В данный момент афганское движение «Талибан» (запрещено в РФ) концентрирует свое внимание на странах, которые с большой долей вероятности будут заинтересованы в инвестициях в Афганистан, несмотря на исходящую от него экстремистскую угрозу и его негативную репутацию в области прав человека. Хотя Запад непреклонен в изоляции режима талибов из-за его репрессивной политики, последний добился определенных успехов в поиске альтернативных направлений экономического сотрудничества. С момента своего повторного прихода к власти движение «Талибан» пытается официально присоединиться к китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), чтобы получить финансовую выгоду от китайских инвестиций в горнодобывающий сектор Афганистана. Исполняющий обязанности министра торговли и промышленности талибов Хаджи Нуруддин Азизи посетил Пекин в рамках форума ОПОП, состоявшегося 17-18 октября и посвященного 10-летию многомиллиардного проекта. По итогам форума Азизи заявил, что вместе со своими китайскими коллегами он добился прогресса в присоединении Афганистана к инициативе ОПОП и возобновлении инвестиций в такие проекты, как медные рудники Мес-Айнак и нефтяное месторождение Кашкари. Считается, что Мес-Айнак, расположенный в афганской провинции Логар, содержит запасы меди на сумму 50 млрд долларов. Китайское совместное предприятие MCC выиграло 30-летний контракт на добычу меди на этом месторождении в 2008 году, во время правления бывшего президента Афганистана Хамида Карзая. Однако реализация проекта не началась из-за проблем в сфере безопасности, и в 2014 году он был заброшен. После возвращения к власти в августе 2021 года «Талибан» возобновил усилия по привлечению в проект китайских прямых иностранный инвестиций. Хотя обе стороны ведут переговоры по поводу разработки месторождения уже более года, разногласия по поводу налогообложения и процентов еще предстоит урегулировать. С другой стороны, нефтяное месторождение Кашкари уже введено в эксплуатацию. На сегодняшний день добыча сырья составляет 300 тонн в сутки. Однако правительство Исламского Эмирата Афганистан надеется увеличить ежедневное производство до 1000 тонн. С этой целью «Талибан» убеждает Китайскую национальную нефтяную компанию инвестировать в проект еще 162 млн долларов в 2023 году и 540 млн долларов в ближайшие три года. Хотя проблемы в области прав человека остаются главным препятствием на пути к сотрудничеству между «Талибаном» и международным сообществом, заявления и действия Китая позволяют предположить, что Пекин вряд ли будет рассматривать их как препятствие в установлении экономических связей с Афганистаном. В апреле Министерство иностранных дел КНР опубликовало документ, в котором была изложена позиция Пекина по ситуации в Афганистане. Согласно ему, китайское правительство обязалось не вмешиваться во внутренние дела страны, включая религиозные убеждения и национальные обычаи. Тогдашний министр иностранных дел Китая Цинь Ган добавил, что права женщин не являются «причиной проблем Афганистана». Более того, в сентябре Пекин назначил постоянного посла в Исламском Эмирате Афганистан, чего не сделала ни одна другая страна. Учитывая, как развивается ситуация, Афганистан под управлением движения «Талибан» вскоре может присоединиться к инициативе «Один пояс, один путь». Присоединение к ней не только откроет талибам возможности для международного экономического сотрудничества, но и обеспечит дипломатическое признание их режима со стороны крупной мировой державы. Наряду с Китаем экономический интерес в отношении Афганистана проявляет Катар. Ранее в этом месяце между Министерством горнодобывающей промышленности и нефти талибов, компанией из Катара и двумя афганскими компаниями были подписаны контракты на сумму 200 млн долларов на строительство цементного завода Джебель-Сарадж в провинции Парван. По данным катарской компании, соглашение стало результатом 10-месячных переговоров с Министерством горнодобывающей промышленности и нефти Афганистана. «Талибан» также наращивает экономическую дипломатию с соседними Ираном и Туркменистаном. Управление железных дорог Афганистана недавно подписало контракт с Консорциумом иранских железных дорог на эксплуатацию железнодорожной линии Хаф-Герат. «Талибан» также привлек местную компанию для финансирования оставшейся части линии электропередачи напряжением 500 кВ из Туркменистана в Кабул стоимостью 75 млн долларов для импорта электроэнергии из Туркменистана. Проект, который был начат в 2016 году при финансовой поддержке Азиатского банка развития, не был завершен во время правления бывшего президента Афганистана Ашрафа Гани. Проблемы в области прав человека, а также связи талибов с международными террористическими организациями заставляют Запад опасаться экономического взаимодействия с новым афганским режимом. В результате «Талибан» начинает со стран, которые, скорее всего, будут заинтересованы в экономической дипломатии и реальных инвестициях в Афганистан, несмотря на его незавидную репутацию. Талибы добились незаурядных успехов в отношениях с Пекином, что может не только помочь укрепить внутреннюю и международную легитимность режима, но также сыграет роль в улучшении жизни афганского мирного населения в период международной изоляции. Однако экспертам еще предстоит выяснить, спасет ли подобное экономическое сотрудничество афганцев от массового нарушения прав человека, а регион и мир от исходящей из Афганистана террористической угрозы.
О перспективах присоединения Афганистана к китайской инициативе «Один пояс, один путь»
1 ноября, 2023 | Автор: Шашок Л.А.
| Напечатать эту статью