Ситуация в Египте: февраль 2010г.

19 февраля в Египет вернулся бывший глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи, которому заранее предсказали роль нарушителя спокойствия для правящего режима в связи с его возможным баллотированием на предстоящих в 2011 году президентских выборах. 67-летний бывший дипломат пока заявил, что не исключает для себя такой возможности. Но для этого ему необходимо решить чисто техническую проблему — египетская конституция требует, чтобы все кандидаты на избрание представляли какие-либо легальные политические партии. Эль-Барадеи до сих пор был беспартийным. Его высокой репутации среди оппозиции служит также то, что, как утверждают его сторонники, бывший глава МАГАТЭ не был замешан в какие-либо коррупционные схемы.

Перспектива включения Эль-Барадеи в борьбу за пост президента страны вряд ли устраивает египетские власти, которые еще в декабре прошлого года развернули в прессе кампанию жесткой критики против него. В частности, из-за его достаточно долгой карьеры вне страны проправительственные СМИ представляют его как чужака для Египта, который якобы не знает внутренние проблемы АРЕ.

27 февраля Эль-Барадеи заявил о неизбежности политических изменений в Египте, одновременно он высказался за то, чтобы эти изменения были достигнуты мирными средствами. «Я попытаюсь мобилизовать народные массы, которые выступают за изменения с тем, чтобы трансформировать египетскую политическую систему и обеспечить свободные выборы», — заявил он для агентства АФП.

Несколькими днями ранее по его инициативе была создана общественная организация «Национальная ассамблея за изменения» /НАИ/, куда вошли видные представители оппозиции и интеллигенции. Среди них наиболее заметными были руководитель оппозиционного движения «Кефайя» Жорж Исхак, представитель руководства «Братьев-мусульман» Саад аль-Кататни, кандидат на избрание на президентских выборах 2005 года Айман Нур, писатель Алаа аль-Асвани. Первым делом НАИ потребовало внести изменения в действующую конституцию страны с тем, чтобы снять ряд ограничений на лиц, которые пожелали бы баллотироваться на президентских выборах.

В феврале Египет продолжил дипломатические усилия по достижению примирения между палестинцами. 2 февраля представитель МИД АРЕ Хоссам Заки заявил, что его страна с удовлетворением восприняла заявления руководителей движения ХАМАС относительно примирения с ФАТХ. Однако одновременно он предупредил, что египетские предложения относительно условий такого примирения не подлежат обсуждению.

Заки отметил, что Египет хотел бы в первую очередь добиться подписания соглашения о примирении, и только затем можно было бы обсудить замечания к нему со стороны ХАМАС или любой другой палестинской группировки.

31 января один из лидеров ХАМАС Халед Машаль заявил, что его движение и ФАТХ находятся «на расстоянии вытянутой руки» от достижения соглашения и примирении. Тогда же он призвал Египет принять встречу руководителей двух палестинских движений.

6 февраля глава палестинской администрации Махмуд Аббас заявил, что встретится с Халедом Машалем только после того, как ХАМАС подпишет соглашение о примирении, разработанное Египтом. «Как только ХАМАС подпишет соглашение о примирении, будет немедленно организована встреча с Машалем, затем — встреча между ФАТХ и ХАМАС, а также встречи с представителями других фракций с тем, чтобы договориться об условиях выполнения положений, содержащихся в египетском документе», — заявил Аббас на пресс-конференции в Каире по завершении встречи с президентом АРЕ Хосни Мубараком.

В тот же день в интервью ряду египетских СМИ Аббас поддержал ведущееся Египтом строительство стены вдоль границы с сектором Газа, призванной пресечь контрабанду на эту территорию, находящуюся под контролем ХАМАС. «Стальная стена нацелена не против палестинского народа. Она не даст переправлять через подземные туннели виски, наркотики, «Мерседесы». Что касается гуманитарной помощи, она проходит через действующие пограничные переходы», — утверждал он.

В феврале Египет подтвердил в очередной раз, что намерен играть активную роль на суданском треке. 6 февраля МИД АРЕ объявило, что 21 марта Египет примет конференцию по восстановлению и развитию Дарфура. Это заявление прозвучало после встречи главы МИД АРЕ Ахмеда Абуль Гейта с генеральным секретарем Организации Исламская конференция /ОИК/ Экмеледдином Ихсаноглу, которому отведена роль сопредседателя предстоящей конференции.

24 февраля Египет приветствовал подписание в Дохе /Катар/ соглашения о перемирии между правительством Судана и одной из наиболее боеспособных повстанческих дарфурских группировок — Движением за справедливость и равенство /ДСР/. «Это — соглашение — решающий шаг в правильном направлении», — заявил глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт. Он выразил надежду на то, что оно подвигнет другие дарфурские повстанческие группировки сделать аналогичный шаг. «Египет ожидает от двух сторон, что они в полном объеме выполнят это соглашение с тем, чтобы оно побудило все другие вооруженные и невооруженные движения использовать эту возможность и назначить их представителей, которые будут участвовать в переговорах с правительством Судана», — заявил он.

Египетские власти развернули в феврале очередную атаку против руководства основной оппозиционной силы страны — движения «Братья-мусульмане». 8 февраля «Братья» объявили об аресте в Каире трех представителей руководства организации, в том числе заместителя верховного руководителя организации Махмуда Эззата. Еще 10 активистов организации попали за решетку в других городах страны. В первом официальном заявлении об арестах утверждалось, что всем арестованным предъявлены обвинения в «принадлежности к незаконной организации».

Эти аресты стали первыми с середины января, когда к руководству организации вместо Мохаммеда Мехди Акефа пришел представитель консервативного крыла «Братьев» Мохаммед Бади. Усиление позиций консерваторов в руководстве «Братьев» было расценено многими наблюдателями как предвестник относительного ухода организации с арены политической борьбы и ее концентрации на работе по исламизации египетского общества. Подобная позиция нового руководства «Братьев» как нельзя кстати для египетских властей, готовящихся к парламентским выборам, назначенным на осень с.г., а также президентским выборам 2011г.

Как считает египетский политолог Хоссам Таммам, специализирующийся на исследованиях исламистского движения, эти «аресты вписываются в общую стратегию режима по отношению к «Братьям», которая заключается в постоянном нанесении по ним небольших по силе ударов, призванных ослаблять организацию, не входя при этом в тотальную конфронтацию с ней».

Уже 11 февраля египетская пресса сообщила, что в отношении арестованных «Братьев» изменена статья обвинения. Отныне они обвиняются в создании «тайных террористических групп» с целью низвержения существующего режима и создания в Египте исламского государства.

В феврале дальнейшее развитие получило дело о расстреле 6 января с.г. группы египетских христиан. В ходе судебного процесса, начавшегося в городе Кена в суде безопасности государства, 13 февраля трое обвиняемых в предумышленном убийстве шести коптов заявили о своей невиновности.

Ранее египетские власти приложили все силы для того, чтобы представить эту расправу как криминальную, а не межконфессиональную.

22 февраля суд города Луксор приговорил пятерых мусульман к пожизненному заключению за убийство двух коптов в Верхнем Египте в апреле 2009г. Как и в случае с судом в Кене, этот инцидент был представлен как семейная вендетта, начавшаяся еще в 2004г.

Египетские копты — самая большая христианская община на Ближнем Востоке. В отсутствие точной официальной статистики считается, что они составляют от 6 до 10 % от 80-миллионного населения Египта.

21 февраля неизвестный бросил бутылку с зажигательной смесью в синагогу в центре Каира. По случайности этот инцидент не вызвал ни материального ущерба, ни жертв. Два дня спустя «метатель» был задержан полицией. Им оказался 49-летний Гамаль Хусейн Хусейн, сразу же представленный властями как «токсикоман». Однако сам Хусейн затем признал, что своим актом хотел выразить «гнев против всего того, что происходит на оккупированных палестинских территориях». Затем в спецслужбах вспомнили, что этот человек арестовывался в 1984 годув рамках расследования по делу о группе экстремистов, совершивших серию поджогов клубов в столице страны. В 90-е годы он отбыл в ливийской тюрьме 3,5 года по обвинению в грабеже. Затем ливийские власти выдворили его на родину.

Подводя итоги месяца, отметим, что возвращение Эль-Барадеи в Египет чревато обострением внутриполитической борьбы в стране. В этой связи не исключено, что власти каким-то образом попытаются исключить его от участия в выборах.

52.37MB | MySQL:106 | 2,027sec