О влиянии операции Израиля «Железные мечи» в секторе Газа на смену министра иностранных дел Великобритании

В начале текущей недели британский премьер-министр Р.Сунак принял решение об увольнении министра внутренних дел С.Браверман после ее скандальных заявлений о «снисходительности» полиции к участникам пропалестинских демонстраций, которых она назвала «пропалестинской мафией», а их акции «марширующей ненавистью». В ходе правительственных перестановок, вакантная должность перешла к Дж.Клеверли, до этого занимавшему пост главы внешнеполитического ведомства, которым, в свою очередь был назначен бывший премьер-министр Д.Кэмерон. По мнению международных обозревателей, перераспределение должностей в правительстве Соединенного Королевства – не единственный фактор влияния ситуации на Ближнем Востоке на британскую политику, поскольку они ожидают, что определенное воздействие на внешнеполитический курс государства способен оказать новый министр иностранных дел.

После массированной атаки ХАМАСа на Израиль 7 октября 2023 г. Д.Кэмерон сделал заявление в поддержку ближневосточной страны. В его комментарии в социальных сетях отмечалась «полная солидарность» с Израилем и «полное согласие с премьер-министром и правительством Великобритании в их однозначной стойкой поддержке» государства-партнера. Однако многие СМИ в связи с получением нового поста вспомнили и более ранние высказывания политика. Так, в 2010 г., будучи премьер-министром, после инцидента с «Флотилией свободы» Д.Кэмерон назвал сектор Газы «лагерем для военнопленных». Признавая озабоченность Иерусалима проблемой безопасности, которую создает для него соседство с анклавом, политик все же акцентировал «неприемлемость действий» ЦАХАЛа, более того, прозвучали эти слова во время визита в Турцию.

На фоне операции «Нерушимая скала» в 2014 г. британский премьер-министр был обвинен лейбористами в «необъяснимом молчании» относительно действий ЦАХАЛа  в Газе. В результате, под давлением оппозиции МИД Соединенного Королевства выступил с призывом прекратить огонь, одновременно указав на «невыносимые» последствия израильской операции для гражданского населения палестинского анклава. Уже в октябре того же года, когда по предложению оппозиции парламент проголосовал в поддержку признания палестинской государственности, глава правительства воздержался, а его офис подчеркнул, что указанный факт не окажет никакого эффекта на внешнюю политику Великобритании.

Таким образом, сказанное выше свидетельствует о высокой степени зависимости Д.Кэмерона в том, что касается Израиля, от внешнего воздействия различных факторов. Разумеется, в данном случае основной фигурой, которая будет влиять на предпринимаемые внешнеполитическим ведомством шаги, является действующий премьер-министр Р.Сунак, однако, сам по себе министр иностранных дел в целом может как продолжать произраильский курс Лондона, так и качнуться в пользу поддержки палестинцев, если того потребуют обстоятельства. Впрочем, последние, как минимум пока, в большей степени благоволят Израилю.

С одной стороны, политически Великобритания в настоящий момент характеризуется консенсусом относительно правильности встать именно на израильскую сторону. Если позиция Консервативной партии в целом отражена в решениях кабмина, то о лейбористах следует упомянуть отдельно. Так, около недели назад лидер партии К.Стармер отказался выступить с призывом к прекращению огня между Израилем и ХАМАСом, несмотря на то, что данный шаг привел к нарастанию критики в его адрес от коллег по партии, вплоть до призывов уйти в отставку. Британские политические обозреватели полагают, что подобный шаг вполне способен стоить К.Стармеру карьеры, в том числе лишить его шансов занять по итогам следующих выборов ключевой пост, хотя по последним опросам лейбористы опережали консерваторов. Сложно сказать, предвидел ли такое развитие событий сам оппозиционный политик, или счел, что ситуационное реагирование на кризис в регионе не будет иметь долгосрочных последствий. Однако тут явно не обошлось без прошлого неудачного опыта партии, которую при экс-лидере Дж.Корбине за однозначную поддержку палестинцев часто упрекали в антисемитизме. Как бы там ни было, даже если позиция К.Стармера будет иметь последствия, то до вынесения на государственный уровень лейбористам придется решить проблему внутри, что существенно ограничит их возможность влиять на правительство, включая МИД.

С другой стороны, в случае с европейскими странами, то есть членами ЕС, тон их риторики в отношении израильской операции в Газе во многом задает наднациональный центр, где имеется достаточно защитников помощи палестинцам, в том числе и финансовой. Великобритания, выйдя из Евросоюза, такого давления извне лишена. Более того, Д.Кэмерон руководил Великобританией на момент проведения референдума по Brexit, который в итоге стоил ему премьерского кресла. Тогда политик рассчитывал, что большинство в Соединенном Королевстве поддержит идею остаться в рядах ЕС, а сам факт всенародного голосования лишь поможет Лондону защитить свои интересы перед Брюсселем. В результате в настоящий момент есть основания полагать, что травма, нанесенная тем эпизодом политической карьере нового министра иностранных дел Великобритании, заставит его дистанцироваться от европейской дипломатии на Ближнем Востоке.

Последнее особенно актуально, если принять во внимание то, что Британия имеет все шансы координировать курс не с ЕС, а с США. В частности, в день назначения на пост Д.Кэмерон провел телефонные консультации по палестино-израильской проблематике с американским госсекретарем Э.Блинкеном. В ходе беседы, как сказано в официальном пресс-релизе Вашингтона, стороны «подчеркнули преемственность особых отношений между США и Великобританией, а также их важность для региональной и глобальной безопасности».

Таким образом, в целом назначение Д.Кэмерона на пост министра иностранных дел Соединенного Королевства не может полностью обезопасить Израиль от критических замечаний, особенно в долгосрочной перспективе, поскольку политик имел опыт выражения несогласия с действиями ближневосточной страны в бытность премьер-министром. Вместе с тем, в самое ближайшее время, весьма вероятно, от резкой смены курса британский МИД готов воздержаться под влиянием внутриполитической ситуации, где лейбористы пока заняты проблемами внутри партии,  отвлекающими их от претензий правительству, а также в силу выстраивания ближневосточного вектора своей дипломатии с опорой не на ЕС, а на США. В дальнейшем перспектива трансформации подходов правительства Соединенного Королевства к Израилю будет зависеть от указанных переменных.

55.93MB | MySQL:116 | 0,748sec