Доклад миссии ООН о пытках в Афганистане. Часть 2

В отчете МООНСА зафиксированы и другие действия, «причиняющие психические потрясения, которые в условиях задержания и принудительного допроса могут быть приравнены к пыткам». Они включают угрозы убить задержанных или членов их семей, завязывание им глаз и удержание в таком положении в течение длительного времени на принудительных допросах. На задержанных нередко повышали тон и оскорбляли, в том числе называли женщин «проститутками», а мужчин «неверными», «плохими мусульманами», и «сыновьями американцев», а также насильно брили им головы. Многим задержанным завязывали глаза или надевали наручники, когда выводили их из камер, и оставляли в таком состоянии на протяжении всего допроса. Это означало, что они не могли определить, кто их допрашивал, и становились уязвимыми с точки зрения произвола. Это усиливало чувство страха и надвигающейся угрозы. В отчете МООНСА говорится следующее:

«Сенсорная депривация сама по себе может вызвать психологические последствия, включая страх, тревогу, высокий уровень стресса, дезориентацию и чувство бессилия. Комитет против пыток установил, что допрос в таких условиях представляет собой пытку, и это особенно очевидно, когда использование таких средств сочетается с другими принудительными методами допроса».

МООНСА также сообщила о гибели 18 находящихся под стражей человек за рассматриваемый период. Согласно докладу, 11 из них были задержаны Государственной службой безопасности (ГСБ), а 5 – полицией. 6 из этих лиц были бывшими членами Афганских национальных сил безопасности при республике, 6 «действительных или предполагаемых» членов вооруженных оппозиционных группировок, таких как «ИГ-Хорасан» (запрещено в РФ) и Фронт национального сопротивления (ФНС). Еще 6 задержанных не были связаны ни с какими группами. МООНСА подчеркивает, что эти смерти отличались от «многочисленных случаев внесудебных казней, совершенных властями движения «Талибан» (запрещено в РФ), в том числе действующими силами безопасности, происходящих вне контекста содержания под стражей», которые в этом отчете не детализируются.

Принудительные признания и другие нарушения процессуальных гарантий

Другие нарушения, задокументированные МООНСА, касались процессуальных гарантий и права на надлежащую правовую процедуру. В их число входит принуждение к даче признательных показаний – всего сообщалось о 80 случаях, в том числе как минимум о 40 случаях, когда задержанный сообщал о совершенных в отношении него пытках или жестоком обращении, прежде чем его заставили подписать документы. Почти во всех случаях МООНСА сообщала:

«Интервьюируемые подписывали документы или ставили отпечаток пальца, не прочитав их и не осмыслив их содержание. В нескольких случаях, когда респонденты прямо просили зачитать их содержание, сотрудники службы безопасности отказывались это делать».

В докладе МООНСА говорится, что основной движущей силой пыток является принятие системой уголовного правосудия Афганистана признания как достаточного основания для того, чтобы осудить человека без каких-либо других подтверждающих доказательств. Помимо пыток МООНСА задокументировала многочисленные случаи других нарушений, как-то: содержание в одиночной камере; отказ сообщать причину ареста; умалчивание о праве на адвоката; отсутствие адвоката на допросах; недопущение контактов с семьей; отсутствие медицинского осмотра; невозможность оспорить законность своего задержания. Пытки и жестокое обращение с заключенными процветают в Афганистане из-за закрытого характера системы и отсутствия надлежащей правовой процедуры. Содержание заключенных без связи с внешним миром, без доступа к семье, адвокатам и медицинскому обслуживанию может, по словам МООНСА, «повысить число незадокументированных пыток и жестокого обращения». А это, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что задержанные не смогут рассчитывать на справедливое судебное разбирательство.

Законы Исламского Эмирата о пытках и жестоком обращении 

Запрет пыток в международном праве носит абсолютный характер. В нескольких приказах, изданных главарем «Талибана» Хайбатуллой Ахундзада, говорится, что пытки могут быть разрешены судом, но в остальном строго запрещены как акт зульма (угнетения). В то же время указом Ахундзада в январе 2022 года был издан Кодекс реформирования системы содержания заключенных. Согласно МООНСА, он содержит многочисленные статьи, запрещающие пытки или жестокое обращение с лицами, лишенными свободы. В Кодексе четко указано, что сотрудникам служб безопасности, охранникам заключенных и тюремному персоналу запрещено пытать, мучить или наказывать заключенных (статья 33). В частности, Кодекс предписывает органам безопасности талибов воздерживаться от пыток или жестокого обращения, которые «противоречат принципам шариата, этике и человеческому достоинству», в отношении подозреваемых или преступников, начиная с момента ареста и вплоть до передачи в соответствующие инстанции (статьи 3, 5). В качестве примеров поведения, которого следует избегать, приводятся пытки или издевательства над подозреваемыми, использование нецензурной или оскорбительной лексики в присутствии людей или родственников и др. В своем докладе МООНСА приводит цитаты из Кодекса, в которых говорится, что лица «не должны подвергаться каким-либо пыткам во время их задержания, а признания не могут быть получены с помощью силы или принуждения» (статья 36) и что сотрудники служб безопасности «не должны пытаться добиться признательных показаний от подозреваемого». Они также должны «воздерживаться от угроз, пыток и видеосъемки, поскольку такое признание не может рассматриваться судом» (статья 39). По мнению МООНСА, следующие положения Кодекса являются наиболее важными: «Судья не может выносить решение на основании расследования другого лица, а также показаний или признаний, которые услышал следователь или дознаватель. Процесс требует, чтобы судья заслушал признание или показания свидетеля, признал их допустимыми и основывал на них свое решение» (статья 39). В докладе также приводится указание, данное Ахундзада  Верховному суду в сентябре 2022 года, в котором говорится, что признание без доказательств не имеет юридической силы, если оно не сделано в присутствии судьи.

55.96MB | MySQL:116 | 0,613sec