Мир в Дарфуре снова откладывается

Похоже, подписание полномасштабного мирного урегулирования в Дарфуре в ближайшее время не состоится. Руководители Движения за справедливость и равенство (ДСР) приостановили свое участие в консультациях, итогом которых должен был бы стать всеобъемлющий мирный договор. Поводом для нынешнего демарша стало начало сепаратных мирных переговоров о заключении второго рамочного соглашения между суданским правительством и вновь созданной группировкой повстанцев Движение за освобождение и справедливость (ДОС) во главе с бывшим губернатором Дарфура Х.ас-Сусси. Публичное заявление по этому поводу ожидается буквально на днях, что катарских медиаторов явно не радует.

По их первоначальному замыслу, заключение двух рамочных отдельных соглашений с ДСР и ДОС должно было закончиться общим полномасштабным договором о мире в Дарфуре. Оставалась еще группировка СОД А-В.Нура, которая находится в глубокой оппозиции и отказывается присоединяться к переговорам, но ее планировалось максимально ослабить с помощью военных операций в районе Джабаль Марра, где находится ее традиционный оплот, и тем самым «принудить непримиримых к миру». Одновременно Х.ас-Сусси должен был «заменить» в качестве полноправного партнера на «площадке фур» А-В.Нура.

Вовлечение двух групп в мирную политическую интеграцию в Дарфуре в совокупности с репрессиями в отношении «непримиримых», по замыслу Дохи, должны были зафиксировать необратимость общего мирного процесса. При этом наблюдатели и эксперты ООН также активно должны были участвовать в этом процессе и взять на себя технические вопросы разоружения повстанцев и их интегрирования в суданскую армию. Но как мы и предсказывали, заключить что-то глобальное до всеобщих выборов не получается. Это значит, что вся эта история затягивается до лета с.г. минимум.

Почему ДСР резко воспротивилась заключению второго рамочного соглашения? Причем, как утверждают лидеры ДСР, с группой, которая «не пользуется никакой реальной поддержкой населения». В этой ситуации опять же все вроде бы понятно. Партизанские движения трансформируются в политические партии, выходят на выборы (пусть не эти, а следующие), и ДСР легко и легально побеждает своих более слабых, как утверждается, оппонентов.

Но такая схема ДСР сейчас не устраивает. Всеобщие выборы переносить никто не собирается, а перерасти в легальную политическую партию, и провести избирательную кампанию группировка физически не успевает. Ее требования перенести выборы на полгода никто не воспринял в силу крайней заинтересованности всех международных медиаторов и Хартума в предстоящих выборах как условии успешного выполнения ВМС. В этой ситуации властные полномочия в Дарфуре придется пропорционально делить с другими подписантами, а это И.Халилю очень не хочется делать. Он прекрасно понимает, что убедить медиаторов, Хартум, а главное – американцев, в том, чтобы отстранить ДОС от участия в переговорах не получится. В этой связи он предпринял тактику затягивания процесса.

Не исключено также, что таким образом он помогает А-В.Нуру избежать раскола в своей группе, вероятность которого сильно возросла в результате совместных действий Хартума и специального представителя США по Судану С.Грейшена. Признание этнического фур Х.ас-Сусси в качестве партнера по переговорам означает фактическое присоединение к этой кампании «травли» А-В.Нура. Этого И.Халиль не хочет и в силу осторожной позиции Парижа, и из-за опаски чрезмерного усиления своих оппонентов. Есть мнение, что И.Халиль и А-В.Нур еще со своей общей «фронды» во времена соглашений в Абудже уже «разделили» между собой «зоны влияния» в Дарфуре и примерное распределение постов. В этой ситуации И.Халиль абсолютно не убежден в способности Х.ас-Сусси контролировать настроения населения в зонах компактного проживания фур, и пересматривать уже достигнутые договоренности не желает.

Есть еще один момент. А именно наметившееся в последнее время политическое сближение А-В.Нура и руководства Суданского народно- освободительного движения (СНОД). Цель этого союза в большей степени преследует цель «позлить» Хартум, так как какой-то практической помощи получить от Джубы СОД довольно сложно.

Все эти события происходят на фоне усилившихся центростремительных тенденций в действиях медиаторов и суданского руководства. Речь идет о стремлении, прежде всего АРЕ предотвратить сейчас уже фактически неизбежный раскол страны в 2011 году. С этой целью в Каире на следующей неделе должны начаться прямые переговоры по этому вопросу между О.аль-Баширом и С.Кииром. Здесь в качестве основного «камня преткновения» говорят все время почему-то о системе законов «шариата», которая не приемлема для южан. Но почему-то не упоминаются различные принципы банковской системы, образования и т.п. В любом случае накануне выборов ожидать какого-то «прорыва» на этом направлении не приходится. Сейчас идет борьба за голоса, и С.Киир вряд ли сможет претендовать на победу, публично отказавшись от «святого принципа независимости». Поэтому каирская встреча будет, скорее всего, обменом мнениями о перспективах «цивилизованного развода», не более.

При этом О.аль-Башир, который месяц назад удивил всех своими «примиренческими» высказываниями о «возможности мирного отделения Юга», теперь ударился в другую сторону. В частности, во время своей предвыборной кампании в южных штатах суданский лидер обратил внимание собравшихся на то, что «дальнейший экономический рост Судана возможен лишь при сохранении единства страны». На фоне ужасающей экономической статистики за прошлый год (выручка от продажи нефти упала за 2009 год по сравнению с предыдущим на 4 млрд долларов США; золотовалютные запасы за 2009 год с 2 млрд долларов сжались до 300 млн, что покрывает только объем двухнедельного импорта в страну), такие высказывания выглядят логичными. Сами по себе эти цифры говорят о серьезных, если не катастрофических проблемах в суданской экономике. Именно эта ситуация может лучше всяких договоренностей о системе шариата стимулировать центростремительные тенденции и подтолкнуть Хартум и Джубу к конструктивному диалогу о продлении процесса развода как минимум. Очевидно, что экономическая ситуация на Юге еще хуже, и это может вынудить даже самых непримиримых сторонников независимости сесть за стол переговоров. Другое дело, что время серьезных переговоров наступит не сейчас. Сейчас главное провести выборы, а договариваться будут уже в процессе подготовки к референдуму.

52.3MB | MySQL:103 | 0,458sec