Среднесрочная стратегия Хартума

Усилия международных медиаторов по Судану совершенно по-разному воспринимаются в Хартуме, как впрочем и в Джубе (где очень сильно прислушиваются к своим кураторам в Госдепе США) и среди различных течений повстанцев в Дарфуре, которые в большинстве своем несомненно находятся прежде всего во французской зоне влияния. Напомним, что основными участниками посреднического процесса в настоящее время являются: формат Е6 (страны-постоянные члены Совета Безопасности ООН плюс Евросоюз); «катарская инициатива» (катарское руководство министерства иностранных дел и руководитель смешанной миссии АС-ООН Дж.Бассоле); «Совет высшего присутствия» АС во главе с Т.Мбеки; руководство АРЕ и Ливии. В Судане также работают две миссии ООН: ЮНАМИД (Дарфур) и ЮНАМИС (Север-Юг).

В настоящее время все свои основные надежды в Хартуме связываются исключительно с США. А если конкретнее с миссией специального представителя США по Судану С.Грейшена. Последний, несомненно, нашел «общий язык» с реформаторским крылом в суданском руководстве (советник президента Г.ат-Табани, вице-президент О.Таха) и проводит очень большую работу на фактически всех основных направлениях внутрисуданского урегулирования. При этом у американского спецпосланника сложились очень непростые отношения с Джубой, которую он посещает только «по большим праздникам», а также с «упертым» полевым дарфурским командиром А.Нуром.

Совершенно очевидно, что два этих момента являются «оборотной стороной медали» лояльности к С.Грейшену в Хартуме. Сейчас в принципе с большей долей уверенности можно утверждать, что и Хартум и С.Грейшен совместно очень успешно работают над воплощением в жизнь намеченного совместного плана по умиротворению Дарфура и проведению выборов в апреле с.г. как первого этапа урегулирования, а также подготовке к референдуму о независимости Юга, как заключительного этапа ВМС.

Как ни парадоксально это звучит, но «упертые исламисты» и отставной американский генерал, руководивший бомбежками Ирака, вполне себе успешно договорились «как дальше жить». Во главу угла, прежде всего, ставится вопрос о снятии экономических санкций с Судана и вывода его из «черного списка» Госдепартамента США «стран-спонсоров терроризма». Это основное желание Хартума, которое удовлетворить могут только в Вашингтоне. Кто бы что ни говорил, но режим санкций очень негативно влияет на экономику Судана, в том числе и, прежде всего, на привлечение зарубежных инвестиций и развитие добычи полезных ископаемых. В Судане не работают все банковские карточки, что означает фактическую изоляцию суданской финансовой системы.

Оправданно будет говорить, что Хартум четко обозначил свое стремление по полноправному возвращению в международную экономическую систему. Это автоматически означает скорую и неизбежную экспансию американского капитала в страну. Исламисты в Хартуме уже сейчас активно сотрудничают с американцами в области безопасности и контртеррора. Помимо налаженного обмена разведданными, это, прежде всего, крупнейшая станция радиоэлектронной разведки американцев в Судане. А в перспективе и создание военной базы США, которая будет являться важнейшим звеном американской стратегии «сдерживания» в Африке.

Полное принятие политики и стратегии С.Грейшена подчеркивается всеми основными политическими «тяжеловесами» в суданском руководстве (Нафи Али Нафи, Г.ат-Табани, О.Таха). Это означает, что суданцы готовы к возвращению в американскую орбиту влияния на континенте, явно предпочитая ее французской.

При этом «осечка» миссии С.Грейшена, когда он с подачи своих недругов из Госдепа США, был «профилактирован» в Сенате за «потворство военному преступнику О.аль-Баширу», была воспринята в Хартуме философски. При этом ряд экспертов говорил о том, что «суданцы разочаровались в американце». Ничего подобного, в Судане умеют ждать и на легкие победы не рассчитывают. Все дальнейшие действия суданского руководства по нормализации отношений с Чадом, прорыву на дарфурском направлении (18 марта с.г. все-таки будет заключено многострадальное рамочное соглашение с основной партизанской группой ДСР), принятие любых итогов референдума 2011 года, говорят об этом. Сопоставим это с недавним заявлением самого С.Грейшена о том, что «в случае успешного проведения апрельского голосования, можно говорить о частичном снятии экономических санкций».

Хартум также рассчитывает и на негласную помощь Вашингтона в вопросах нейтрализации усилий МУС и отмены или сознательного забвения его знаменитого вердикта в отношении президента О.аль-Башира. Почему-то в суданском руководстве убеждены в том, что только американцы со своим политическим и экономическим влиянием способны «в нужном ключе» повлиять на МУС и сделать из Судана «второй Кувейт».

Политика сближения с Китаем в этой связи представляет собой вариант больше вынужденный. В Хартуме уже по горло сыты китайской «осетриной второй свежести» в виде экономической политики «выжженной земли» и устаревшими технологиями. В качестве запасного варианта китайцы, конечно, подходят, но во «второй Кувейт» с ними точно не превратиться. Это в суданском руководстве отчетливо понимают. Как и тот важный момент, что сориться с США из-за Судана в Пекине не будут, и вето в Совете Безопасности ООН в одиночку накладывать не будут.

Париж здесь тоже суданцам не очень большой помощник, хотя судано-французский банк и сейчас успешно в Хартуме функционирует, французы построили ГЭС в Судане и т.п. Но в своей среднесрочной стратегии суданцы уделяют французам роль больше политическую, нежели экономическую. Имеется в виду, прежде всего Чад, как следствие Дарфур, где-то отношения с ЦАР, но не более того. Все-таки Судан идентифицирует себя больше с зоной притяжения англосаксов.

Что же касается катарцев и Дж.Бассоле, то в Хартуме, несомненно, очень ценят их посредничество, поскольку это не только дань уважения Афросоюзу, но и явный реверанс в сторону богатого Катара как «мостику» к богатым арабским спонсорам.

Египетские усилия по организации цивилизованного «развода» между Севером и Югом, несомненно, продиктованы прежде всего проблемой Нила. Египет можно без всякого преувеличения назвать стратегическим партнером Судана. Здесь и экспорт газа, торговля, и все тоже соглашение о разделе вод Нила. Другое дело, что оживление посредничества Каира произошло в последнее время благодаря во многом усилиям О.Тахи, и как представляется, С.Грейшена. До этого существовала некая подозрительность, которая уходит своими корнями еще в 90-е годы, когда тот же О.Таха организовывал покушение на президента Х.Мубарака в Эфиопии.

Подводя итоги, констатируем, что основным вектором внешней политики нынешнего суданского руководства является четкая, несмотря на всю риторику, ориентация на стратегическое сотрудничество с США, целью которого является выход из-под режима экономических санкций и возвращения в международную систему продажи углеводородов.

52.21MB | MySQL:103 | 0,617sec