О турецкой реакции на обострение палестино-израильского конфликта. Часть 8

В связи с беспрецедентной эскалацией палестино-израильского конфликта продолжаем анализировать турецкую позицию, которая на протяжении всего периода правления президента Р.Т. Эрдогана была активно пропалестинской.

Часть 7 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=102540.

В то время, когда идет интенсивное обсуждение возможности проведения Израилем наземной операции в Газе, пожалуй, ключевыми тематиками для обсуждения турецкими обозревателями являются две. Первая из них – это способность Турции (да и какого-либо другого государства или международной организации) удержать Израиль от подобного шага. Вторая – это общая или частная критика той осады сектора Газа, которую предпринял Израиль.

Итак, обратимся к первому вопросу. Известный эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) Турции Мурат Йешилташ опубликовал материал под заголовком «Могут ли дипломатические усилия Турции остановить Израиль?».

На самом деле, даже сам заголовок задает предел готовности Турции вмешиваться в палестино-израильский конфликт: дипломатическая поддержка и гуманитарная помощь, не более того.

Под заголовком статьи говорится: «По прошествии 15-го дня нападения Израиля на Газу гуманитарный кризис, связанный с этим конфликтом, продолжает углубляться. Непоколебимая поддержка Соединенными Штатами и значительной частью западных стран агрессивной военной кампании Израиля создает исключительную ситуацию, позволяющую действиям Израиля оставаться бесконтрольными. При решительной поддержке США Израиль использует коллективное наказание в качестве военной стратегии…»

Как мы можем видеть, автор говорит о сложившейся исключительной ситуации, в которой у Израиля, по состоянию на сегодняшний день, по сути, развязаны руки и, более того, может быть получен карт-бланш на действия со стороны коллективного Запада.

Продолжаем цитирование материала – части, касающейся того что называется «постановка проблемы»:

«Принятие Израилем коллективного наказания в качестве военной стратегии при решительной поддержке Соединенных Штатов угрожает дестабилизировать регион и поставить под угрозу глобальную безопасность в беспрецедентных масштабах.

Политическая обстановка на Ближнем Востоке постепенно меняется, но многие страны региона не решаются предпринять продуктивные шаги, чтобы остановить продолжающееся нападение. Многие страны застряли на уровне риторики, изо всех сил пытаясь перейти от словесных заявлений к конкретным действиям.

С другой стороны, Турция придерживается сбалансированного подхода к агрессии Израиля в секторе Газа.

Турция становится одной из наиболее активных стран в усилиях по прекращению конфликтов и предотвращению дальнейшей эскалации кризиса. Основываясь на реализме, Турция следует стратегии, которая отдает приоритет сильному региональному диалогу и гуманитарному подходу к разрешению конфликта».

Далее автор переходит непосредственно к тем шагам, которые предприняла Турция в рамках попыток урегулирования конфликта:

Цитируем:

«В этом контексте президент Реджеп Тайип Эрдоган быстро отреагировал на кризис, возникший 7 октября. Он призвал все стороны проявлять сдержанность и избегать поспешных и импульсивных действий.

Затем он открыто раскритиковал военные нападения Израиля на Газу и изложил видение окончательного решения. Эрдоган подчеркнул, что путь к решению зависит от создания палестинского государства на основе границ 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме и сохранения его территориальной целостности.

Эрдоган, приложивший интенсивные усилия для разрешения кризиса, посвятил значительную часть своего времени контактам с другими мировыми лидерами. С этой целью он провел интенсивную телефонную дипломатию и на данный момент встретился с главами 18 государств. Он подчеркнул, что очень важно объявлять о гуманитарном прекращении огня на каждой встрече, создавать гуманитарный коридор и действовать в соответствии с установленными международными законами и нормами.

Министр иностранных дел Хакан Фидан также играет важную роль в продолжающихся дипломатических усилиях. Основная цель Фидана – ускорить прекращение военной операции Израиля за счет эффективного использования региональной дипломатии.

В этом контексте Турция прилагает значительные усилия для предотвращения агрессивных действий Израиля и поиска прагматичного решения путем установления реального прекращения огня. Этот комплексный дипломатический подход включает взаимодействие с Египтом, Ливаном, Саудовской Аравией, Иорданией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, Пакистаном и Ираном. На данный момент наиболее конкретным шагом Турции по предотвращению нападения стала Организация исламского сотрудничества.

Итоговая декларация саммита приобрела более конкретную форму благодаря позиции Турции. Если бы это зависело от других стран, была бы опубликована более слабая итоговая декларация.

Выступления Фидана во время этих дипломатических встреч привлекают внимание своим реализмом и открытостью в отношении палестинского вопроса. Фидан подчеркивает, что всеобъемлющая безопасность Израиля не может быть достигнута без решения давней палестинской проблемы, и обращает внимание на продолжающуюся израильскую оккупацию. В свете этих фактов Фидан подчеркивает, что насущной необходимостью региона является создание палестинского государства, которое вернется к границам 1967 года, обеспечит территориальную целостность и назначит Восточный Иерусалим своей столицей. Этот подход совпадает с официальной позицией Турции по палестино-израильскому конфликту и совместим с рамками, принятыми международным правом».

Итак, заметим, что нынешняя ситуация рассматривается Турцией как перекресток в части создания палестинского государства. В зависимости от хода развития ситуации данный процесс может быть либо ускорен, либо уйти с повестки дня вообще. В определенной степени данную ситуацию можно рассматривать не только как вызов для региона, но и как возможность для Турции. Можно даже сравнить эту ситуацию с Нагорно-Карабахским конфликтом, где вместо Азербайджана подставить палестинцев, для которых предусмотрено создание палестинского государства. Соответственно, нынешняя ситуация уводится в сторону того, что Турция указывает в качестве первопричины конфликта – а именно, неспособности международной системы доводить до воплощения то, что предусматривается теми же резолюциями ООН. Иными словами, наличие законодательной власти в мировой системе не подкреплено инструментами исполнительной власти.

Продолжаем цитирование турецкого автора:

«Другой момент заключается в том, что посреднические усилия Турции являются самым серьезным шагом в дипломатической среде.

Основная цель – заложить прочную основу для переговоров, обеспечив освобождение израильских и иностранных граждан, которые в настоящее время находятся в плену у ХАМАСа.

Каналы связи Турции и прошлый опыт сотрудничества с ХАМАСом делают Турцию посредником в этом отношении.

Еще одним аспектом, который подчеркивает Фидан, является возможность того, что Турция возьмет на себя роль гаранта.

Участие в многогранном гарантирующем механизме, включая Турцию, могло бы стать эффективным шагом в обеспечении продолжения режима прекращения огня после его достижения. Хотя объем гарантии еще не ясен, она может оказаться эффективной в решении проблемы и предотвратить оккупацию Израилем севера Газы».

Говоря о возможных последствиях кризиса для региона, турецким автором, в частности, отмечается следующее:

«Еще одним важным вопросом, который следует рассмотреть, являются потенциальные последствия этого кризиса для региональной нормализации и возможность нового кризиса региональной безопасности.

Открытая политическая и военная поддержка, оказываемая США Израилю, и размещение его вооруженных сил в регионе в качестве элемента сдерживания против стран региона увеличивают риск того, что конфликт выйдет за пределы сектора Газа и охватит других игроков.

Фактически, это именно та цель, которую хочет Израиль. Потому что Израиль переносит конфликт на ось «Хизбаллы» и вынуждает США вмешаться. Подобный сценарий может привести к новому кризису региональной безопасности и сделать Соединенные Штаты военной частью кризиса».

Обратим внимание на эту точку зрения, высказанную турецким автором: на его взгляд, это именно Израиль заинтересован в регионализации кризиса на направлении «Хизбаллы», с той целью, чтобы добиться вмешательства США.

Продолжаем цитирование турецкого автора:

«В результате, прекращение огня и прекращение израильских атак рассматриваются Турцией как жизненно важные меры по предотвращению дестабилизации более широкой региональной обстановки безопасности».

И, наконец, последний пункт материала касается влияния действий Израиля в секторе Газа на процесс нормализации, который набрал обороты еще до начала войны между Турцией и Израилем.

Как отмечается турецким автором: «Президент Эрдоган занимает взвешенную позицию по этому вопросу и определил главной целью Турции разрешение кризиса.

Однако по мере углубления кризиса и усиления агрессивных действий Израиля возможность нормализации может вновь оказаться отложенной. Таким образом, процесс нормализации отношений между Турцией и Израилем в настоящее время переживает жесткое испытание и зависит от регионального климата, сложившегося после 7 октября. Понятно, что любая дискуссия о будущем турецко-израильских отношений не может быть отделена от динамики, развивающейся в регионе.»

Напомним, что дипломатические отношения между Турцией и Израилем, после 4-летней паузы были восстановлены лишь в октябре 2022 года. Таким образом, для Турции сейчас на повестке дня стоит вопрос того, каким образом именно сохранить (!) достигнутый результат. Как мы неоднократно писали ранее, Турция не заинтересована в том, чтобы вновь возвращаться в ситуацию годичной давности, поскольку заинтересована и в Израиле, и в поддерживающем его Западе.

Завершает свой материал турецкий автор следующими словами:

«Есть несколько жизненно важных вопросов, которые следует рассмотреть в контексте нормализации отношений между Турцией и Израилем: во-первых, любые будущие усилия по нормализации отношений между Турцией и Израилем должны будут наметить новый курс, особенно после 7 октября. До этой даты ожидания нормализации были довольно высокими. Факторы, которые традиционно стимулировали процесс нормализации, такие как энергетические интересы и другие геополитические проблемы, сами по себе уже недостаточны для продвижения этого процесса.

Во-вторых, следует признать, что турецко-израильские отношения никогда не отражали союзнических связей между Соединенными Штатами и Израилем. Возрождение периода тесных отношений между двумя странами в 1990-е годы, который часто называют «золотым веком», кажется маловероятным.

В-третьих, прагматичный внешнеполитический подход, который является краеугольным камнем как для Турции, так и для Израиля, имеет свои ограничения. Прагматический подход, характеризующийся «моральным прагматизмом» Турции и прагматизмом, ориентированным на реальную политику Израиля, служит важнейшим элементом, который позволяет двум странам поддерживать свои отношения на самом высоком уровне. Однако палестинский вопрос существенно влияет на моральный прагматизм Турции.

Палестинский вопрос исторически был основным препятствием на пути углубления связей между двумя странами и остается сложным. Наконец, очевидно, что турецкое общественное мнение предпочитает палестинское дело нормализации Израиля. Эта динамика имеет большое значение и должна быть принята во внимание, особенно президентом Эрдоганом.

Учитывая эту сложную динамику, Турция в настоящее время играет активную роль в регионе, чтобы деэскалировать кризис и обеспечить прекращение огня.

Углубление кризиса может привести к приостановке текущего процесса нормализации отношений между Турцией и Израилем. Более того, действия Израиля после 7 октября и их последующие последствия потенциально могут найти отклик в более широких инициативах Турции по нормализации внешней политики. Путь, который предстоит выбрать в дальнейшем, во многом зависит от позиции западных стран и их реакции на агрессивные действия Израиля, которые игнорируют как международно установленные правила войны, так и принципы, присущие конфликту».

Как можно видеть, турецкий автор говорит о границах турецкого «прагматизма» в нормализации отношений с Израилем. И турецкий аналитик, по сути, говорит о том, что нынешнее развитие ситуации вокруг палестино-израильского конфликта приводит к ситуации, когда Турция может и отказаться от нормализации отношений с Израилем – ситуация, как мы сказали выше, в которой Турция не заинтересована, но на которую страна может пойти.

Другим материалом на данную тему является публикация информационного агентства «Анадолу», в рубрике «Мнение» от известного турецкого политолога д. н. Мурата Аслана. Заголовок публикации: «Решение палестино-израильского вопроса: может ли Турция сыграть свою роль?»

Обратимся к этому материалу, под заголовком которого значится: «В то время как Турция заявляет о том, что правильно и справедливо, менталитет США и Европы, которые ставят на первое место свои собственные интересы, относятся к инициативам Турции с беспокойством.»

Цитируем материал турецкого автора:

«Палестина, которая на столетие стала «загадкой» Ближнего Востока, представляет собой проблему, которую древняя география оставила в наследство от истории к будущему. При просмотре книг по истории «повествование», начинающееся с Авраама, становится предметом различных религиозных интерпретаций. Эти «исторические интерпретации», по сути имеющие одну и ту же основу, становятся очень разными и начинают противоречить друг другу, когда в игру вступают общество и политика. Сложные проблемы современности часто обрекают Ближний Восток на дилеммы, заходящие в «тупик».

Ближневосточная демократия, военная интервенция, структура рантье, незрелый национализм, социальная структура и многие другие проблемы часто заставляют нас забыть, «в чем заключаются эти проблемы».

Израильско-палестинский вопрос является именно таким вопросом. В современный период как внутренняя динамика, так и внешние факторы Ближнего Востока не позволяют четко сформулировать, чем является или не является израильско-палестинская проблема.

Собственно говоря, в географии Леванта «проблема» выражается такими определениями, как «создание арабского национального государства», «алия-еврейская миграция», «создание Израиля», «арабо-израильские войны», «арабско-израильские войны». Израильско-палестинский вопрос» и, наконец, «палестинский вопрос» на самом деле зависит от того, как и с какой точки зрения рассматривается этот вопрос.

Учитывая события, происходящие сейчас в секторе Газа и даже в регионе в целом, можно понять причины различий в трактовках. Однако на этом этапе необходимо выйти за рамки попыток определить проблему и быстро предпринять шаги к ее решению. Парадокс здесь в том, что решение невозможно без определения проблемы. С другой стороны, очевидно, что если проблема не будет решена, периодические взрывы безопасности станут постоянными».

Говоря о тех шагах, которые необходимо предпринять, автор указывает следующее:

«С прагматичным подходом, для Палестины, прежде всего, необходимо «предпочитать важное важному», иными словами, успокоить ситуацию, которая переросла из кризиса в конфликт, но для решения проблемы должны быть сделаны шаги, удовлетворяющие все стороны. приняли быстро. В противном случае это будет цикл, в котором проблемы безопасности, пропитанные человеческими трагедиями, проявятся в форме пандемий, распространятся и унесут жизни людей. Затем следует обсудить шаги, которые необходимо предпринять, чтобы довести происходящее в Палестине до беспристрастного и справедливого завершения.

Чтобы решить проблему, необходимо сначала отбросить привычку действовать эмоциями и использовать рациональные методы, дискурс и инструменты. Однако для такого выбора третьи стороны, способные решить проблему, должны быть внешними наблюдателями проблемы, а не ее субъектом. Поскольку «сильные» представители мирового сообщества уже стали сторонами конфликта, число мудрых акторов не очень велико.

Например, Соединенные Штаты Америки, которые оказывают безоговорочную поддержку Израилю благодаря диаспоре, Европа, которая говорит то, что США хотят услышать из-за российской угрозы, Россия, которая сняла Украину с повестки дня, когда разразился новый кризис, такие страны, как Китай, который вздохнул с облегчением в соперничестве в Тихом океане, или Иран, который связал свое национальное единство с экспансионизмом и антиизраильской политикой, теперь стали участниками палестинского вопроса. Другими словами, они пренебрегли той ролью, которую должны сыграть в обеспечении справедливого и прочного мира».

56.23MB | MySQL:116 | 0,523sec