Судан: зигзаги дарфурского урегулирования

Процесс дарфурского урегулирования снова сделал стремительный зигзаг. Движение за справедливость и равенство (ДСР) в очередной раз сменило гнев на милость и отказалось выходить из переговорного процесса с Хартумом. Остается только догадываться, какую цену заплатили за это катарские медиаторы. Трансформация настроений лидера ДСР И.Халиля произошла буквально за два дня, что косвенно свидетельствует о серьезной борьбе внутри самого движения. Там явно имеет место «борьба мотивов» в верхушке, особенно с учетом того, что группа в последнее время сильно «разбавилась» различными полевыми командирами, которые весь последний год «перебегали» в ДСР из конкурирующих повстанческих групп. Теперь за это приходится платить резко меняющимися позициями и наличием «свободы слова и суждений».

Хотя дело, конечно, не только в этом. Налицо некий компромисс. Хартум вновь пошел на уступки, отказавшись на какое-то время от второго раунда сепаратных переговоров со вновь образованной группой Движение за освобождение и справедливость (ДОС). Сделал это, скрепя сердце.

То же самое можно сказать и про американцев, а точнее про представителя США по Судану С.Грейшена. Срыв нынешних рамочных дохийских соглашений, как бы американец не относился к позиции руководителя Смешанной миссии (СМ) ООН-Афросоюза Дж.Бассоле, абсолютно ему невыгоден. Ему необходим ощутимый прогресс спустя почти год своей предельно активной деятельности на этом посту. С учетом жесткой критики, который С.Грейшен подвергся «за свои антилиберальные высказывания по сути нынешнего суданского режима» со стороны «старых демократов», он должен «перехватить инициативу». И ему пришлось уговаривать своих подопечных из вновь образованной ДОС «повременить» с присоединением к переговорам, что видимо было неприятно с этической точки зрения, но не очень сложно с технической, поскольку члены ДОС абсолютно управляемы.

Сейчас самое главное привлечь пусть к иллюзорным, но публично выгодно освещаемым переговорам одного из основных «звучных» оппонентов Хартума. Заключение рамочного соглашения с ДСР и полное примирение Хартума с Нджаменой – это тот самый успех в миссии С.Грейшена, без которого он не сможет двигаться вперед. В этой связи и С.Грейшен, и Хартум, и катарские медиаторы пошли на удовлетворение «каприза» ДСР.

Цена вопроса для всех высокая. Для Дж.Бассоле – это вопрос его дальнейшей карьеры в Афросоюзе, где его активно «подсиживает» глава «африканских мудрецов» Т.Мбеки. Для катарцев — вопрос престижа, так как любые провалы в нынешнем их медиаторстве могут очень серьезно отразится на амбициях по повышению рейтинга Катара как успешного и авторитетного посредника по решению спорных вопросов. Здесь любая неудача оценивается Дохой «как маленькая катастрофа» в силу жесткой конкуренции со стороны признанных региональных «грандов» АРЕ и КСА. Особенно с учетом того, что Каир в последнее время проявляет все большую активность в посреднических усилиях по внутрисуданскому урегулированию. Причем не только в болезненной для него сфере возможного отделения Юга и усложнения «нильского» вопроса, но и в непосредственно в Дарфуре. В конце марта под эгидой АРЕ состоится совещание финансовых спонсоров по восстановлению инфрастуктуры этой провинции. В этой ситуации Доха просто вынуждена демонстрировать прогресс в своей нелегкой миссии, и при этом усиливать свою финансовую составляющую. В этой связи синхронно с заключением рамочных соглашений с ДСР катарцы публично объявили о создании специального инвестиционного фонда для Дарфура с первоначальным капиталом 1 млрд долларов США. Это «серьезный ответ» Каиру, особенно с учетом большей технической и финансовой мобильности катарцев. Египет должен координировать усилия коспонсоров через ЛАГ, что, несомненно, схему «утяжеляет». Но выхода у Х.Мубарака нет, в отличие от Дохи он не располагает такими запасами природного газа, а, следовательно, и финансовыми возможностями. Кстати, по некоторым данным, именно это «финансовое» решение катарских медиаторов тоже сыграло свою положительную роль в последнем изменении руководства ДСР в отношении продолжения переговорного процесса.

У С.Грейшена и его союзников в Хартуме ставки не менее высокие. Дело в том, что прогресс на переговорах в Дохе, помимо чисто внутриамериканских раскладов, имеет еще один аспект. Он открывает дорогу к ослаблению экономических санкций в отношении Хартума. С.Грейшен получает прекрасный повод для совершенно обоснованного повода попросить об этом Б.Обаму. Дело в том, что это необходимо сделать до промежуточнх выборов в ноябре с.г, так как по всем прогнозам после этого срока демократы свое большинство в Конгрессе и Сенате США утратят. Провести подобного рода поправки в условиях преобладания в законодательных органах республиканцев будет практически невозможно.

Собственно именно этим объясняется «подозрительная» уступчивость Хартума в вопросах достижения компромисса с ДСР, так как основным приоритетом нынешнего суданского руководства остается выход из-под режима экономических санкций. Задача эта для Хартума архиважная, особенно с учетом плачевной экономической статистики за прошлый год. Кстати, это к вопросу об эффективности самого института санкций, который стал предметом ожесточенных дискуссий в связи с «иранским ядерным досье».

Но даже если с ДСР удастся договориться, то остается еще «неуступчивый» лидер Суданской освободительного движения (СОД) А-В.Нур. Последний раздражает С.Грейшена не только в силу своей «упертой оппозиционности», но и еще потому, что Госдепартамент США использует его в качестве основного довода о «неполноценности» нынешнего этапа мирного урегулирования в Дарфуре. А без «полноты процесса» невозможно говорить о каком-то ощутимом прогрессе в установлении мира, а, следовательно, и о смягчении санкций.

Этот момент очень интересен с точки зрения тесной связки «парней из Госдепартамента США» с Джубой. Напомним, что опальный А-В.Нур зачастил в последнее время в Южный Судан, и даже заключил со СНОД соглашение о стратегическом сотрудничестве. Кто знает, не объясняется ли его «неуступчивость» в том числе и просьбой «старших американских товарищей», которую они транслировали через южносуданского лидера С.Киира ?

В любом случае катарцы продолжают предпринимать титанические усилия по логическому завершению переговоров ДСР и Хартума. По их замыслам до конца с.г. стороны должны согласовать проект окончательный всеобъемлющего мирного соглашения и выйти на подписание окончательного варианта договора. Как говорится: «поживем-увидим».

52.28MB | MySQL:103 | 0,559sec