В попытке убедить Саудовскую Аравию установить дипломатические отношения с Израилем, Соединенные Штаты, как полагают американские эксперты в области безопасности, готовы предоставить королевству серьезные гарантии безопасности, которыми пользуются лишь немногие избранные союзники США за пределами НАТО. Высказывается предположение, что такая гарантия может быть смоделирована по образцу оборонных договоров США с Южной Кореей и Японией. Сделка также может включать поддержку США гражданской ядерной энергетической программы Саудовской Аравии. Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем также ознаменовала бы важный шаг вперед в усилиях США по интеграции Израиля на Ближний Восток, процессу, начатому при администрации Д.Трампа, хотя это оставляет вопросы о перспективе палестинской государственности или сохранения палестинской территории на Западном берегу. Четкой картины при этом в Белом доме по этому вопросу нет. Рискнем от себя предположить, что Эр-Рияд активно торгуется, увязывая нормализацию отношений с Израилем с двумя другими принципиальными для себя вопросами: пактом о гарантиях безопасности и своей ядерной программой. Американский сенатор Джон Эрнст, сопредседатель группы «Соглашения Авраама», возглавит делегацию, которая посетит Саудовскую Аравию и Израиль в ближайшие несколько дней,. Ожидается, что во время своей поездки Эрнст встретится с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, согласно отчету, который ссылается на офис Эрнста и израильского чиновника. Источник сообщил новостному сайту, что Эрнст, как ожидается, побудит лидеров двух стран двигаться в направлении нормализации отношений между ними. Сильно сомневаемся в этом: не тот уровень, но вот разведку боем для сенаторов она проведет точно с учетом необходимости одобрения этого пакта конгрессом. Ранее на этой неделе группа из 20 сенаторов-демократов направила администрации Байдена письмо, в котором выразила ряд опасений по поводу сообщений об уступках, которые Вашингтон обсуждал в качестве посредника в соглашении о нормализации, особенно в отношении обсуждения саудовско-американского военного пакта и поддержки США гражданской ядерной программы Саудовской Аравии: «Потребуется высокая степень доказательств того, что обязательный договор об обороне с Саудовской Аравией – авторитарным режимом, который регулярно подрывает интересы США в регионе, имеет серьезные проблемы с правами человека и проводит агрессивную и безрассудную внешнеполитическую программу – соответствует интересам США». Сенаторы также призвали к тому, чтобы любая сделка требовала от Израиля «значимых и осуществимых» уступок палестинцам.
Саудовская Аравия никогда не признавала Израиль и с 2002 года обусловливает нормализацию соглашения прекращением израильской оккупации и созданием независимого палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме. Однако, как отмечают американские эксперты, в интервью Fox News, которое транслировалось с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Салманом, принц не упомянул палестинское государство при обсуждении перспектив нормализации отношений с Израилем. Очень интересно, но вот саудовские официальные комментаторы как раз отмечают обратное: во время своего интервью наследный принц внес ясность в этот вопрос. Он разъяснил устоявшуюся позицию Саудовской Аравии по нормализации отношений с Израилем, которая требует достижения справедливого решения палестинского вопроса, и также подтвердил курс на нормализацию отношений с Ираном и подчеркнул важность проведения энергетической политики, которая обеспечивает баланс между стабильным рынком и справедливыми ценами. Он выступил в защиту отношений Саудовской Аравии с Россией и Китаем, а также ее позиции по отношению к украинскому кризису. Как подчеркивают официальные саудовские комментаторы, позиция наследного принца по всем этим вопросам была решающей, отражая уверенность в обоснованности и объективности позиции Саудовской Аравии. Они также подтвердили готовность Эр-Рияда проводить активную и эффективную внешнюю политику, которая ставит национальные интересы Саудовской Аравии превыше всего остального, что включает диверсификацию партнерских отношений на мировой арене, определение глобальной позиции, достижение региональной стабильности и размещение королевства в центре региональной и глобальной динамики. Это соответствует потенциалу, ресурсам, положению и роли КСА и, что более важно, демонстрирует его твердость перед лицом давления и шантажа, работая над установлением сбалансированных отношений. Таким образом, саудовским официозом делается вывод о том, что, возможно, США все еще не осознали масштабных преобразований во внешней политике Саудовской Аравии, вместо этого основывая свои убеждения на прошлых представлениях и историческом ходе отношений, в которых реализация интересов всегда была односторонней. Однако, похоже, что Вашингтон начал осознавать, во-первых, свою неверную оценку и просчеты в отношении Королевства и, во-вторых, насколько ошибочно было недооценивать его значение как стратегического партнера и союзника, особенно на фоне продолжающихся изменений, которые показывают, что Эр-Рияд является важным, незаменимым союзником в случае, если США хотят сохранить свое региональное влияние и свою ведущую глобальную роль. Справедливо будет сказать, что произошел радикальный сдвиг в оценке внешней политики США в отношении Саудовской Аравии. С прошлого года, а точнее, с мая 2022 года, согласно отчету Госдепартамента США, саудовско-американские отношения рассматриваются в контексте долгосрочных отношений в области безопасности, которые не лишены разногласий, из которых США извлекают выгоду из людской и материальной поддержки Саудовской Аравии, которая служит их международным амбициям. Но в своем опубликованном в июне докладе под названием «Отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией: восемь десятилетий партнерства» США изменили цель своих отношений с королевством. В нем подтверждается, что Вашингтон «продолжает сотрудничать с Саудовской Аравией по политическим вопросам, вопросам безопасности, борьбы с терроризмом, экономическим и энергетическим вопросам, включая инновации в области экологически чистой энергии, для продвижения нашего общего видения более мирного, безопасного, процветающего и стабильного Ближнего Востока». Саудиты отмечают, что «с тех пор Саудовской Аравии удалось навязать другой курс отношений. Об этом свидетельствуют взаимодействия, наблюдавшиеся на саммите G20 в Индии в сентябре, встреча наследного принца и Байдена на полях саммита и сотрудничество по проекту экономического коридора Индия -Ближний Восток -Европа. Этот коридор показывает, что администрация США высоко оценивает не только роль королевства в регионе, но и то место, которого оно заслуживает на мировой арене. Это отражено в том, что наследный принц подтвердил во время своего интервью текущие переговоры о подписании пакта о сотрудничестве в области обороны между двумя сторонами, что, несомненно, также усилит интересы США. Этот потенциальный пакт избавит Саудовскую Аравию от больших усилий и головной боли, тем самым, не позволяя ей искать другие пути налаживания партнерских отношений».
При этом американские эксперты указывают, что и с пактом о безопасности не все однозначно понятно. Чтобы лучше понять, что могут повлечь за собой будущие гарантии безопасности США для Саудовской Аравии, стоит изучить ключевые положения существующих договоров, на которых может основываться такая сделка. Возможно, наиболее важный мандат американского соглашения с Японией призывает обе страны «действовать в ответ на общую опасность «вооруженного нападения на любую из сторон на территориях, находящихся под управлением Японии». Хотя эта формулировка может быть истолкована как означающая, что Соединенные Штаты должны начать войну с любой страной, которая считается военным агрессором против Японии, некоторые эксперты говорят, что формулировка достаточно расплывчата, чтобы дать Соединенным Штатам гибкость в их ответе на нападение, а также в отношении критериев, которые побудили бы к такому ответу. То, что представляет собой «вооруженное нападение», не обязательно однозначно, особенно учитывая растущую частоту так называемых «военных действий в серой зоне» — таких, как кампании дезинформации, кибератаки и использование частных военных компаний или наемников, – которые могут рассматриваться ниже порога полномасштабной или тотальной войны. Что касается японского договора, например, министры США и Японии согласились, «что кибератака может при определенных обстоятельствах представлять собой вооруженное нападение», хотя эта концепция горячо обсуждается учеными и юристами-международниками. Это будет важно учитывать в контексте Саудовской Аравии, поскольку государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Aramco в прошлом подвергалась крупным кибератакам. Также следует отметить, что движение хоуситов в Йемене, которое многие считают иранской прокси силой, нанесло удар по территории Саудовской Аравии с помощью беспилотников и ракет. Можно ли считать государственных спонсоров непосредственно ответственными за действия их доверенных лиц и какого рода ответ это потребует, будет еще одним важным соображением для любой будущей гарантии безопасности.
Развитие ядерного потенциала Саудовской Аравии также еще больше осложнит региональную стабильность на Ближнем Востоке. В то время как сообщения указывают на то, что официальные лица США выдвинули идею создания управляемого США завода по обогащению урана на территории Саудовской Аравии в целях развития гражданской ядерной энергетики – план, который, похоже, пока не получил одобрения президента США Джозефа Байдена, – скептики опасаются, что это может позволить Саудовской Аравии разрабатывать собственное ядерное оружие в будущем. Ядерные амбиции Саудовской Аравии ни для кого не секрет, особенно с учетом того, что ее давний противник Иран годами открыто обогащает уран, в то время как обладание Израилем ядерным оружием хорошо известно, хотя публично и отрицается. Во время редкого интервью Fox News в конце прошлого месяца фактический лидер Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед бен Сальман (МБС) сказал, что, если Иран разработал собственное ядерное оружие, «мы должны его получить». Комментарий вызвал обеспокоенность у всего правительства США, в том числе у многих в Конгрессе. Такое развитие событий не только добавило бы еще одну непредсказуемую переменную к огромной проблеме управления глобальным распространением ядерного оружия, но саудовский ядерный потенциал мог бы также обеспечить Эр-Рияду своего рода непреодолимое военное господство, из-за которого соседям России, например, стало бы трудно противостоять ее геополитическим требованиям или военной агрессии. В то время как некоторые могут рассматривать ядерные разработки Саудовской Аравии как приемлемый способ сдерживания вооруженного ядерным оружием Ирана, другие ближневосточные страны по понятным причинам могут рассматривать новообретенную мощь Саудовской Аравии как серьезную угрозу и искать собственные средства ядерного сдерживания или гарантии безопасности, будь то у Соединенных Штатов или где-либо еще. По иронии судьбы, это подорвало бы позицию США, которые пытались представить нормализацию саудовско-израильских отношений как важный катализатор региональной стабильности.
В зависимости от окончательных деталей, сделка по нормализации может также означать похоронный звон для палестинской государственности или сохранение территорий Западного берега от израильской аннексии. Через девять дней после того, как МБС настаивал на том, что палестинский вопрос остается «очень важным» пунктом переговоров для Эр-Рияда, агентство Рейтер сообщило, что Саудовская Аравия готова заключить сделку, которая существенно не поддерживает палестинское дело. Хотя Белый дом призвал Израиль к компромиссу с палестинцами, учитывая, насколько популярна аннексия Западного берега среди нынешней израильской правящей коалиции и чиновников на уровне кабинета министров, представляется маловероятным, что израильтяне пойдут на значительные политические или территориальные уступки палестинцам в реальности, даже если они согласятся сделать это на бумаге. Согласно сообщениям, Бени Ганц, лидер оппозиционной партии (и бывший министр обороны), встретился на этой неделе с советником США по национальной безопасности Джейком Салливаном, что, возможно, свидетельствует о том, что все стороны постепенно приближаются к соглашению.
Тем не менее, даже если американским чиновникам удастся заключить сделку, по которой смогут договориться Израиль и Саудовская Аравия, далеко не факт, что администрация Байдена сможет заставить Конгресс США подписать оборонный договор с Саудовской Аравией. Даже если администрации Байдена удастся заручиться поддержкой своих союзников-демократов в Конгрессе, партия имеет лишь незначительное большинство в Сенате, а несколько важных фигур в партии демонстрируют открытое отвращение к сотрудничеству с МБС. В эпоху, когда американцы особенно обеспокоены иностранными военными интервенциями, особенно на Ближнем Востоке, законодателям США будет трудно привести доводы в пользу того, что Саудовская Аравия рискует жизнями американцев, налоговыми долларами и военной техникой, когда остается неясным, какую выгоду получит Вашингтон от этой сделки. Кроме того, МБС нажил врагов и среди демократов, и среди республиканцев, будь то из-за его чудовищных нарушений прав человека или из-за его расхождения с американскими экономическими интересами. Многие демократы рассматривают МБС как авторитарного деспота в свете оценки американской разведки о том, что он отдал приказ об убийстве журналиста Washington Post Джамаля Хашогги, а также за его ключевую роль в том, что он привел к гуманитарной катастрофе в Йемене через войну с хоуситами. У членов Конгресса, которых меньше всего волнуют эти проблемы с правами человека, все еще есть недовольства по поводу взвинчивания Саудовской Аравией мировых цен на энергоносители за счет американских потребителей. Хотя мало что можно сказать, чтобы отвлечь внимание МБС от проблемы прав человека, достаточно надежные гарантии безопасности могут убедить Саудовскую Аравию согласовать свою стратегию добычи нефти с интересами США. Кроме того, учитывая важность противодействия растущему Китаю среди последних оставшихся источников двухпартийности в Вашингтоне, американские законодатели, возможно, захотят преодолеть свои опасения по поводу руководства королевства, если это означает вывод Саудовской Аравии с китайской орбиты. Однако, если Конгресс не удастся убедить, Соединенные Штаты все равно могут заключить смягченное оборонное соглашение, подобное тому, которое они подписали с Бахрейном в сентябре. Хотя сделка с Бахрейном не требовала одобрения Конгресса, она также давала меньше гарантий в плане жесткой военной поддержки США против иностранной агрессии. В конечном счете, сделка может быть заключена, и она может быть скорее поспешной, чем существенной, с непредсказуемыми последствиями для стабильности в регионе.
Основные выводы американских экспертов
— Чтобы закрепить дипломатическое признание Саудовской Аравией Израиля, Соединенные Штаты, как сообщается, готовы предложить королевству гарантии безопасности, аналогичные тем, которые оно подписало с Японией и Южной Кореей. От себя добавим, что с учетом оппозиции в Конгрессе, скорее по примеру бахрейнских, что ни одно и то же. И большой вопрос, устроит ли такая редакция Эр-Рияд.
— Хотя эти индо-тихоокеанские альянсы являются одними из самых сильных обязательств США в области безопасности за пределами НАТО, эксперты говорят, что Соединенные Штаты сохраняют гибкость в том, как и при каких условиях они должны защищать своих союзников в Азии.
— Сообщения о предложениях США помочь в разработке гражданской ядерной энергетической программы Саудовской Аравии вызвали опасения, что это может однажды позволить Саудовской Аравии получить ядерное оружие, что может привести к гонке ядерных вооружений на Ближнем Востоке.
— Несмотря на неоднократные публичные заверения Эр-Рияда, сделка может состояться без какого-либо значительного прогресса в деле Палестины, которое Саудовская Аравия исторически отстаивала (по крайней мере, риторически). Опять же выразим в этом серьезные сомнения: наследному принцу все еще приходится учитывать внутреннее общественное мнение.
От себя сделаем вывод, что в практическом смысле в Эр-Рияде сначала захотят получить серьезный пакт о гарантиях безопасности и «зеленый свет» на свою ядерную программу, а только после этого начнут говорить о нормализации израильско-саудовских отношений.