О рисках дестабилизации в Ливане

Угроза втягивания Ливана в «большую войну» в регионе может привести к новой точке турбулентности с высокими рисками окончательного коллапса политико-экономической системы и гуманитарной катастрофы.

На протяжении длительного времени Ливан пребывает в перманентном кризисе, который обусловлен глубоким внутренним расколом и отсутствием эффективных решений для обеспечения единства страны с учетом имеющихся этно-конфессиональных и культурных различий.

Политическая система оказалась расколотой, что затягивает процесс формирования правительства и избрания нового президента, и препятствует формированию единого политического видения и курса. При этом высокая зависимость от импорта ключевых товаров на фоне роста долгового бремени и отсутствия эффективной экономики создает риски для долгосрочной политической стабильности.

Попытки создания в течение последних нескольких лет такой стабильности за счет укрепления финансово-экономической системы страны пока не увенчались успехом. Предлагаемые Западом по линии международных финансовых институтов, в первую очередь Международного валютного фонда (МВФ), рецепты реструктуризации ливанской экономики в обмен на финансовую помощь встречают сопротивление в среде шиитской политической элиты, что не позволяет Ливану двигаться по пути навязываемых мировой финансовой элитой реформ. В итоге, страна остается без существенных внешних инвестиций, а достигнутые недавно договоренности с МВФ фактически буксуют, что не позволяет стране снизить нагрузку долгового бремени. Не выполняется одно из главных требований МВФ об унификации курса национальной валюты, при том что центробанк Ливана вынужден был в последнее время неоднократно девальвировать валюту.

В этом контексте, накануне обострения ситуации вокруг сектора Газа прогнозы экономического развития Ливана уже были тревожными. По оценкам экспертов Всемирного банка, по итогам  2023 года национальная экономика сократится, а в долгосрочной перспективе 2024-2027 гг. реальный рост ВВП страны будет ниже показателей 2019 года, с учетом политического кризиса, финансовых проблем и нарастающей гиперинфляции.

С учетом вышесказанного, угроза прямого втягивания Ливана в противостояние между Израилем и «Хизбаллой» может стать триггером для непредсказуемых сценариев развития внутренней ситуации в этой стране. В случае такого сценария, помимо собственно военной составляющей, возрастают риски политической дестабилизации, гуманитарного кризиса и финансового коллапса.

Нужно понимать, что ведущийся со стороны западных доноров и международных финансовых институтов фактический торг (финансовая помощь в обмен на «демократические реформы») будет только подрывать внутреннюю стабильность Ливана и вести к дальнейшему расколу, играя на руку наиболее радикально настроенным и военизированным группам внутри страны, что может действительно привести к потере государственности.  Неуверенную позицию занимают также и богатые арабские страны, которые не торопятся оказывать финансовую поддержку шиитскому Ливану, даже несмотря на недавнюю нормализацию дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравии.

Недостаточность финансирования гуманитарной и экономической помощи Ливану будет способствовать росту социальных проблем, включая ограничение поставок электроэнергии, импорта продовольствия и дефицита воды. Кроме того, отсутствие устойчивого гуманитарного содействия приведет к росту насилия и недовольства в лагерях сирийских и палестинских беженцев, составляющих значительную долю населения Ливана. Дальнейшее внешнее давление на финансовую систему будет только усиливать гиперинфляцию, девальвацию национальной валюты и сокращать возможности правительства по оказанию адекватной социальной помощи населению. Весь комплекс внутренних проблем рискует спровоцировать новые витки социальных протестов среди населения.

Нужно отметить, что риски политического коллапса и потери государственности Ливана  обозначены уже на протяжении длительного исторического периода и хорошо осознаются главными политическими силами страны. Понятно, что существующие личные и конфессиональные трения внутри парламента не позволяют ему эффективно работать и принимать важнейшие политические решения, в том числе по назначениям министров и т.д., а также утверждать важные законодательные инициативы, которые смогут разблокировать столь необходимую сегодня Ливану финансово-экономическую помощь.

В то же время, в течение длительного периода, ведущим кланам удавалось маневрировать и управлять этими рисками, находя важные компромиссы в самый последний момент. Нынешняя ситуация фактического блокирования парламентом в течение многих месяцев формирования правительства и назначения президента не новая, и многие эксперты полагают, что в конечном счете будет достигнута некая сделка между сторонами, которая сможет вернуть Ливан в нишу (относительной) политической стабильности.

Однако все участники внутриполитического процесса осознают, что сценарий втягивания Ливана в военный конфликт сведет на нет эти усилия. Если сегодня политический компромисс внутри Ливана еще возможен и прощупывается, то в случае военной эскалации точка невозврата может быть пройдена. При этом, «Хизбалла» – по целому ряду известных внешних факторов – может быть поставлена в такое условие, при котором отказ от втягивания в вооруженный конфликт в регионе станет невозможным, невзирая на высокую цену такой стратегии.

Резюмируя, в ближайшие недели политическому истеблишменту Ливана, в первую очередь в формате парламентского консенсуса, предстоит важная проверка на прочность. Своевременное выявление и отстаивание четких национальных приоритетов в этой многоконфессиональной стране, пусть даже в ущерб фракционным и зачастую конфессиональным интересам, является единственной гарантией выхода из тупика и предотвращения втягивания страны в острый региональный конфликт с непредсказуемыми рисками для внутреннего единства и суверенитета. Однако, преодоление внутренних разногласий в парламенте само по себе не станет панацеей.  Без оказания незамедлительной, ответственной и безусловной финансово-экономической  и гуманитарной поддержки со стороны ведущих доноров и мировых финансовых институтов  нынешняя политическая и экономическая модель Ливана сохранит в себе все признаки нестабильного, неустойчивого государства с высокими рисками политического коллапса и гуманитарной катастрофы.

55.99MB | MySQL:118 | 1,524sec