Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 марта 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с палестино-израильскими отношениями и событиями в Афганистане. В Москве 19 марта прошла встреча международного «квартета» по ближнево-сточному урегулированию (РФ, США, Евросоюз, ООН), участники которой призвали палестинцев и Израиль начать непрямые мирные переговоры и затем перевести их в формат непосредственного диалога. На юге Афганистана силы международной коалиции и национальной армии начали вторую в текущем году крупномасштабную операцию против боевиков движения «Талибан».

«Квартет» международных посредников, обсудив состояние и перспек-тивы урегулирования палестино-израильского конфликта, призвал обе сто-роны воздержаться от провокационных действий и «подстрекательской ри-торики» и начать непрямые мирные переговоры с последующим возобновле-нием прямого диалога, который должен завершиться через 24 месяца урегу-лированием конфликта. «Квартет» призвал Израиль «заморозить всю посе-ленческую деятельность, включая «естественный рост» поселений, демонти-ровать поселения, возведенные с марта 2001 г., а также воздержаться «от сноса зданий и выселения жителей в Восточном Иерусалиме». Кроме того, было осуждены планы израильских властей по строительству нового жилья в восточных районах Иерусалима. При этом в заявлении «четверки» подчерки-вается, что вопрос о статусе Иерусалима «должен быть решен путем перего-воров между сторонами». Палестинская национальная администрация и не-которые арабские страны, в частности Египет, приветствовали призыв к за-мораживанию израильской поселенческой деятельности, но заявили о необ-ходимости выработки конкретного механизма реализации этого процесса. Министр иностранных дел Израиля А. Либерман подверг критике заявление «квартета» за попытки «искусственно навязать» урегулирование, а предло-женные для завершения переговоров временные рамки назвал «нереалистич-ными». Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отказался ограничивать но-вое строительство в Иерусалиме, заявив, что оно будет продолжено, «как это было последние 42 года» (после войны 1967 г.).

В целом отметим, что предложенные «квартетом» сроки достижения палестино-израильского урегулирования вряд ли являются реальными, так как проблемы, имеющиеся между сторонами, очень сложны, трудно разре-шимы и многочисленны. К тому же ни израильтяне, ни палестинцы все еще не готовы к возобновлению действительно конструктивного диалога.

Президент Б. Обама 18 марта подтвердил, что Израиль остается «бли-жайшим союзником США», а в двусторонних отношениях не существует кризиса, добавив, что «иногда у друзей могут быть разногласия». Глава Бело-го дома признал, что объявленные недавно планы израильских властей по строительству 1600 единиц нового жилья в Восточном Иерусалиме «не при-несли пользы» делу возобновления переговорного процесса между Израилем и палестинцами. Со своей стороны, премьер-министр Б. Нетаниягу 19 марта обещал госсекретарю США Х. Клинтон предпринять ряд шагов, призванных смягчить напряженность в отношениях с палестинцами. 23 марта Б. Нетания-гу прибывает в США, где должен встретиться с Б. Обамой. Как ожидается, главной темой переговоров лидеров двух стран станут вопросы, связанные с безопасностью Израиля, урегулирование с палестинцами и Иран.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 20-21 марта посетил пале-стинские территории на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и сектор Газа. Руководитель ООН осудил блокаду палестинского анклава и строительство Израилем нового жилья в восточной части Иерусалима.

Намерение израильских властей возвести новое жилье в Восточном Иерусалиме вызвали вспышку насилия на палестинских территориях. На ЗБРИ и в восточных районах Иерусалима на минувшей неделе прошли мас-совые протестные выступления палестинцев, перераставшие в столкновения с израильскими силами безопасности и беспорядки. Среди палестинцев име-ются жертвы, в т. ч. убитые. Отметим, что выступления начались в рамках объявленного радикальным движением ХАМАС «дня гнева». Многотысяч-ный марш протеста прошел и в контролируемом ХАМАСом секторе Газа.

На прошедшей неделе палестинские экстремистские группировки из сектора Газа неоднократно обстреливали ракетами территорию Израиля, а в ответ израильские ВВС наносили удары по объектам боевиков в палестин-ском анклаве. В то же время один из лидеров ХАМАСа М. аз-Захар осудил эти обстрелы, заявив, что они нарушают условия перемирия, создают «опас-ный прецедент» и совершаются вопреки запрету со стороны исламистов. Од-новременно Аз-Захар осудил израильские воздушные налеты на сектор Газа.

На юге Афганистана в провинции Кандагар войска международной коалиции и совместно с частями национальной армии начали крупную опе-рацию против боевиков движения «Талибан». По заявлению командующего силами коалиции американского генерала С. Маккристала, операция не будет быстрой и может продлиться «недели и даже месяцы». Генерал отметил, что в отличие о недавней операции в соседней провинции Гильменд, полномас-штабные боевые действия в Кандагаре «будут набирать силу постепенно». В ходе первого этапа операции планируется взять под контроль дороги и рай-оны, прилегающие к городу Кандагар.

По мнению главы Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США генерала Д. Петрэуса, ситуация в Афганистане может ухудшиться, прежде чем наступит улучшение, а 2010 г. будет трудным. И хотя прогресс в войне с талибами будет достигнут, войскам коалиции предстоят ожесточен-ные бои, не исключены и периодические неудачи. Залогом прогресса в Афга-нистане Д. Петрэус назвал подготовку местных сил безопасности. Между тем в афганских военно-учебных заведениях не хватает большого числа препода-вателей и инструкторов, в т. ч. из стран НАТО. Так, из 2325 должностей бо-лее 800 остаются вакантными.

С целью ускорения процесса урегулирования конфликтов в Афгани-стане и Пакистане американская администрация приняла решение начать подготовку к переговорам с движением «Талибан». В то же время афганские власти заявили, что недавний арест в Пакистане нескольких лидеров движе-ния «Талибан» привел к срыву переговоров между правительством и талиба-ми, что негативно сказалось на процессе национального примирения.

17 марта Парижский клуб кредиторов принял решение о списании всего внешнего долга Афганистану. Совокупный внешний долг страны составляет 2,1 млрд долларов США, из которых 1,026 млрд Афганистан должен Парижскому клубу.

17 марта Пакистан и Иран подписали соглашение о строительстве га-зопровода протяженностью 900 км, по которому иранский газ должен по-ставляться Пакистану. Стоимость проекта оценивается в 7,6 млрд долларов. Ожидается, что к середине 2015 г. Пакистан ежедневно будет получать из ИРИ около 12 млн кубометров газа, что позволит значительно улучшить по-ложение с обеспечением страны энергоресурсами.

На минувшей неделе в различных районах Пакистана вновь было со-вершено несколько терактов и вооруженных нападений, а американские бес-пилотные летательные аппараты нанесли новые удары по талибам на паки-станской территории.

Командующий ОЦК ВС США генерал Д. Петрэус 16 марта заявил, что намерения Ирана производить собственное ядерное оружие «несколько» от-срочены, так как его разработка «несколько замедлилась». По оценке генера-ла, Иран представляет собой наиболее серьезную угрозу региональной безо-пасности, а в случае, если Тегеран станет обладать ядерным оружием, обста-новка на Ближнем и Среднем Востоке будет дестабилизирована. Д. Петрэус отметил, что Исламская республика поддерживает и вооружает экстремист-ские группировки в Ираке, Ливане, в секторе Газа и, в меньшей степени, в Афганистане, вмешиваясь во внутренние дела этих стран.

Глава Организации по атомной энергии Ирана А. А. Салехи заявил 17 марта, что в Тегеране готовы к обмену партии в 1200 кг низкообогащенного урана на 120 кг урана со степенью обогащения до 20 процентов. Для этого топливо должно быть доставлено на иранскую территорию, а обмен необхо-димо производить одновременно.

Президент Б. Обама 17 марта вновь подтвердил, что США будут стре-миться к введению «агрессивных санкций» против Ирана из-за несоблюдения этой страной требований резолюций Совета Безопасности ООН по ядерной программе.

Россия, по словам президента Д. Медведева, не исключает возможность введения санкций против Ирана, но такие санкции должны быть «умными».

19 марта президент Йемена А. А. Салех объявил об окончании войны с шиитскими мятежниками на северо-западе страны. Глава государства уточ-нил, что речь идет не о приостановке боевых действий или перемирии, а именно об окончательном прекращении конфликта. Салех сообщил, что ши-итские боевики освободили пленных, ведут разминирование местности, сни-мают блокпосты на дорогах, покидают боевые позиции и населенные пункты, захваченные ими в провинции Саада. В то же время части правительственной армии и полиция размещаются в оставляемых мятежниками городах и деревнях, а также на границе с Саудовской Аравией. По словам президента, передислокация войск и сил безопасности будет завершена в течение 7-10 дней. В свою очередь представитель повстанцев заявил, что из плена осво-бождено 445 военнослужащих и гражданских лиц, а около 120 пленников по-гибли в результате авиационных ударов по лагерям шиитов. Следует под-черкнуть, что, несмотря на заметные успехи в деле прекращения военной фа-зы конфликта на северо-западе Йемена, нет полной уверенности в том, что мир в регионе будет прочным, потому что глубинные причины конфликта все еще далеки от своего разрешения. Так, власти в Сане продолжают игно-рировать жалобы шиитов на дискриминацию.

Сложная обстановка сохраняется в Ираке, где все еще не завершен подсчет голосов на состоявшихся 7 марта парламентских выборах. По со-стоянию на 21 марта после подсчета 95 проц бюллетеней лидирует с переве-сом примерно в 11 тыс. голосов оппозиционный либерально-патриотический блок «Аль-Иракия» во главе с бывшим премьер-министром страны А. Алауи. На втором месте блок «Государство закона». Его лидером является нынеш-ний глава правительства Н. аль-Малики, который призвал к пересчету голо-сов, хотя ранее заявлял, что число жалоб по итогам выборов «очень низкое» и они не повлияют на исход голосования. Президент страны Дж. Талабани (курд) также потребовал пересчета голосов. Однако Независимая высшая из-бирательная комиссия Ирака отказалась выполнить эти требования и объяви-ла, что окончательные итоги выборов будут объявлены 26 марта. Характерно, что коалиция «Государство закона» начинает настаивать на пересчете голосов каждый раз, когда впереди оказывается коалиция «Аль-Иракия». Кроме того, 20 марта руководство блока обвинило США и Саудовскую Аравию во вмешательстве во внутренние дела Ирака с целью «отстранения коалиции Н. аль-Малики от формирования правительства».

В столице Катара Доха 18 марта было подписано рамочное соглашение о прекращении огня между правительством Судана действующей в Дарфуре повстанческой группировкой Движение за освобождение и справедливость. В то же время хартумские власти и крупнейшая дарфурская повстанческая группировка Движение за справедливость и равенство не смогли подписать в ранее оговоренный срок – 15 марта окончательное мирное соглашение, кото-рое должно разграничить властные полномочия между центральным прави-тельством и регионом, а также установить механизм распределения доходов от добываемых в Дарфуре природных ископаемых, прежде всего, нефти. Тем временем участники международной конференции по восстановлению Дар-фура, которая прошла 21 марта в Каире, собрали 850 млн долларов. Эти средства должны пойти на восстановление экономики и социальной инфра-структуры региона. Наибольший вклад внесли Катар, Алжир, Турция, Ма-рокко, Бразилия и Австралия.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах отношений НАТО с арабскими странами

 

 

Руководство НАТО в рамках курса на расширение сферы влияния аль-янса стремится упрочить его позиции в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. С этой целью НАТО все более активно действует в арабских странах, вовлекая их в сотрудничество в различных областях, подключая в той или иной форме к различным военно-политическим схемам Запада.

Заинтересованность НАТО в развитии сотрудничества с арабскими странами обусловлена двумя основополагающими факторами: (1) энергети-ческим, а именно наличием на Арабском Востоке крупнейших запасов угле-водородного сырья и растущей зависимостью европейских государств от по-ставок нефти и газа из региона; и (2) необходимостью обеспечения безопас-ности альянса с южного направления, особенно в связи усиливающейся угро-зой экстремизма и терроризма, что требует международной координации усилий по борьбе с этими явлениями. В западных столицах отчетливо пони-мают, что стабильность и безопасность их стран находится в непосредствен-ной зависимости от того, как будет развиваться политическая и экономиче-ская ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. При этом руково-дство альянса считает, что обстановка «к югу и юго-востоку от Европы весь-ма нестабильна» и в интересах НАТО держать конфликты в регионе «на от-далении», для чего во многих случаях необходимо действовать совместно с арабскими странами для локализации кризисных ситуаций. Учитывается на-товцами и расположение Ближнего Востока и Северной Африки на пересе-чении главных экономических и стратегических путей, связывающих три континента – Европу, Азию и Африку. Особое внимание НАТО уделяет со-действию эволюции арабских стран в сторону демократизации, приближению их политических систем к западным стандартам. Что касается целого ряда арабских государств, то их руководители видят в расширении взаимодействия с Североатлантическим альянсом возможность упрочения своих внешнеполитических позиций, получения необходимой и разнообразной по-мощи в деле укрепления национальных армий, приобщения к современному опыту военного строительства и технического оснащения вооруженных сил. Также следует отметить и то большое впечатление, которое произвело на арабские страны быстрое вступление в НАТО на рубеже столетий государств Восточной Европы, соглашения о партнерстве, подписанные альянсом с Рос-сией и Украиной. Несомненно, что важным объективным фактором, подтал-кивающим стороны к расширению связей, является и географическая бли-зость, в первую очередь арабских средиземноморских стран и Южной Евро-пы.

Наиболее активно сотрудничают с НАТО такие государства как Египет, Марокко, Тунис, Иордания, Ирак, аравийские монархии, Джибути, Мав-ритания. Все более интенсивные связи поддерживает с альянсом Алжир. Во-енные связи с некоторыми странами НАТО имеют Ливан, Йемен и Ливия. В то же время Сирия и Судан не имеют контактов с альянсом.

В НАТО формируют различные схемы военно-политического взаимо-действия и сотрудничества с арабскими странами, как на многосторонней ос-нове, так и с отдельными государствами региона. При этом руководству Се-вероатлантического альянса развитие сотрудничества со странами арабского мира, прежде всего Южного Средиземноморья, видится в перспективе как установление с ними прочных партнерских отношений, не исключая даже ас-социированного членства в НАТО, либо заключения под эгидой альянса пакта по безопасности и стабильности.

В первую очередь, отметим сотрудничество арабских стран с альянсом в рамках т. н. Средиземноморского диалога, в котором участвуют Алжир, Египет, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис (а также Израиль). В основе этой программы лежит позиция официальных лиц НАТО о том, что «безо-пасность в Европе в целом тесно связана с безопасностью и стабильностью Средиземноморского региона, а Средиземноморское измерение является ча-стью европейской архитектуры безопасности». Страны-участницы диалога расширяют военные связи, налаживают сотрудничество в борьбе с террориз-мом. В перспективе не исключается совместный сбор разведывательной ин-формации, увеличение объемов военной и военно-технической помощи араб-ским участникам диалога, а в более отдаленной перспективе – достижение оперативной и технологической совместимости вооруженных сил. В рамках диалога стороны обмениваются военно-политической информацией, взаимо-действовали при проведении миротворческих операций на территории быв-шей Югославии. Руководством Североатлантического союза организуются посещения арабскими делегациями штаб-квартиры НАТО, оказывается со-действие в подготовке национальных кадров и др. Невоенные аспекты Сре-диземноморского диалога включают организацию обучения в школе НАТО в Германии и колледже в Италии для представителей стран-членов программы по вопросам миротворчества, экологии, контроля над вооружениями, безо-пасности в Европе и планирования предотвращения чрезвычайных ситуаций. С 1997 г. действует специальная группа средиземноморского сотрудничества, которая организует работу в рамках диалога. Принято решение об открытии «контактных представительств» Североатлантического альянса в странах-участницах диалога.

В июне 2004 г. страны НАТО приняли т. н. Стамбульскую инициативу сотрудничества. Она имеет цель усилить взаимодействие западного военно-политического альянса со странами Ближнего Востока с акцентом на сотруд-ничество с государствами Персидского залива. Инициатива предполагает оказание содействия в борьбе с терроризмом и распространением ОМУ, про-ведение совместных учений, помощь в подготовке сил пограничной охраны и др. К сегодняшнему дню к этой программе официально присоединились Ку-вейт, Бахрейн, ОАЭ и Катар. Саудовская Аравия объявила о возможности присоединения к инициативе.

Развивается военное сотрудничество НАТО с арабскими странами. По-стоянно происходит обмен военными делегациями, в т. ч. на высоком уровне. На регулярной основе проводятся многосторонние и двусторонние учения с вооруженными силами арабских государств. В первую очередь, отметим масштабные многосторонние учения «Брайт стар», проводимые один раз в два года на территории Египта, учения «Феликс экспресс» и «Безопасность и бдительность на море», проходящие в Средиземном море с участием ВМС стран НАТО и арабских государств, многочисленные совместные антитерро-ристические учения. Алжир и Марокко (а также Израиль) дали согласие уча-ствовать в антитеррористическом патрулировании НАТО в Средиземном мо-ре (операция «Активные усилия»). Страны Североатлантического альянса, главным образом США, Великобритания и Франция занимают ведущие по-зиции на рынках вооружений большинства арабских государств. Кроме того, эти страны имеют постоянные военные базы на территории ряда арабских государств или получили право использовать их аэродромы и морские порты. Все больше арабских военнослужащих различных рангов и специальностей направляются на обучение в военно-учебные заведения НАТО. Руководство Североатлантического альянса сообщило о планах открытия на Ближнем Востоке военного училища, в котором будут готовить офицеров по натов-ским стандартам. За его основу будет взят британский элитный военный кол-ледж в Сандхерсте. Территорию для училища готова предоставить Иордания. С рядом арабских стран налажен обмен разведывательной информацией, а Кувейт и Бахрейн даже подписали специальные соглашения с НАТО об об-мене информацией в сфере борьбы с терроризмом.

НАТО принимает активное участие в создании новых вооруженных сил Ирака. В 2004 г. на саммите НАТО в Стамбуле принят документ, согласно которому специалисты из стран-членов альянса обучают иракских воен-нослужащих и сотрудников сил безопасности, предоставляют иракской ар-мии, вооружение, военную технику, снаряжение и экипировку. В Багдаде ра-ботает специальная натовская «Миссия по реализации обучения», которая действует под политическим контролем Совета НАТО и при тесном взаимо-действии с командованием ВС США и правительством Ирака. Миссия также оказывает содействие иракскому руководству в организации системы оборо-ны страны.

В целом, говоря о перспективах на ближайшие 10-15 лет, отметим, что военное строительство и развитие вооруженных сил в большинстве арабских странах будет идти по пути все более широкого использования натовских об-разцов.

Таким образом, военно-политические связи и сотрудничество НАТО с арабскими странами продолжат поступательно развиваться. При этом руко-водство Североатлантического союза будет действовать в направлении за-крепления и дальнейшего расширения своего присутствия в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, хотя, как видится и не станет форсировать этот процесс.

52.19MB | MySQL:103 | 0,598sec