Санкции в отношении Исламской Республики Иран

В течение последних четырех лет Совет Безопасности ООН принял пять резолюций в отношении иранской ядерной программы.

Из пяти резолюций Совета Безопасности ООН (№ 1696 от 31 июля 2006 г., № 1737 от 23 декабря 2006 г., № 1747 от 24 марта 2007 г., № 1803 от 3 марта 2008 года, № 1835 от 27 сентября 2008 г.) три (№№1737, 1747, 1803) водили санкции против юридических и физических лиц Исламской Республики Иран.

Кроме того, США и некоторые страны Европейского Союза вводили односторонние санкции против юридических и физических лиц, осуществляющих сотрудничество с Ираном.

 

Резолюция Совета Безопасности ООН № 1737 от 23 декабря 2006 г.

А. Организации, принимающие участие в ядерной программе

1. Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ).

2. Компания «Месбах энерджи» (поставщик для проекта сооружения исследовательского реактора А40 в Араке).

3. Компания «Кала-электрик» (также известна под названием «Калайе электрик») (поставщик для пилотного предприятия по обогащению урана в Натанзе).

4. Компания «Парс треш» (принимает участие в программе центрифужного обогащения урана, указывается в докладах МАГАТЭ).

5. Компания «Фараянд текник» (принимает участие в программе центрифужного обогащения урана, указывается в докладах МАГАТЭ).

6. Организация оборонной промышленности (ООП) (подведомственна Министерству обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ; некоторые структурные подразделения ООП принимают участие в производстве компонентов для программы центрифужного обогащения урана и в ракетной программе).

7. Компания «7-го тира» (является структурным подразделением ООП; по общему признанию, принимает непосредственное участие в ядерной программе).

B. Организации, принимающие участие в программе по баллистическим ракетам

1. Промышленная группа «Шахид Хеммат» (ПГШХ) (структурное подразделение Организации аэрокосмической промышленности (ОАП)).

2. Промышленная группа «Шахид Багери» (ПГШБ) (структурное подразделение ОАП).

3. Промышленная группа «Фаджр» (бывшее предприятие «Инструментальный завод», структурное подразделение ОАП).

С. Лица, принимающие участие в ядерной программе

1. Мохаммад Каннади, заместитель руководителя ОАЭИ по исследованиям и разработкам.

2. Бехман Асгарпур, управляющий проектом сооружения исследовательского реактора А40 в Араке.

3. Давуд Агха-Джани, руководитель пилотного предприятия по обогащению урана в Натанзе.

4. Эхсан Монаджеми, директор по вопросам строительства пилотного предприятия по обогащению урана в Натанзе.

5. Джафар Мохаммади, советник по техническим вопросам при ОАЭИ (отвечает за управление производством клапанов для центрифуг).

6. Али Хаджиния Лейлабади, генеральный директор компании «Месбах энерджи».

7. Генерал-лейтенант Мохаммад Мехди Неджад Нури, ректор Военно-технологического университета «Малек Аштар» (департамент химии, связан с Министерством обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ, осуществлял эксперименты с бериллием).

D. Лица, принимающие участие в программе по баллистическим ракетам

1. Генерал Хосейн Салими, командующий военно-воздушными силами, Корпус стражей исламской революции (КСИР).

2. Ахмад Вахид Дастджерди, руководитель ОАП.

3. Реза-Голи Эсмаэли, руководитель департамента по вопросам торговли и международным делам, ОАП.

4. Бахманьяр Мортеза Бахманьяр, руководитель бюджетно-финансового департамента, ОАП.

E. Лица, принимающие участие как в ядерной программе, так и в программе по баллистическим ракетам

1. Генерал-майор Яхья Рахим Сафави, командующий КСИР.

 

Резолюция Совета Безопасности ООН № 1747 от 24 марта 2007 г.

А. Организации, принимающие участие в ядерной программе или деятельности, связанной с баллистическими ракетами

1. Промышленная группа «Амьюнишн энд Металлурджи» (АМПГ) (также известная как Промышленная группа «Амьюнишн») — АМПГ контролирует компанию «7-го тира», которая указана в резолюции 1737 (2006) в связи с ее ролью в программе центрифужного обогащения урана Ирана. АМПГ в свою очередь принадлежит и находится под контролем Организации оборонной промышленности (ООП), которая указана в резолюции 1737 (2006).

2. Исфаганский центр по исследованию и производству ядерного топлива (ИЦИПЯТ) и Исфаганский центр ядерных технологий (ИЦЯТ) — подразделения Компании по поставкам и производству ядерного топлива Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), которая вовлечена в деятельность, связанную с обогащением. ОАЭИ указана в резолюции 1737 (2006).

3. Компания «Кавошиар» — структурное подразделение ОАЭИ, которая пыталась приобрести стекловолокно, вакуумные камерные печи и лабораторное оборудование для ядерной программы Ирана.

4. Компания «Парчин Кемикл Индастриз» — филиал ООП, производящий боеприпасы, взрывчатые вещества и твердое ракетное топливо для реактивных снарядов и ракет.

5. Центр ядерных исследований в Кередже — филиал научно-исследовательского отдела ОАЭИ.

6. Компания «Новин Энерджи» (также известная как «Парс Новин») — функционирует под эгидой ОАЭИ и по ее поручению осуществляет переводы финансовых средств организациям, связанным с ядерной программой Ирана.

7. Промышленная группа «Круз Мисайлз» (также известна под названием «Нэйвл Дефенс Мисайл Индастри Груп») (Промышленная группа «Ракетные системы морского базирования»)) — разработка и производство крылатых ракет. Занимается ракетными системами морского базирования, включая крылатые ракеты.

8. Банк «Сепах» и банк «Сепах Интернэшнл» — банк «Сепах» оказывает поддержку Организации аэрокосмической промышленности (ОАП) и ее структурным подразделениям, включая Промышленную группу «Шахид Хеммат» (ПГШХ) и Промышленную группу «Шахид Багери» (ПГШБ), обе из которых были указаны в резолюции 1737 (2006).

9. Промышленная группа «Санам» — структурное подразделение ОАП. Группа «Санам» по поручению ОАП производила закупки оборудования для ракетной программы.

10. Промышленная группа «Йа Махди» — структурное подразделение ОАП. Группа участвовала в международных закупках ракетного оборудования.

В. Организации иранского Корпуса стражей исламской революции

1. Промышленная группа «Кудс Аэронотикс Индастриз» (производит беспилотные летательные аппараты, парашюты, парапланеры, парамоторы и т.д. Представители Корпуса стражей исламской революции (КСИР) утверждают, что они используют эти изделия в рамках своей доктрины ассиметричных военных действий).

2. Компания «Парс Авиэйшн Сервисис» (осуществляет техническое обслуживание различных летательных аппаратов, в том числе вертолетов Ми-171, находящихся на вооружении военно-воздушных сил Корпуса стражей исламской революции).

3. Компания «Шооа Авиэйшн» (производит сверхлегкие летательные аппараты. Представители Корпуса стражей исламской революции утверждают, что они используют эти аппараты в рамках своей доктрины ассиметричных военных действий).

С. Лица, принимающие участие в ядерной программе или деятельности, связанной с баллистическими ракетами

1. Ферейдун Аббаси-Давани — ведущий специалист Министерства обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ, связанный с Институтом прикладной физики, работает в тесном контакте с Мохсеном Факризаде-Махабади, указанным ниже.

2. Мохсен Факризаде-Махабади — ведущий специалист Министерства обороны поддержки вооруженных сил ИРИ, бывший руководитель Центра физических исследований (ЦФИ). МАГАТЭ направляло запрос о проведении с ним интервью для обсуждения деятельности ЦФИ в период его руководства, однако Иран ответил отказом.

3. Сейед Джабер Сафдари — управляющий ядерного объекта по обогащению урана в Натанзе.

4. Амир Рахими — руководитель Исфаханского центра по исследованию и производству ядерного топлива — подразделения Компании по поставкам и производству ядерного топлива ОАЭИ, которая вовлечена в деятельность, связанную с обогащением.

5. Мохсен Ходжате — руководитель Промышленной группы «Фаджр». Промышленная группа «Фаджр» указана в резолюции 1737 (2006) в связи с ее ролью в программе по созданию баллистических ракет.

6. Мехрдада Ахлаги Кетабчи — руководитель Промышленной группы «Шахид Багери» (ПГШБ). ПГШБ указана в резолюции 1737 (2006) в связи с ее ролью в программе по созданию баллистических ракет.

7. Насер Малеки — руководитель Промышленной группы «Шахид Хеммат» (ПГШХ). ПГШХ указана в резолюции 1737 (2006) в связи с ее ролью в иранской программе по созданию баллистических ракет. Малеки является также сотрудником Министерства обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ, осуществляющим контроль за работой в рамках программы баллистической ракеты «Шахаб-3». Ракеты «Шахаб-3» являются баллистическими ракетами большой дальности, которые состоят на вооружении вооруженных сил Ирана.

8. Ахмад Дерахшанде — председатель совета директоров и управляющий банка «Сепах». Банк «Сепах» финансирует деятельность Организации аэрокосмической промышленности (ОАП) и ее структурных подразделений, в том числе Промышленной группы «Шахид Багери» и Промышленной группы «Шахид Хеммат», обе из которых были указаны в резолюции 1737 (2006).

 

D. Высокопоставленные представители иранского Корпуса стражей исламской революции

1. Бригадный генерал Мортеза Резаи, заместитель командующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР).

2. Вице-адмирал Али Акбар Ахмадиан, командующий Объединенным штабом КСИР.

3. Бригадный генерал Мухаммад Реза Захеди, командующий сухопутными войсками КСИР.

4. Контр-адмирал Мортеза Сафари, командующий военно-морскими силами КСИР.

5. Бригадный генерал Мохаммад Хеджази, командующий корпусом сил сопротивления «Бассидж».

6. Бригадный генерал Касем Солеймани, командующий силами специального назначения «Кудс».

7. Генерал Золькадр, офицер КСИР, заместитель министра внутренних дел по вопросам безопасности.

 

Резолюция Совета Безопасности ООН № 1803 от 3 марта 2008 г.

А. Физические лица:

1. Амир Моайед Алаи (участвовал в управлении процессами сборки и конструирования центрифуг).

2. Мохаммад Федаи Ашиани (участвовал в производстве уранилкарбоната аммония и в управлении обогатительным комплексом в Натанзе).

3. Аббас Резаи Аштиани (на руководящей должности в Управлении ОАЭИ по геологоразведке и добыче).

4. Халех Бахтияр (участвовал в производстве магния с концентрацией 99,9 процента).

5. Мортеза Бехзад (участвовал в изготовлении компонентов центрифуг).

6. Д-р Мохаммад Эслами (руководитель Учебного и научно-исследова-тельского института оборонной промышленности).

7. Сейед Хуссейн Хоссейни (должностное лицо ОАЭИ, участвовавшее в проекте по производству тяжелой воды для исследовательского реактора в Араке).

8. М. Джавад Карими Сабет (глава компании «Новин Энерджи», указанной в резолюции 1747 (2007)).

9. Хамид-Реза Мохаджерани (участвовал в управлении производственным процессом на заводе по конверсии урана (UCF) в Исфахане).

10. Бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди (бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям/руководитель Государственного штаба по борьбе с контрабандой; участвовал в усилиях, направленных на то, чтобы обойти санкции, введенные резолюциями 1737 (2006) и 1747 (2007)).

11. Хушанг Нобари (участвовал в управлении обогатительным комплексом в Натанзе).

12. Аббас Рашиди (участвовал в работах по обогащению, осуществляемых в Натанзе).

13. Гасем Солеймани (директор программы по добыче урана на урановом руднике «Саганд»).

 

В. Юридические лица:

1. Компания «Абзар Бореш Кавех» (BK Co.) (участвовала в производстве компонентов центрифуг).

2. Группа компаний «Барзагани Теджарат Таванмад Саккал» (дочернее предприятие группы компаний «Саккал Систем») (эта компания пыталась приобрести чувствительные товары для организации, указанной в резолюции 1737 (2006)).

3. Компания «Санам Электро» (E. S. Co./ E. X. Co.) (номинальная компания ОАП, участвовавшая в программе по баллистическим ракетам).

4. Промышленная группа «Эттехад» (номинальная компания ОАП, участвовавшая в программе по баллистическим ракетам).

5. Промышленные предприятия точного машиностроения (также известные как Завод измерительной аппаратуры) (были использованы ОАП в серии попыток осуществить закупки).

6. «Джабер ибн Хайан» (лаборатория ОАЭИ, участвовавшая в деятельности, связанной с топливным циклом).

7. Промышленная компания «Джоза» (номинальная компания ОАП, участвовавшая в программе по баллистическим ракетам).

8. Хорасанский металлургический завод (дочернее предприятие промышленной группы по производству боеприпасов (АМИГ), подконтрольной ООП. Участвовал в производстве компонентов центрифуг).

9. Машиностроительная компания «Ниру баттери» (структурное подразделение ООП. Ее роль заключается в производстве блоков питания для иранского военного комплекса, в том числе для ракетных систем).

10. Компания «Пишгам (Пайэниэ) Энерджи Индастриз» (участвовала в сооружении завода по конверсии урана в Исфахане).

11. Компания «Сэйфти Эквипмент Прокьюрмент» (номинальная компания ОАП, участвовавшая в программе по баллистическим ракетам).

12. Компания ТАМАС (участвовала в деятельности, связанной с обогащением. ТАМАС представляет собой конгломерат, в структуре которого были созданы четыре подразделения, включая подразделение, занимающееся добычей и обогащением урановой руды, и подразделение, отвечающее за переработку урана, его обогащение и удаление отходов).

Резолюция Совета Безопасности ООН № 1835 от 27 сентября 2008 г. подтвердила свои предыдущие резолюции в отношении Ирана.

 

Игнорирование Ираном всех резолюций Совбеза ООН по иранской ядерной программе и ее активизация без учета требований МАГАТЭ и ООН вынудило заинтересованные в недопущении возможности создания в Иране ракетно-ядерного оружия страны вновь возобновить дискуссии по поводу введения новых финансово-экономических санкций против ИРИ.

Конкретное обсуждение мер против Тегерана на случай, если дипломатические усилия по убеждению Тегерана отказаться от спорных и вызывающих недоверие пунктов ядерной программы не увенчаются успехом, началось после того, как стало известно, что власти Ирана создают второй завод по обогащению урана под городом Кум.

Заместитель министра финансов США Стюарт Леви, который разрабатывал пакет мер против Тегерана еще во время правления Джорджа Буша — младшего, отметил, что новые санкции будут нацелены на наиболее слабые места в иранском государстве. В то же время, г-н Леви подчеркнул, что власти Америки внимательно отнесутся к действиям, которые повредят всему иранскому народу или ослабят оппозицию в ее борьбе против правительства Ирана.

В Вашингтоне была организована встреча представителей стран «семерки» (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония), а также Австралии, Южной Кореи, Саудовской Аравии и ОАЭ. На ней обсуждались варианты новых антииранских санкций.

США предложили восемь областей их применения. В частности, речь шла о следующих вариантах:

• перекрытие Ирану доступа к проектам по нефтепереработке и очистке;

• о введении штрафов в отношении иранских компаний, занимающихся страхованием и перестрахованием;

• об инициативах по ограничению иранского судоходства в международных водах;

• о возможных санкциях в отношении банковского сектора Ирана.

В этой связи следует отметить, что вопрос не стоит об экономической блокаде Ирана, о тотальном эмбарго на вывоз нефти и так далее. Санкции предполагается вводить точечные, целенаправленные и конкретные, затрагивающие, прежде всего, области интересов правящей политико-экономической элиты. Это банковская сфера, модернизация нефте- газодобычи и нефте- газопереработки, ограничение иностранных инвестиций в эти отрасли, ограничение страхования транспортировки нефте- газопродуктов из Ирана.

Последнее предполагает косвенное воздействие на возможности транспортировки нефте- газопродуктов из ИРИ.

Большой урон экономики Ирана могло бы нанести прекращение или даже сокращение поставок бензина. Иранские потребности в автомобильном топливе обеспечиваются внутренними ресурсами только на 60 %.

Кроме того, американские представители предложили изучить вопрос о возможности санкций против иранских руководителей, в частности, введения запрета на их международные поездки. С большой долей уверенности участники заседаний указывали, что возможные санкции коснутся Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Россия и Китай не принимали участие в этой встрече. Понятно, что позиция Москвы и Пекина несколько отличается от той, которая обсуждалась на встрече в Вашингтоне.

США и Великобритания не собирались ждать решений Совбеза ООН . Казначейство (министерство финансов) Великобритании приняло решение о прекращении любых деловых отношений финансовых организаций страны с двумя иранскими компаниями. Подобное решение объясняется опасениями, что компании, о которых идет речь – иранский банк Mellat и Судоходные линии ИРИ (IRISL) — могут быть причастны к разработке Тегераном ядерного оружия, а также к иранской ракетной программе.

В США был одобрен законопроект, направленный на усиление экономического давления на Иран. Законопроект обязывает власти американских штатов, а также муниципальные власти избавиться от ценных бумаг — если таковые у них имеются — тех компаний, которые инвестирует в энергетический сектор Ирана более $20 млн. Соответственно, им не дозволяется и приобретать впредь такие ценные бумаги. Предусмотрены также положения, согласно которым на американские финансовые институты возлагается обязанность востребовать возвращение кредита, если станет известно, что эти средства были использованы для вложения в энергетический сектор ИРИ. При этом указывается, что в случае подобных действий, «предупреждающих финансирование незаконной деятельности Тегерана», власти и банки застрахованы от возможных судебных преследований.

Кроме того, в феврале 2010 года казначейство США предприняло новые шаги по введению санкций против КСИР. Это, в первую очередь коснулось компании «Хатам-аль-Анбийа» — строительного подразделения КСИР, а также организаций, которые принадлежат или контролируются данной компанией и ведут разработку проектов в сфере горного дела.

• Это: Инженерный институт «Фатер» (Fater Engineering Institute),

• Консультативный инженерный институт «Имансазе» (Imensazen Consultant Engineers Institute (ICEI),

• Институт «Макин» (Makin Institute),

• Институт «Рахаб» (Rahab Institute).

В целом, февральское наступление казначейства США на КСИР, его организации и компании, а также сотрудников, коснулись следующих органов и лиц:

А. Юридические лица:

• «Хатам-аль-Анбия» (Khatam al-Anbya Construction Headquarters);

• «Ориентал ойл Киш» (Oriental Oil Kish);

• «Горб Нур» (Ghorb Nooh);

• «Консультативная инженерная компания «Сахель» (Sahel Consultant Engineering);

• «Горбе Кербела» (Ghorb-e Karbala);

• Инженерная компания «Сепасад» (Sepasad Engineering Co);

• «Омран Сахель» (Omran Sahel)

• Компания «Хаара» (Hara Company);

• Компания «Караргахе Сазандегие Каем» (Gharargahe Sazandegi Ghaem);

В. Физические лица:

• Генерал Хосейн Салими (Hosein Salimi), командующий ВВС КСИР;

• Бригадный генерал Мортеза Резайи (Morteza Rezaie), заместитель командующего КСИР;

• Вице-адмирал Али Акбар Ахмадианl (Ali Akhbar Ahmadian) бывший начальник Главного штаба КСИР;

• Бригадный генерал Мохаммад Хеджази (Mohammad Hejazi) бывший командующий Сил сопротивления «Басидж»;

• Бригадный генерал Касем Солеймани (Qasem Soleimani), командующий Сил специального назначения «Кодс»

Европейский Союз также ввел санкции против компаний, связанных с КСИР. В том числе. против «Хатам-аль-Анбийа».

Таким образом, в настоящее время против иранских организаций, компаний и лиц, связанных с деятельностью в ядерной сфере, а также в области ракетостроения действуют санкции как по линии ООН, так и в рамках национального законодательства США и некоторых стран Евросоюза.

Россия присоединилась к санкциям, веденным Совбезом ООН. Дополнительно, 5 мая 2008 года президентом РФ был подписан Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1803 от 3 марта 2008 г.», в соответствие с которым определялся список лиц, которым запрещается въезд на территорию Российской Федерации или транзит через нее:

I. Лица, указанные в резолюции Совета Безопасности ООН 1737 от 23 декабря 2006г.

Мохаммад Каннади (Mohammad Qannadi) — заместитель руководителя Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) по исследованиям и разработкам.

Давуд Агха-Джани (Dawood Agha-Jani) — руководитель предприятия по обогащению урана в Натанзе.

Бехман Асгарпур (Behman Asgarpour) —управляющий строительством исследовательского реактора А40 в Араке.

II. Лица, указанные в резолюции Совета Безопасности ООН 1747 от 24 марта 2007г.

Сейед Джабер Сафдари (Seyed Jaber Safdari)—управляющий ядерным объектом по обогащению урана в Натанзе.

Амир Рахими (Amir Rahimi) — руководитель Исфаханского центра по исследованию и производству ядерного топлива — подразделения Компании по поставкам и производству ядерного топлива ОАЭИ, которая вовлечена в деятельность, связанную с обогащением урана.

В ближайшее время в рамках «шестерки» (пять постоянных членов Совбеза плюс Германия) обсудят дальнейшие шаги по принуждению Ирана к выполнению решений ООН и МАГАТЭ. Предполагается ввести новые более жесткие санкции против ИРИ. Однако реально маловероятно, что Россия и Китай согласятся на «удушающие» санкции. Скорее всего – Совбез ограничится развитием таких же достаточно мягких санкций, которые уже заявлены в предыдущих резолюциях Совбеза ООН.

В этом случае, представляется вероятным, что страны Запада примут решение по изменению национального законодательства в плане ужесточения финансово-экономических отношений с ИРИ.

52.43MB | MySQL:106 | 0,636sec