Саудовская Аравия задерживает верующих, демонстрирующих солидарность с Газой и молящихся за Палестину в святых местах в Мекке и Медине. Британский актер и ведущий, совершавший в октябре паломничество со своей семьей в Мекку, заявил, что был задержан военными за ношение палестинской куфии. Исла Абдур-Рахман решил отправиться в исламское паломничество в конце октября и выразил обеспокоенность по поводу подавления любых символов или проявлений солидарности с Палестиной в Саудовской Аравии: «Меня остановили четверо солдат за то, что я носил белую куфию на голове и тасбих палестинского цвета [четки] на запястье. Меня сопроводили за пределы территории, где они задерживали людей за возможные преступления или правонарушения. После того, как меня задержали, были другие солдаты, которые допрашивали меня и спрашивали о моей национальности, почему я здесь, откуда я приехал, как долго я здесь нахожусь». Затем военные попросили Абдур-Рахмана повторить, как он был одет в куфию, пока они обсуждали это и проверяли у него визу: «Было очевидно, что проблема заключалась в шарфе. Они говорили по-арабски, но продолжали произносить «палестинская куфия» и смотреть на шарф». В конце концов, когда меня отпустили, ко мне подошел рабочий, поднял мой шарф и сказал: «Это нехорошо, Израиль-Палестина — это нехорошо, так что не носи его, это запрещено». Затем Абдур-Рахмана заставили подписать бланк об освобождении и оставить отпечатки пальцев после передачи куфии. После того, как он поделился своим опытом, он говорит, что получал онлайн-сообщения «комментарии ненависти» от жителей Саудовской Аравии, которые защищали полицию и говорили, что в местах отправления культа запрещено демонстрировать флаги или символы. История Абдур-Рахмана похожа на другие свидетельства, опубликованные в интернете. В одном из видеороликов, опубликованных в социальных сетях 10 ноября, алжирец, принимавший участие в паломничестве в Саудовскую Аравию, описывает, как его арестовали саудовские власти «за сочувствие палестинцам и молитву за них». «Меня задержали более чем на шесть часов за молитву за наших братьев в Палестине. Я рассказываю об этом не просто так, я хотел бы предупредить людей повсюду, особенно тех, кто приезжает в святые места в Мекке и Медине. Я не говорил о политике или режимах. Я даже не успел закончить свои дуа [молитвы], как пришли солдаты, забрали мой телефон и заставили меня удалить видео, где я молюсь за людей в Газе», — рассказал он . Он заканчивает видео, предупреждая людей быть осторожными при посещении святых мест, и что ему сказали, что ему повезло, что его освободили, и что он слышал, что других держали под стражей гораздо дольше. Он также отметил, что индонезийская женщина, у которой на хиджабе был палестинский флаг, также была задержана.
На этом фоне стало известно, что видные шейхи королевства также намекнули, что люди не должны делать явных комментариев или жестов по поводу войны Израиля против ХАМАСа. 10 ноября глава Управления по делам религии Саудовской Аравии в Большой мечети Абдул Рахман ас-Судейс предложил людям не вмешиваться и не быть вовлеченными в то, что происходит в Газе: «Вы видите, что происходит с нашими братьями и сестрами в Палестине, что еще мы должны делать по отношению к ним, кроме молитвы за них. Мусульмане не должны поддаваться на эти провокации и позволять событиям разделять их. Они должны вернуться к своим опекунам и властям, своим ученым и не заниматься тем, чем они не имеют права заниматься».
Мы привели все эти эпизоды только с одной целью. Они очень четко иллюстрируют реальную позицию КСА в отношении нынешнего конфликта в Газе и одновременно снимают все вопросы по поводу «перерастания этого локального конфликта в общерегиональный». Его точно не будет, и никто (ни арабы, ни иранцы) воевать за палестинцев не собираются. Есть четкий момент в религиозной жизни страны, по которому можно совершенно определенно делать вывод о позиции властей в отношении того или иного конфликта в мусульманском мире. Это призывы в мечетях жертвовать «своим братьям» в той или иной части общемусульманской уммы, которые переживали тот или иной кризис. Такие призывы были обычным делом во время пребывания советских войск в Афганистане; они присутствовали во время двух чеченских кампаний; позже они были (но в значительной меньшей степени) во время войны в Ираке. То же самое относится к риторике имамов и шейхов, которые четко дают картину того или иного конфликта с точки зрения реальной, а не официально трактуемой, позиции государства на этот счет. То что мы наблюдаем на примере всех вышеперечисленных эпизодов, ясно дает понять, что Эр-Рияд совершенно не возражает против ликвидации ХАМАСа как политического и военного субъекта на Ближнем Востоке, но при этом вынужден официально транслировать свои «озабоченности и обеспокоенности». Эти эпизоды также дают нам картину того, что реально было решено на недавнем саммите ЛАГ и ОИС в КСА: официальное осуждение действий Израиля без каких-либо реальных шагов к дальнейшему обострению своих отношений с США и Израилем. Агрессивная риторика арабских лидеров в данном контексте лишь «свисток» для «выпуска пара» своей «улицы». Но и с последней не все однозначно: она в своем большинстве готова покричать, но не совершенно не готова воевать. Это отменяет возможный сценарий не только «нефтяного эмбарго 1973 года» и какой-то региональной войны, но и дает очень оптимистичный прогноз в отношении реанимации проекта «Соглашений Авраама» в долгосрочной перспективе.