1 ноября 2023 года, после публикации в так называемой «Официальной газете» указа №7746 президента Турции Р.Т. Эрдогана, вступило в силу соглашение между Турцией и Европейским союзом о сотрудничестве в рамках единой программы цифровой Европы на период с 2021 по 2027 годы.
От имени Турецкой Республики документ был подписан в Анкаре 31 июля с. г. послом Мехметом Кемалем Бозаем, заместителем министра иностранных дел Турции и главой департамента ЕС. От имени ЕС документ 31.08.23 подписал в Брюсселе Тьерри Бретон, член Комиссии по единому рынку.
Пропустим вводные части этого документы о необходимости и перспективности цифрового перехода, и обратимся, непосредственно, к его субстантивной части.
Как указывается в Статье 1 документа, Турция будет действовать как ассоциированная страна и будет вносить свой вклад в определенные цели, включая такие как: 1- суперкомпьютеры, 2 – искусственный интеллект, 4 – продвинутые цифровые навыки, 5 – развертывание и наилучшее использование цифровых возможностей и совместной работы. Указанные позиции приведены в соответствии со статьей 3 Коммюнике 2021/694, последней версии документа.
Документ подразумевает участие компаний, зарегистрированных в Турецкой Республике в проектах в рамках Цифровой Европы на общих основаниях с европейскими компаниями. При этом, Комиссия определит возможность участия конкретных турецких компаний в планах Цифровой Европы с учетом целого ряда перечисленных в соглашении аспектов, включая возможные экспортные-импортные ограничения на поставки продукции и услуг.
Как и в случае того же Таможенного союза с Европой, в рамках проектов покупки и продажи товаров или услуг по договорам, заключенным в рамках реализации проекта рассматриваемого нами соглашения, будет введен режим освобождения от таможенных сборов, импортных пошлин, других налоговых отчислений, включая НДС, которые применяются в Турции. При этом представители Турции имеют право участвовать как наблюдатели в заседаниях комитета (по Цифровой Европе), без права голоса и по вопросам, которые затрагивают Турцию. Они не могут принимать участия в тех видах деятельности, которые не упомянуты параграфом выше (Статья 1 соглашения). Впрочем, как указывается в документе, расходы, на переезд и проживание турецких наблюдателей, будут компенсироваться со стороны ЕС.
Согласно Статье 3 документа Турция примет участие в финансировании программы Цифровой Европы в форме расходов на операционную деятельность, а также платы за участие в программе. Финансовый вклад, как оговаривается в соглашении, будет вноситься ежегодно в июле месяце. Расходы на операционную деятельность будут определяться с учетом ВВП Турции (как и других стран-участниц). Стоимость участия будет рассчитываться как 4% от операционных расходов.
Согласно принципу взаимности, изложенному в Статье 4 документа, европейские компании также могут принимать участие в программах, проектах и действиях Турции, аналогичных проекту Цифровая Европа. Европейские компании могут субсидироваться для участия в турецких проектах или же там, где финансирование не предусмотрено, могут принимать участие в проектах за свой счет.
Подписанное соглашение имеет обратную силу, то есть вступает в силу 1 января 2023 года. Соглашение действует до завершения всех проектов в рамках Цифровой Европы.
Приложение 1 к соглашению содержит расчет ежегодной стоимости участия в проектах Цифровой Европы.
В Приложении 2 содержатся аналоги турецких проектов Цифровой Европе, включая: поддержка академических НИОКР (ARDEB), промышленных НИОКР (TEYDEB), управление трудовыми / человеческими ресурсами (ВİDEB). В Приложении 3 содержатся положения, касающиеся «разумного финансирования».
Итак, фиксируем: Турция и ЕС рассмотренным нами соглашением договариваются о стратегическом партнёрстве в целом ряде областей информационных технологий, включая перечисленные выше, за исключением одной критической области (см. оригинал соглашения о Цифровой Европе: https://www.eumonitor.eu/9353000/1/j4nvk6yhcbpeywk_j9vvik7m1c3gyxp/vlip7jatgpz2). Как можно заметить сопоставлением, из сферы договоренностей между Турцией и Европой выпала сфера №3, указанная в Статье 3: «Кибербезопасность и доверие».
На практике это означает следующее: Европе не допускает Турцию к своим разработкам в сфере кибербезопасности, пожалуй, в самой стратегической сфере. Что показывает уровень доверия между двумя сторонами в цифровой сфере, где Турция действует своими собственными и, заметим, пока достаточно скромными силами.
Открывает ли это возможности стратегического сотрудничества между Россией и Турцией в киберсфере? – Если и да, то чисто теоретически. На практике, российские компании в сфере кибербезопасности работают в Турции, однако, сложно прогнозировать подписание стратегического договора между Россией и Турцией, находящейся под плотной опекой со стороны не ЕС, но США. Тем не менее, ниша в этой сфере в Турции есть и её российской стороне следует пробовать заполнить. Как показывает практика с той же АЭС «Аккую» или поставками Турции российских систем С-400, иногда складывается такая конъюнктура, что ранее невозможные или малореальные сферы сотрудничества между Россией и Турцией оказываются реальностью.