О влиянии обострения ситуации на Ближнем Востоке на реализацию проекта транспортного коридора Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC)

Обсуждение коридора Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC) должно было  фигурировать в  диалоге 2 + 2 между Индией и США в Нью-Дели 9-10 ноября. Это был первый случай, когда два партнера нового амбициозного проекта смогут наметить контуры будущего проекта после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября и последующей войны, но конкретного обсуждения не случилось. Как указывают индийские эксперты из Центра баз данных и документации Института управления конфликтами (ICM), влияние событий на Ближнем Востоке, которые расширили границы раздела между Израилем и арабским миром, на перспективу реализации IMEC значительно, и реализация проекта неизбежно будет отложена. Более того, он может вообще  никогда не реализоваться. Запущенный в кулуарах саммита G20 в Нью-Дели в сентябре 2023 года, когда Индия, США, Саудовская Аравия, ОАЭ, Франция, Германия, Италия и ЕС подписали Меморандум о взаимопонимании, IMEC критически связан с «Соглашениями Авраама», серией соглашений, подписанных во второй половине 2020 года для нормализации отношений между Израилем и несколькими арабскими государствами. Это также связано с улучшением холодных отношений между президентом США Джо Байденом и наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом.  IMEC предлагает укрепить транспортные и коммуникационные связи между Европой и Азией с помощью железнодорожных и судоходных сетей. Амбиции проекта выходят за узкие рамки торговли и экономики и охватывают все, от электросетей до кибербезопасности, опираясь на обсуждения, которые имели место на форумах по безопасности, таких как Quad. Бывший индийский дипломат писал: «Если высокие амбиции, изложенные в Нью-Дели, смогут стать реальностью, они внесут исключительный вклад в создание более безопасной и пригодной для жизни планеты». При этом важно, что США  не получает материальной выгоды от участия в проекте. Проект охватывает только Индию и Европу. Однако главная заинтересованность  США  состоит в том, чтобы новый проект стал бы  противодействием китайской инициативе «Один пояс, один путь» (BRI), глобальному проекту строительства инфраструктуры, который соединяет Китай с Юго-Восточной Азией, Центральной Азией, Россией и Европой. При этом  сравнивать  эти два проекта не стоит. BRI существует гораздо дольше и гораздо масштабнее по своим целям, но IMEC, безусловно, имеет огромное значение для Индии, США, а также Израиля. В отчете Белого дома о встрече президента Дж.Байдена и премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в сентябре 2023 года отмечалось, что они говорили о прогрессе в создании «более интегрированного, процветающего и мирного ближневосточного региона, в том числе посредством усилий по углублению и расширению нормализации отношений со странами региона». Цель IMEC — соединить Индию с Европой маршрутом, который проходит через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль и Грецию. Восточный коридор IMEC соединит Индию с регионом Персидского залива, а Северный коридор соединит регион Персидского залива с Европой. Три индийских порта (Мундра и Кандла в Гуджарате и порт Джавахарлала Неру в Мумбаи) будут соединены с пятью портами на Ближнем Востоке (Фуджейра, Джебель-Али и Абу-Даби в ОАЭ и порты Даммам и Рас-эль-Хайр в Саудовской Аравии). Дальнейшее сообщение из пяти портов ОАЭ и Саудовской Аравии будет осуществляться железнодорожным сообщением с израильским портом Хайфа. IMEC предлагает использовать как уже существующие проекты «Браунфилда», так и проекты, которые будут построены с нуля. Для перевозки грузов из порта Хайфа в Европу на первый план выходит северный коридор. Этот коридор должен начинаться  из Хайфы в три европейских порта: Пирей в Греции, Мессина на юге Италии и Марсель во Франции. Из этих портов существующие европейские железнодорожные сети будут доставлять грузы в конечные пункты назначения.

При этом в рамках IMEC предлагается реализовать  «Канал Бен-Гуриона» или проект Израильского канала. Это долгоиграющая идея.  В июле 1963 года Министерство энергетики США и Национальная лаборатория Лоуренса Ливермора выпустили  секретный документ, в котором излагался план использования 520 подземных ядерных взрывов для облегчения процесса раскопок в холмах пустыни Негев. Документ был рассекречен в 1993 году. Проект должен соединить Акабский залив со Средиземным морем, а новый  канал будет составить конкуренцию   Суэцкому каналу. Он будет почти на треть длиннее Суэцкого канала (194 км), то есть почти на 300 км. Стоимость создания Израильского канала оценивается в сумму от 16 до 55 млрд долларов. Предлагаемый канал должен  начинаться от залива Акаба, у портового города Эйлат на границе Израиля и Иордании, проходить  через долину Арабах на протяжении примерно 100 км между горами Негев и Иорданским нагорьем и поворачивает на запад перед бассейном Мертвого моря, который находится на 1412 футов ниже уровня моря, проходит через долину в горном массиве Негев, затем снова направляется на север, чтобы обойти сектор Газа и соединиться со Средиземным морем. Израильский «Канал Бен-Гуриона» стал бы серьезным сдвигом в динамике мировой морской торговли. Значительно шире Суэцкого канала, его конструкция открывает новую эру эффективности морского судоходства, вмещая увеличенный объем судов, поскольку он будет построен на более суровом рельефе, чем песок в Суэце, канал предусматривает  двустороннее движение, позволяя судам проходить в обоих направлениях одновременно. Этот проект является не просто улучшением логистики; он должен стать глубоким подтверждением намерения Израиля стать опорой мировой морской торговли. Канал ближе к египетской границе обеспечил бы беспрецедентные военные преимущества в качестве оборонительного препятствия на канале, укрепив обороноспособность Израиля и обеспечив буфер против потенциальных угроз с юга. Такое стратегическое преимущество в нестабильном регионе может изменить баланс сил. Проект также продиктован необходимостью сдержать рост экономической мощи Китая и приостановить его текущий проект “Один пояс, один путь».  США пытаются помешать китайскому торговому маршруту, создавая альтернативный маршрут для конкуренции. Таким образом, на новом этапе борьбы начнется экономическая война, направленная на контроль над морскими портами и мировыми торговыми путями. Но реализация этого проекта сопряжено и очевидными проблемами. Это противодействие со стороны арабских стран во главе с Египтом, поскольку его доходы от Суэцкого канала оцениваются в 8 млрд долларов. Как только «Канал Бен-Гурион» будет активирован, они упадут до 4 млрд долларов. В этой связи  Египет может принять решение расширить Суэцкий канал за треть от стоимости, предложенной Израилем. Кроме того, строительство «Канала Бен-Гуриона» может занять несколько лет с привлечением около 300 000 инженеров и рабочих, а сам  канал должен  будет проходить по различной конфигурации ландшафтам, таким как пустыни, горы и бассейн Мертвого моря, который находится ниже уровня моря.  Традиционно торговля между Индией и Европой в значительной степени зависела от Суэцкого канала. После приобретения порта Хайфа, второго по величине порта Израиля, консорциумом, возглавляемым индийской компанией Adani Group, он может стать альтернативным маршрутом, Рон Малка, бывший посол Израиля в Индии, исполнительный председатель Хайфской портовой компании, говорит, что целью является развитие Хайфского порта как настоящих ворот, соединяющих Восток с Западом. «Канал Бен-Гуриона» предоставит Израилю в частности и другим дружественным странам свободу от потенциального шантажа, связанного с доступом к Суэцкому каналу. Арабские государства использовали Красное море для давления на Израиль, и в ответ Израиль решил усилить контроль над Красным морем.  Одно из главных военных преимуществ для Израиля заключается в том, что это дает Израилю стратегические возможности, поскольку «канал Бен-Гуриона» полностью лишит Суэца важности для Вооруженных сил США, если потребуется помощь Израилю. Эксперты придерживаются мнения, что эта ситуация пошатнет стратегический энергетический баланс китайской инициативы проекта «Один пояс и один путь» в Средиземном море, наряду с Ормузским проливом, через который проходит 30% мировых поставок  энергоносителей.

Таковы были планы, но на сегодня, за исключением потенциальной географии нового коридора, документ IMEC скуден деталями. Временные рамки, определение ключевых правительственных учреждений, которые будут финансировать проект, и инвестиции, которые будут сделаны соответствующими партнерами, пока не определены. Значительные участки предлагаемого железнодорожного коридора отсутствуют, как и обсуждения по согласованию стандартов. Таким образом, реализация IMEC остается чрезвычайно сложной. План действий ожидался к через 60 дней с момента запуска проекта, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. На момент его объявления эксперты указывали на геополитические сложности налаживания связей между странами-партнерами, такими как США, Израиль и Саудовская Аравия, которые часто не сходятся во взглядах. Но эти риски уже наступили.     Война в Газе грозит спровоцировать более широкий конфликт, в который втянутся государства Персидского залива, надеявшиеся на деэскалацию в регионе, что позволит им сосредоточиться на амбициозных планах диверсификации своей экономики. Это, безусловно, оказало значительное влияние на нормализацию отношений Израиля с арабскими странами. Сразу после инцидента 7 октября ОАЭ и Бахрейн раскритиковали нападения, совершенные ХАМАСом. Однако по мере того, как шли дни, а военная кампания Израиля в Газе продолжала уносить жизни мирных жителей, позиция арабов менялась. Бахрейн 2 ноября отозвал своего посла из Израиля и приостановил торговые связи с ним. Посол Израиля тоже покинул Манаму. В заявлении парламент Бахрейна подтвердил свою «историческую и твердую позицию в поддержку палестинского дела и законных прав братского палестинского народа». ОАЭ, являющиеся одним из ближайших партнеров Соединенных Штатов на Ближнем Востоке и принимающие американские войска, в течение последнего десятилетия проводили более независимую и напористую внешнюю политику. Они хотят ослабить ХАМАС. Хотя официальные лица ОАЭ подтвердили свою веру в действенность «Соглашений Авраама», они назвал ответ Израиля «непропорциональным» и провалом его двухдесятилетней политики сдерживания по палестинскому вопросу. 4 ноября дипломатический советник президента ОАЭ заявил, что США должны добиваться быстрого прекращения войны между Израилем и ХАМАСом и нового процесса решения израильско-палестинской проблемы, длящейся десятилетиями, иначе Вашингтон будет считаться неэффективным. Такие страны, как Кувейт, Оман и Катар, критически относились к Израилю. Катар, союзник США, поддерживает ХАМАС, а Доха является домом для некоторых лидеров ХАМАСа, включая Исмаила Ханию. Эмират жертвует Газе до 30 млн долларов в месяц. Саудовская Аравия попыталась найти здесь баланс, хотя и осудила ХАМАС, но  назвала ЦАХАЛ «израильскими оккупационными силами». Обостряющийся гуманитарный кризис и отказ Израиля объявить о прекращении огня или даже рассмотреть вопрос о гуманитарной паузе только усугубляют позицию арабских стран. Таким образом,  война в Газе оказывает огромное давление на перспективы сближения Саудовской Аравии и Израиля. Президент Байден увидел более широкий заговор в нападении ХАМАСа на Израиль, прежде всего в рамках срыва  возможного мирного соглашения между КСА и Израилем: «Я собирался сесть за стол переговоров с саудовцами …. Саудовцы хотели признать Израиль». Аналитики указывают, что доказательств этому утверждению мало, но США действительно потратили большую часть своих усилий на заключение сделки между КСА и Израилем в обмен на оборонительный пакт между Эр-Риядом и Вашингтоном. У США есть причины полагать, что война Израиля против ХАМАСа и их вынужденное стремление поддерживать и финансировать ее делают реализацию проекта IMEC более проблемной.

3 ноября министр иностранных дел Индии С.Джайшанкар заявил, что, хотя ситуация в Западной Азии очень сложная, генеральный план коридора IMEC по-прежнему остается неизменным. «IMEC в значительной степени является частью глобального наследия и был торговым маршрутом на протяжении сотен лет. В Европе существует огромный интерес к IMEC и к беспрепятственному логистическому переходу в Индию», — сказал он в Нью-Дели. Заявление министра подчеркивает огромную заинтересованность Нью-Дели в этом проекте. Премьер-министр Н.Моди заявил, что этот транспортный коридор «станет основой мировой торговли на сотни лет вперед». Эти заявления не случайны.  Поскольку в настоящее время большая часть экспорта машиностроительной продукции Индии направляется в основном на Ближний Восток и Европу, IMEC сможет многократно увеличить этот экспорт. Кроме того, IMEC потенциально может способствовать экспорту ИТ-услуг Индии в Европу и на Ближний Восток. IMEC также предоставит Индии возможность создать центры по производству «зеленого водорода» и «зеленого аммиака» вблизи побережья и поставлять товары по морским и железнодорожным сетям на Ближний Восток и, в конечном счете, в Европу. Включение электросетей в структуру коридора особенно важно с точки зрения Индии, что делает экспортные поставки намного более эффективными и рентабельными, тем самым повышая их конкурентоспособность.

Но реальность на сегодня более прозаична. Ни Индия, ни США, ни заинтересованная в проекте Европа не могут гарантировать начало его реализации. Боевые действия в Газе не обязательно означает конец для проекта IMEC, но они, безусловно, могут чрезмерно задержать или даже сорвать проект. Для возрождения перспектив IMEC необходимо выполнить два условия.

Во-первых, война в Газе должна быть срочно прекращена.

Во-вторых, стратегией обеспечения продолжения реализации проекта должна быть тихая дипломатия, а не публичные заявления.

55.95MB | MySQL:116 | 0,971sec