне.   Президент Турции принял участие на 10-м съезде Всемирного Турецкого Делового Совета, который проходил в конгресс-центре Халидж. Выступая перед участниками мероприятия, Р.Т.Эрдоган, в частности, сказал: «В этот период, когда коммуникационные возможности расширились, укрепление связей между родиной и диаспорой стало легче, чем раньше». Он призвал к единству и сплочению: «Если мы оставим площадь пустой, то неизбежно подвергнемся осаде грязных структур всех мастей — от террористических организаций до опекунских сил, миссионеров. Будет слишком поздно, когда те, кто видит в наших призывах к единству лишь политическую риторику, поймут, какую ошибку они совершили», — добавил турецкий лидер.

Президент Р.Т.Эрдоган отметил также, что Турция переживает период, когда «мы шаг за шагом оставляем позади проблемы, возникшие в турецкой экономике из-за глобальных экономических колебаний. Даже самые ярые враги Турции больше не могут игнорировать нашу страну и не могут преуспеть в своих попытках напустить темные тучи на нашу экономику», — заключил глава турецкого государства. Он добавил, что число людей турецкого происхождения, живущих, работающих и обучающихся в других странах, которое составляет турецкую диаспору, достигает 8 млн. человек.

«В ряды нашей диаспоры следует привлечь граждан государств — членов и наблюдателей Организации тюркских государств — Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Турецкой Республики Северного Кипра, Туркменистана и Венгрии. Тогда перед нами откроется полная и осмысленная картина. Также нельзя забывать наших соотечественниках, проживающих в Западной Тракии, Балканах, другие братские сообщества на Кавказе, представителей исламского мира и их диаспоры», — особо подчеркнул Р.Т.Эрдоган.

Из вопросов внутренней политики отметим твердое намерение президента Турции довести до конца работу над новой конституцией республики. Он вновь призвал все партии принять участие в этом процессе. «Мы никогда не прекратим работать и бороться, пока не принесем нашей стране новую конституцию. Конституции не являются неизменяемыми текстами. Я призываю все политические партии, гражданское общество и академические круги говорить, обсуждать и вести переговоры, чтобы выработать самый идеальный текст конституции», — сказал он во время выступления в Анкаре на симпозиуме, посвященном изменению основного закона страны.

Р.Т.Эрдоган напомнил, что несколько лет назад, когда его правящая Партия справедливости и развития пригласила оппозицию вместе работать над новым основным законом, сотрудничества не получилось из-за непродуктивности оппозиции. Президент на симпозиуме снова повторил этот призыв. «У нашей страны уже есть различный конституционный опыт. С 27 мая 1960 года наши конституции, к сожалению, были разработаны и введены в действие руководителями страны после госпереворотов. Наш долг сегодня — написать свою собственную историю и оставить величайшее наследие будущим поколениям к 100-летию нашей республики. Продолжать жить по конституции, которая со всеми внесенными в нее изменениями превратилась в лоскутное одеяло, стало бременем для политики и для страны», — сказал он.

Президент Турции ранее дважды выносил на всенародное одобрение вопросы, связанные с внесением поправок в конституцию. После референдума в 2017 году парламентская форма правления в республике была заменена на президентскую, однако новая конституция в свете этих изменений принята не была. Вслед за переизбранием на новый президентский срок в мае Р.Т. Эрдоган заявил, что принятие новой конституции является одной из основных задач его администрации. Ожидается, что парламент начнет активную работу по проекту новой конституции уже этой осенью.

Что касается экономики, то обращает на себя внимание тот факт, что в этот период ряд международных кредитно-рейтинговых агентств после длительного перерыва и негативных оценок повысили прогноз роста экономики Турции на этот год. Так, международное кредитно-рейтинговое агентство Fitch увеличило прогноз экономического роста Турции на этот год с 2,5% до 4,3% после более сильного, чем ожидалось, роста во втором квартале, говорится в докладе агентства «Глобальный экономический прогноз» за сентябрь 2023 года. Данные за прошлый месяц показали, что экономика Турции во втором квартале выросла на 3,8%, превзойдя ожидания. В докладе отмечается значительный рост потребления, инвестиций и расходов, что способствовало квартальному темпу роста в 3,5%, значительно превысившему предыдущую оценку Fitch в 0,6%. Ожидается, что экономика Турции вырастет на 3% в 2024 году и на 3,4% в 2025 году благодаря сохраняющемуся росту розничных продаж и увеличению внутреннего кредитования. В докладе также отмечается, что государственные расходы на проекты восстановления после землетрясений продолжат поддерживать экономику.

Другое международное кредитное агентство S&P Global также повысило прогнозы роста ВВП Турции на 2023 и 2024 годы. Согласно отчету «Экономический обзор развивающихся рынков 4 квартал 2023», выпущенному S&P Global, прогноз роста ВВП Турции на 2023 год увеличен на 1,2 пункта до 3,5%, а на 2024 год на 0,3 пункта до 2,3%. Однако прогнозы на 2025 и 2026 годы были незначительно снижены до 2,9%. В отчете также отмечается, что внутренний спрос в Турции начнет снижаться в ближайших кварталах, и монетарные условия станут более жесткими из-за перехода центрального банка к более ортодоксальной политике. Прогнозируется, что к концу 2023 года ключевая ставка в Турции составит 37,5%, а в 2024, 2025 и 2026 годах она будет соответственно 35%, 20% и 15%. S&P Global также привело прогнозы по инфляции в Турции: на 2023, 2024, 2025 и 2026 годы они составляют 53,0%, 48,1%, 29,5% и 18,0% соответственно.

Позитивные в этот период и цифры Турецкого статистического института (TurkStat). Согласно официальным данным, общий индекс товарооборота Турции в июле вырос на 77% в годовом исчислении. По данным института, индекс товарооборота в промышленном секторе подскочил на 62,7%, в строительстве — на 116,7%, в торговле — на 84,9% и в секторе услуг — на 71,6%. В месячном исчислении индекс увеличился на 11,2%, при этом в промышленности этот показатель вырос на 9,8%, в строительстве на 11,3%, в торговле на 12,6% и в сфере услуг на 9,7%. Товарооборот – это важный краткосрочный показатель, используемый для оценки экономического положения страны. Все предприятия, декларирующие налог на добавленную стоимость в Налоговом управлении Турции, включаются в расчет индекса товарооборота.

На этом благоприятном фоне министр финансов и казначейства Турции Мехмет Шимшек призвал все-таки сограждан быть терпеливыми на фоне разворота экономического курса страны. Об этом он заявил газете Financial Times. М.Шимшек сказал, в частности, что он стремится «восстановить баланс экономики и смягчить внутренний спрос» после нескольких лет нетрадиционной экономической политики, сообщает издание. Министр заявил, что президент поддержал разворот в политике, в результате которого процентные ставки выросли более чем на 20 процентных пунктов после выборов в мае. «Мы на правильном пути. Есть убедительные доказательства того, что доверие возвращается. Но мы должны быть терпеливы, это все еще непросто», — заявил министр Financial Times.

Напомним, что ранее глава Минфина сообщал, что власти намерены ужесточить кредитную политику и объемы кредитования населения. Он подчеркивал, что правительство намерено жестче регулировать выдачу кредитов на недвижимость, ограничивать выдачу автокредитов. Также для нормализации ситуации с курсом турецкой лиры Центробанк Турции с начала года резко повысил ключевую ставку до 25%.

Говоря об экономике, есть смысл остановиться на программном выступлении Р.Т.Эрдогана на ужине Турецко-американского делового совета (TAİК) в Нью-Йорке. Оно показательно и говорит о планах турецкого руководства в отношениях с США. Выступая перед представителями делового мира США, он сказал: «В прошлом году США стали 2-й страной экспорта и 5-й страной импорта в экономике Турции. По итогам 2022 года объем двусторонней торговли превысил 32 млрд долларов. Мы поднимем эту планку на уровень 100 млрд долларов». Президент отметил, что после выборов уверенность в экономической стабильности Турции укрепилась. Он заявил, что Турции удалось стать второй страной с самыми высокими темпами роста среди членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и третьей среди стран G20.

Р.Т.Эрдоган продолжил следующими словами: «Мы стремимся устранить факторы, усиливающие инфляцию, применяя инструменты фискальной политики и политики доходов без ущерба для экономического роста. Мы стремимся создать устойчивый климат для роста с помощью нашей политики, в которой приоритетными являются инвестиции, занятость, производство и экспорт», — сообщил он. Президент Р.Т.Эрдоган поделился планами экономических перспектив: «Как вы знаете, мы недавно открыли Стамбульский финансовый центр, а Турция активизировала свои усилия по разведке и добыче природного газа и нефти после исторического открытия месторождений в Черном море. С помощью Стамбульского финансового центра мы хотим превратить нашу страну в глобальный центр в области финансов. В рамках этой структуры мы будем продавать и оценивать многие продукты — от природного газа до полезных ископаемых. Мы также хотим превратить Стамбульский финансовый центр в наш энергетический хаб».

Президент также отметил, что Турцию и США связывают давние союзнические отношения в рамках НАТО. Он указал на то, что Турция входит в пятерку ведущих стран НАТО по своей военной мощи и финансовой поддержке. «Мы занимаем особое положение в НАТО и по военной мощи, и по финансовой поддержке. На сегодняшний день мы являемся страной, которая полностью выполняет обязательства, в т. ч. финансовые, перед НАТО. У нас с нашими партнерами в рамках НАТО есть общие интересы. Мы будем продолжать действовать в этом направлении», — констатировал он.

Касаясь отношений между США и Турцией в сфере военно-промышленного комплекса, Р.Т.Эрдоган выразил надежду на расширение сотрудничества. «Мы рассчитываем на скорейшее устранение препятствий для развития нашего сотрудничества в оборонной промышленности», — подчеркнул глава турецкого государства. Президент поблагодарил американских бизнесменов, инвестирующих в экономику Турции. «Благодаря реформам за последние 20 лет Турция привлекла более 252 млрд долл. прямых международных инвестиций. Доля Турции в глобальных инвестициях составила 1,03% в 2022 году. Приблизительно 14,4 млрд долл. составили прямые инвестиции, поступившие в Турцию из США. Я хотел бы поблагодарить 288 американских компаний и американских предпринимателей, инвестировавших в нашу страну, за их доверие к турецкой экономике», — сказал он. Президент добавил, что вклад турецких деловых кругов в американскую экономику также достиг значительного уровня. Прямые инвестиции турецких компаний в США за последние 10 лет составили около 8,6 млрд. долл.

Турецкий лидер напомнил, что ведущая в Турции Turkish Airlines выполняет полеты по 342 направлениям в 121 страну, а прямые рейсы из Стамбула в США осуществляются по 12 направлениям. Начало полетов в Детройт, который станет новым 13-м направлением, запланировано на 15 ноября.  Он выразил удовлетворение развитием отношений с США в области туризма. По его словам, в 2022 году Турцию посетили более 1 млн. американских туристов, и в предстоящий период их число еще более возрастет. Вот такая разновекторная наступательная стратегия.

56.14MB | MySQL:116 | 1,008sec