Турецкая Республика 29 октября 2023 года отметила 100-летний юбилей с момента своего провозглашения. Это – давно ожидаемая дата, под которую действующим руководством страны ещё с 2011 года начало строиться планирование и разрабатываться программные документы.
Мы не раз, со страниц публикаций на сайте ИБВ, говорили о турецком плане «Турция – 2023» в контексте того, что получилось у турецкого руководства, а что сделать не вышло.
Чтобы избежать повторений, первое – это про политику, как внутреннюю, так и внешнюю, а второе – это про турецкие экономические показатели и про благосостояние турецких граждан. Впрочем, на фоне тех тектонических сдвигов, которые переживает мир, тех возможностей и угроз, которые возникают, пренебречь турецкому руководству текущими экономическими показателями вполне можно.
Под 100-летний турецкий юбилей, один из печатных органов главного мозгового центра страны – журнал Kriter Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции SETAV вышел со специальным выпуском, в котором всесторонне подвел итоги турецкого пути за истекшее столетие, а также оценил текущую международную обстановку.
В контексте последнего, стоит обратить внимание на то, какое количество публикаций оказалось посвящено палестино-израильскому обострению. На фоне этой темы, остальные направления, включая отношения Турции с зарубежными странами и объединениями (США, ЕС, Россия, ОТГ и т.д.) заметно уступили.
Обратимся к изданию и начнем с палестино-израильского «досье», которое занимает в турецком издании центральное место.
Первый материал, посвященный этой проблематике, — это статья одного из ведущих турецких политологов, генерального координатора Фонда SETA Бурханеттина Дурана, который опубликовал свой материал под заголовком «Палестинская проблема и роль Турции».
Мы не раз обращались к материалам маститого турецкого политолога. Поэтому обратимся к этому материалу предельно кратко, останавливаясь на самом главном.
Отметим, что автор говорит о том, что направление развития текущей ситуации достаточно сложно предсказать, однако, можно ожидать разрастания конфликта и нарастания напряженности в турбулентном регионе. Отдельно турецким автором отмечаются отличия в позициях по отношению к конфликту между США и Турцией.
Вот как турецкий автор характеризует позицию страны в отличие от США, принявших сторону Израиля:
«Отличие Турции здесь особенно заметно. Мирная дипломатия президента Эрдогана в конфликте между Израилем и ХАМАСом подает пример всему миру, как и война на Украине. Эрдоган вновь демонстрирует новаторское лидерство. В своем первом заявлении Эрдоган раскритиковал ХАМАС за убийства мирных жителей и посоветовал сторонам проявлять умеренность и не эскалировать конфликт. После тяжелой израильской блокады и бомбардировок, в результате которых погибли мирные жители, он призвал Израиль действовать «как государство, а не как организация» (под организацией, как можно расценить, подразумевается организация «террористическая», хотя это и указывается на уровне намека, который, при желании, можно «отозвать» — И.С.). Эрдоган также ведет переговоры со всеми сторонами о прекращении конфликта и освобождении мирных жителей.»
Дав подробный анализ позиций сторон в конфликте, турецкий аналитик завершает публикацию словами:
«Президент Эрдоган и министр иностранных дел Фидан пытаются остановить конфликт, предоставить гуманитарную помощь и спасти заложников, встречаясь как с региональными, так и с внерегиональными игроками. Заявления Байдена и новые заявления Блинкена являются признаком того, что критика и предостережения президента Эрдогана в адрес США возымели определенный эффект. Как страна, которая больше всего стремится к порядку, стабильности, безопасности и нормализации в регионе, Турция осуществляет исключительную дипломатию. Она встречается с каждой партией и каждой влиятельной страной. Она предпринимает лихорадочные усилия по спасению заложников и посредничеству. Простое сравнение политики США и Ирана в этом последнем конфликте с Турцией говорит о многом. Мирная дипломатия, проводимая Анкарой, является отражением новой политики, которая началась с пандемии и продолжается во время российско-украинской войны, а теперь и израильско-палестинского конфликта».
Заметим сдержанные комментарии Бурханеттина Дурана на фоне, в особенности, того, как быстро развивается ситуация и как турецкое руководство обозначило готовность идти на обострение. В частности, в ходе митинга в аэропорту им. Ататюрка в Стамбуле 28 октября, где турецкий президент озвучил угрозу объявить Израиль «террористическим государством».
Второй материал по палестино-израильскому обострению вышел у эксперта Фонда Ферхата Пиринчи. Заголовок материала – «Решение палестинского вопроса – в руках Израиля».
Цитируем турецкого автора: «Хотя это может показаться парадоксальным, ключ к решению на самом деле находится в руках Израиля. Это справедливо не только для палестинцев, но и для обеспечения их собственной безопасности. Фактически, если бы не было создано поселений, чтобы сделать оккупацию постоянной, если бы Израиль ушел с оккупированных земель, включая Восточный Иерусалим, если бы было предоставлено право на возвращение миллионам палестинцев, изгнанных со своей родины, и если бы было создано палестинское государство, суверенитет которого был признан и уважался, не было бы палестинской проблемы и Израиль смог бы жить в безопасных границах».
В своей публикации турецкий автор задается следующими вопросами:
- Обеспечивает ли израильская политика насилия в секторе Газа достаточное решение для обеспечения его безопасности?
- Каковы последствия этого шага для стран, заявивших о своей безоговорочной поддержке Израиля, особенно для США?
- Когда волна насилия пересечет палестинско-израильские границы и станет региональной и глобальной — что представляет собой серьезный риск — что будут делать стороны конфликта и субъекты, которые при своей поддержке вызывают нарастание спирали насилия?
Касательно первого вопроса, ответ турецкого автора является однозначным – нет даже ликвидация сектора Газа как места компактного проживания палестинцев не решит вопрос безопасности Израиля, поскольку сопротивление будет продолжено.
По второму вопросу, турецкий автор говорит, что пусть нынешняя поддержка со стороны отдельных стран и обеспечивает «законность» действиям Израиля и «развязывает ему руки», однако в перспективе речь идет о том, что ущерб наносится как самому Израилю, так и этим странам.
Как указывается турецким автором этот ущерб заключается в том, что на Западе своими руками подрываются нормы, которые те идеализировали на протяжении десятилетий, такие как «права человека, ответственность за защиту, демократические ценности», но которые, как пишет Ферхат Пиринчи, «они реализовали только для себя и тех, кто отвечает их интересам». И далее: «Поскольку в Газе убивают мирных жителей и против этого нет даже слабых возражений, исчезает авторитет и авторитет рассматриваемых государств в глазах международного сообщества, особенно на Ближнем Востоке».
И, наконец, по третьему вопросу, турецкий автор излагает следующую позицию: «Ответ на третий вопрос — это сценарий, который, хотя и возможен, но который не следует игнорировать. Потому что первые две недели последней спирали насилия вышли за рамки израильско-палестинского измерения и начали затрагивать даже страны региона и страны, которые поддерживают Израиль. Это лишь вопрос времени, когда Израиль столкнется с войной на два фронта или даже более широкой войной, и весьма вероятно, что Израиль и его безоговорочные сторонники, такие как Соединенные Штаты, снова столкнутся с асимметричными угрозами».
Итак, как мы можем видеть, турецкий эксперт указывает на возможное разрастание конфликта – с открытием новых фронтов для Израиля и с ассиметричными угрозами для западных стран.
При этом, как указывает автор материала, инициативы, предпринятые странами региона, особенно Турцией, по снижению напряженности, предотвращению нападений на мирное население и удовлетворению неотложных гуманитарных потребностей, приобретают ценность. Как им отмечается, прежде чем решать палестинскую проблему, «необходимо срочно ослабить нынешнюю спираль насилия и напряженности».
На втором этапе, как он же указывает, чтобы предотвратить повторение подобных трагедий, необходимо «создать палестинское государство с двумя государствами и Восточным Иерусалимом в качестве его столицы, обеспечить полный суверенитет этого государства вдали от произвольного вмешательства и работать над тем, чтобы закрепить эту ситуацию с помощью различных механизмов».
Впрочем, как признает Ферхат Пиринч, «особенно трудно реализовать второй этап в краткосрочной перспективе, но это не невозможно».
И далее: «Потому что очевидно, что палестинская проблема неустойчива и что Израиль не может легко справиться с угрозами безопасности, которые он воспринимает. Операция ХАМАСа «Наводнение Аль-Аксы» 7 октября и вызванная ею травма являются самым ярким свидетельством этого. Поэтому следует еще раз подчеркнуть, что ключ к решению палестинской проблемы находится в руках Израиля, и если Израиль не откроет этот замок, он продолжит жить в условиях отсутствия безопасности. На данный момент попытки стран региона, особенно таких стран, как Турция, Египет, Саудовская Аравия и Иордания, снизить напряженность и решить проблему, должны быть приняты во внимание Израилем, а также странами, которые его безоговорочно поддерживают. В противном случае мы продолжим рассматривать новые кризисы и травмы, связанные с Палестиной, с разных сторон».
Переходим к следующему материалу по палестино-израильскому вопросу, автором которого стал эксперт Фонда и главный редактор издания Insight Turkey Мухиттин Атаман. Он опубликовал материал под заголовком «Региональные и глобальные последствия недавних событий в палестино-израильском конфликте».
Остановимся именно на региональных и глобальных последствиях палестино-израильского обострения, как их видит автор один из ведущих турецких политологов и, частности, вот как им оцениваются связи ХАМАСа и Ирана.
Цитируем:
«… следует подчеркнуть, что ХАМАС не является марионеточной организацией Ирана. Фактически, ХАМАС и Иран расходились во многих вопросах во время арабских восстаний и революций. Особенно, после того, как Иран и его марионетки напали на невинных мусульман-суннитов и убили их в Сирии, Йемене и Ираке, ХАМАС остыл и дистанцировался от Ирана. Однако, когда Израиль становится врагом для обоих акторов, они могут встретиться в одной и той же точке. Это правда, что ХАМАС, суннитская и арабская организация, принадлежащая к традиции Братьев-мусульман и имеющая независимые интересы и цели, получает помощь от Ирана, но неверно, что он получает инструкции».
Во-вторых, похоже, что Израиль недооценил мощь ХАМАСа по разным причинам. По мнению Израиля, после арабских восстаний не осталось арабских государств, которые могли бы помочь палестинцам. С другой стороны, почти все действующие лица и движения в арабском мире, преданные палестинскому делу, были подавлены арабскими режимами. Кроме того, израильская администрация построила стену повышенной безопасности вокруг всей Газы и изолировала ее от мира. Последняя атака показала, что Израиль допустил просчет.
В-третьих, это нападение, названное «Наводнением Аль-Аксы», было крупнейшим и наиболее эффективным нападением на Израиль за всю историю. Это нападение, продемонстрировавшее мощь и сдерживание ХАМАСа и других палестинских игроков, разрушило миф Израиля о непобедимости и иммунитете и нанесло Израилю величайший военный, политический и психологический ущерб за всю его историю.
В-четвертых, после этой атаки стало ясно, что односторонние шаги Израиля и США, как вместе, так и по отдельности, не могут решить проблемы на палестинских территориях. Они поняли, что должны также учитывать опасения и ожидания «другой стороны». Например, заявление США о том, что объединенный город Иерусалим является столицей Израиля и что они признают аннексию Голанских высот, сирийской территории, оккупированной Израилем с 1967 года, противоречит соответствующим резолюциям ООН, международным нормам и принципам. международного права. Хотя обе страны нарушают основные принципы международного права, они отталкивают и отталкивают подавляющее большинство международной общественности».
Итак, можно отметить, что турецким автором говорится о следующем:
- Неверно считать ХАМАС структурой, подчиненной Ирану. Взаимодействующей и получающей помощь да, но не инструкции.
- ХАМАС, как организация, была недооценена Израилем и этот просчет дорого обошёлся Израилю в плане тех же репутационных потерь.
- Односторонние шаги США и Израиля не в состоянии решить палестинскую проблему. Нарушение международного права и резолюций ООН отталкивают от США и Израиля зарубежных партнёров.
Главный вывод, который делает турецкий эксперт заключается в изменении баланса сил в палестино-израильском вопросе. Как отмечается турецким автором, Израилю придется признать противоположную сторону. Ещё одно важное следствие – это то, что процесс нормализации на Ближнем Востоке застопорился. Арабские государства не могут безучастно смотреть на текущее развитие событий. Более того, этот вопрос исключил противоречия и линию разделения между суннитами и шиитами. И, наконец, в мировом общественном мнении по поводу конфликта можно наблюдать раскол.
Цитируем турецкого автора:
«Более того, противоречия между политическим дискурсом Запада и его политикой, реализуемой на местах, показывают, что Запад является ненадежной силой. Поэтому незападные государства не хотят следовать западной политике. Например, большая часть мира не смогла достичь той же точки, что и западные страны в российско-украинской войне. Заявления о том, что государства, которые не выступают против оккупации Палестины, выступают против оккупации Украины, не оказывают большого влияния на других игроков. Все понимают, что разные отношения в этих двух местах являются результатом разных ожиданий и интересов».
Завершается материал турецкого автора следующим образом:
«Учитывая безоговорочную поддержку Израиля Западом и растущую враждебность к исламу на Западе, можно сказать, что Израиль втянул Запад в «войну на истощение» с мусульманскими государствами и народами. Похоже, что это будет «проигрышная война», которая усилит конфликты между цивилизациями.
В новую эпоху мусульманские страны больше не будут воспринимать западные государства в качестве посредников в региональных кризисах.
Например, мирные переговоры между Азербайджаном и Арменией, которые планировалось провести недавно в испанской Гранаде, не удалось провести, поскольку Азербайджан не принял роль Франции в качестве посредника.
Другой пример: Китай, а не западное государство, выступил посредником между Ираном и Саудовской Аравией, двумя наиболее влиятельными государствами на Ближнем Востоке.
В результате можно сказать, что пока продолжается непропорциональное применение силы и репрессивная политика Израиля против палестинских мусульман, ни ближневосточная политика не может быть нормализована, ни блокировка в международной системе не может быть решена. Чтобы сделать международные нормы, решения международных институтов и принципы международного права эффективными, необходимо отказаться от односторонней и агрессивной политики Израиля, а Запад должен забрать карт-бланш, который он дал Израилю».