Как указывают некоторые турецкие эксперты, на фоне растущих в последние годы разногласий с правительством президента Реджепа Тайипа Эрдогана по многим вопросам Соединенные Штаты, похоже, намерены сохранять некоторую дистанцию от Турции, политика, которая привела к отстранению Анкары от важных глобальных и региональных событий. Последнее по времени проявление недовольства Вашингтона политикой правительства Эрдогана стало очевидным во время дипломатических усилий США по посредничеству в прекращении огня между ХАМАСом и Израилем и созданию гуманитарного коридора для безопасного прохода гражданских лиц и доставки помощи и припасов в сектор Газа. Госсекретарь США Энтони Блинкен решил не посещать Анкару во время поездки по столицам Ближнего Востока. Разочарованный тем, что США оттесняют Турцию в рамках челночной дипломатии, президент Эрдоган прямо высказал свою критику в адрес Вашингтона. Он раскритиковал его за развертывание авианосной группы в Восточном Средиземноморье, обвинив США в подготовке потенциальной резни палестинцев в Газе путем такого развертывания. Кроме того, он напрямую нацелился на Блинкена, раскритиковав высокопоставленного американского дипломата за комментарии о его еврейском происхождении, сделанные во время визита в Израиль. Хотя Турция является сторонником ХАМАСа в регионе, а правительство Эрдогана заключило тесный союз с руководством этого движения, дипломатическое отстранение Анкары несет в себе важный сигнал региону. Это говорит о том, что Вашингтон на самом деле не заинтересован в предоставлении Анкаре больших кредитов в дипломатической кампании по урегулированию палестино-израильского конфликта. Кроме того, это указывает на то, что Анкаре, по оценке Вашингтона, возможно, нечего предложить на стол переговоров. Турция с этим не согласна. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что Анкара предлагает проект плана системы гарантий для палестино-израильского конфликта, чтобы положить конец порочному кругу насилия, длившемуся десятилетиями, и достичь решения на основе сосуществования двух государств. В этой связи, Турция могла бы выступать в качестве постоянного посредника в конфликте и держать стороны в узде из-за возможных нарушений двусторонних соглашений: «Мы предполагаем, что страны, которые будут гарантами палестинской стороны, должны быть из региона. Это включает Турцию. Другие страны должны быть гарантами для Израиля». Фидан находится в региональном турне, чтобы помочь усилиям по достижению прекращения огня и способствовать освобождению гражданских лиц, удерживаемых ХАМАСом в Газе. Недавно он посетил Каир и встретился с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси. В конце этой недели он должен будет посетить Саудовскую Аравию, сообщил турецкий источник. Фидан также провел несколько телефонных звонков с госсекретарем США Энтони Блинкеном, чтобы попытаться найти формулу для обеспечения освобождения гражданских лиц, удерживаемых как ХАМАСом, так и Израилем, добавил источник. Фидан сказал, что если Израиль хочет постоянного мира в регионе и обеспечения его безопасности, то у палестинцев должно быть государство. Он добавил, что предложение Анкары о системе гарантий было лишь одной альтернативой из многих, и Турция готова рассмотреть другие, если они предложат лучшие варианты. Согласно формуле, представленной Фиданом, гаранты обеих сторон будут постоянно действовать, чтобы гарантировать, что достигнутые соглашения не будут нарушены: «Пока не будет гарантирован мир, государство Израиль и его жители в регионе никогда не будут чувствовать себя в безопасности», — сказал он. «Оно будет постоянно испытывать необходимость плохо обращаться с другими и применять насилие, чтобы обезопасить себя. Эта спираль будет постоянно вращаться сама по себе». В отдельном заявлении 17 октября Фидан сказал, что 21 октября в Каире состоится саммит лидеров с участием стран региона для обсуждения последнего раунда боевых действий.
В принципе американская политика дистанцирования от Анкары не связана исключительно с последними событиями. Другим значительным примером дистанцирования США от правительства Эрдогана стало заметное отсутствие Турции в списке приглашенных на онлайн-саммит, посвященный продвижению демократии и прав человека, организованный президентом США Джо Байденом в марте этого года. Это стало вторым случаем, когда Турции не было направлено приглашение, после ее исключения из списка участников первого онлайн-саммита на ту же тему, организованного Байденом в декабре 2021 года. Отстранение Турции от участия в этих саммитах происходило параллельно с усиливающейся за последнее десятилетие критикой США ухудшающейся ситуации с правами человека в Турции. В ежегодных отчетах Госдепартамента США, известных как «Страновые отчеты о практике в области прав человека», Турция постоянно обвиняется в широкомасштабных нарушениях прав человека. Эти нарушения включают произвольные убийства, подозрительную смерть лиц, содержащихся под стражей, насильственные исчезновения, случаи пыток, произвольные аресты и длительное содержание под стражей десятков тысяч человек. Сюда входят оппозиционные политики, бывшие члены парламента, юристы, журналисты, правозащитники и даже сотрудник миссии США.
Отношения между США и Турцией, двумя союзниками по НАТО, значительно ухудшились после приобретения Турцией российской системы противоракетной обороны С-400 в 2016 году, которая, по мнению США, могла использоваться для шпионажа против обороны Запада. В ответ Вашингтон ввел санкции в отношении турецкого Управления по оборонным закупкам и его должностных лиц в 2020 году. Возможно, самый заметный пример дистанцирования правительства США от Турции президента Р.Т.Эрдогана произошел в Индонезии в ноябре 2022 года. Президенту Эрдогану не было направлено приглашение на экстренную встречу некоторых лидеров НАТО и G7, состоявшуюся в кулуарах саммита G20 на Бали, который был созван в ответ на ракетный инцидент, приведший к двум жертвам вблизи украинско-польской границы. Несмотря на членство Турции в НАТО и G20 и наличие второй по численности армии в альянсе, отстранение президента Эрдогана от участия в такой важной встрече подчеркнуло значительный уровень недоверия к Турции среди союзников по НАТО. Было очевидно, что растущее взаимопонимание Анкары с Москвой, четкая позиция Турции как единственного члена НАТО, воздерживающегося от присоединения к западным санкциям в отношении России, и ее участие в содействии российским деловым сделкам в обход этих санкций в значительной степени способствовали напряженности в отношениях между Турцией и ее союзниками по НАТО.
Правительство США также усилило карательные меры против Турции, введя санкции против растущего числа турецких компаний. Эти санкции были введены из-за опасений, связанных с Россией, Ираном, ХАМАСом и «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Кроме того, Турция была исключена из программы совместных ударных истребителей F-35 из-за покупки российских ракет большой дальности С-400, сумма сделки оценивается в 2,5 млрд долларов. Более того, усилия Анкары по модернизации своего устаревающего парка самолетов F-16 и закупке новых пока не принесли положительных результатов. Задержка Анкары, растянувшаяся более чем на год, с одобрением вступления Швеции в НАТО в турецком парламенте, несмотря на предыдущие обещания президента Эрдогана ускорить процесс, продолжает оставаться спорным вопросом между Турцией и США. Правительство Эрдогана не представило в парламент протокол НАТО об утверждении членства Швеции до летних каникул. Более того, оно до сих пор не предприняло никаких действий в этом отношении, даже после возобновления работы парламента 1 октября.
Турецкие военные операции в Сирии, целью которых являются Силы демократической Сирии (СДС), местный партнер американских военных в борьбе с ИГ, являются еще одним сложным вопросом на двустороннем уровне. 12 октября Белый дом прямо назвал военные действия Турции на северо-востоке Сирии главной угрозой национальной безопасности и внешней политике США. Согласно его уведомлению, военное наступление Турции «подрывает кампанию по разгрому «Исламского государства» подвергает опасности гражданское население и в дальнейшем угрожает подорвать мир, безопасность и стабильность в регионе». Это знаменует значительный сдвиг, поскольку администрация США напрямую обвиняет Турцию в содействии региональной нестабильности и сохранению ИГ.
Еще один признак недоверия между Турцией и США был очевиден во время эвакуации граждан США из Израиля после нападений ХАМАСа на израильскую территорию, что вызвало решительный ответ ЦАХАЛа. Вместо того, чтобы использовать Турцию, для обеспечения безопасности граждан США были задействованы Кипр и Греция. Одной из причин этой напряженности могут быть ярко выраженные антиамериканские настроения в Турции, которые, по-видимому, усугубляются риторикой турецких официальных лиц. За последние несколько дней дипломатическое и военное присутствие США в Турции столкнулось со значительным давлением и разгневанными толпами, протестующими против израильских нападений на объекты в Газе и увеличения жертв среди гражданского населения. Консульство США в Адане стало свидетелем того, как отдельные лица бросали камни и бутылки с зажигательной смесью во внешнюю стену здания, в то время как на радиолокационной базе НАТО в провинции Малатья, где размещены американские войска, произошли столкновения между разгневанными протестующими и полицией и жандармерией.
Параллельное дистанцирование от Турции также проявилось в отношениях с Европейским союзом, который фактически приостановил переговоры о вступлении с Турцией в 2016 году из-за несоблюдения критериев ЕС. Более того, ЕС прекратил рассылать приглашения Турции на Gymnich meetings, неофициальные встречи министров иностранных дел, проводимые каждые шесть месяцев.