О перспективах турецкой экономики в 2024 году

Турецкая экономика переживает один из самых сложных этапов своего развития за весь период нахождения во власти Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития. Согласно данным Турецкого агентства по статистике (TUİK), обнародованным в ноябре месяце, индекс потребительских цен в октябре составил 3,43%, в то время как годовая инфляция (12 месяцев с октября по октябрь) составила 61,36%

Представляется, что цифры инфляции, которые обнародует Турецкое агентство по статистике, выражаясь корректно, продолжают оставаться излишне оптимистичными. «Кухонная инфляция», то есть, индекс личных расходов, который не может не оценивать каждый отдельно взятый потребитель, по словам турок и по личным наблюдениям, составляет, как минимум 100% за истекший год. Ситуация продолжает оставаться сложной: цены на продовольствие и товары народного потребления в турецкой столице Анкаре, впервые за 20-летний период наблюдения нижеподписавшегося сравнялись, с ценами в российской столице. Вплоть до последних лет, разница между ними колебалась от 30 до 50%, приблизительно.

Такой уровень инфляции является крайне дискомфортным для турецких граждан, чей уровень доходов, пусть и подтягивается через минимальный уровень зарплаты в стране, тем не менее, не растет темпами цен в стране.

При этом, турецкие граждане вполне логично рассуждают, что нынешняя ситуация – ещё не предел: на март месяц назначены крайне важные местные выборы для турецкой власти, в ходе которых власть, как минимум, захочет отыграться за поражение в Стамбуле. Шансы добиться этого в Анкаре, с учетом популярности мэра Мансура Яваша, остаются достаточно призрачными. И эти выборы также заставляют турецкую власть предпринимать дополнительные усилия для стабилизации ситуации, по крайней мере, до марта месяца следующего года. Ожидания же турецких граждан заключаются в том, что после марта ситуация может вновь начать стремительно ухудшаться.

Как можно заметить, инициативы, предпринимаемые со стороны министра казначейства и финансов Мехмета Шимшека по поиску внешних источников финансирования, пока не привели к резкому развороту зарубежных инвесторов в сторону Турции. На то есть причины, но о них скажем чуть позже. А отсутствие инвесторов – это нескомпенсированное отрицательное сальдо внешней торговли, и отрицательный баланс по текущим операциям, которые продолжат оказывать давление на турецкую экономику.

Тем не менее, турецкое экономическое издание World of Türkiye опубликовало материал известного обозревателя Дениза Истикбала, посвященного перспективам экономики в 2024 году, которые рисуются совершенно в ином, положительном, свете.

Как пишет автор, Турция провела оценку на основе налоговых поступлений и международных примеров. Энергетический, продовольственный и энергетический кризисы Турция пытается преодолеть с точки зрения производства и занятости. Этот процесс, названный возвратом к рациональной экономической политике, привел к жесткой денежно-кредитной и фискальной политике. В то время как повышение процентных ставок было направлено на снижение общего спроса, общественность попыталась «покрыть издержки землетрясения» за счет повышения налогов (оцениваются в 120 млрд долл. – И.С.) В государственном секторе опубликованы новые циркуляры по мерам экономии. В целом лица, принимающие государственные решения, предпочитали путь, называемый ортодоксальной политикой.

Далее автор приводит прогнозы со стороны Международного валютного фонда: прогнозируется, что ВВП страны достигнет 1,34 трлн долларов и доход на душу населения в 15 400 долларов в 2024 году, как ожидается, достигнет статуса страны с высоким уровнем дохода.

Учитывая, что в конце года инфляция будет балансировать на уровне 36-42%, темпы развития таких секторов, как сельское хозяйство, промышленность и туризм, могут ощущаться сильнее.

Снижение инфляционного давления, которое особенно ощущают группы населения с низким и средним уровнем доходов, также окажет положительное влияние на распределение доходов. Ожидается, что во внешней торговле экспорт услуг и экспорт товаров возрастут и вместе с туризмом снизят давление на дефицит текущего счета. Таким образом планируется предотвратить потерю стоимости турецкой лиры.

Как пишет автор, ожидается, что Турция, которая в 2023 году впервые в истории республики достигла экономического размера в 1 трлн долларов и поднялась на 17-е место в рейтинге крупнейших экономик с 1,15 трлн долларов, в 2024 году укрепит свои позиции. Доход на душу населения, который в 2024 году впервые в истории республики превысит планку в 15 тысяч долларов, может дать Турции статус высокодоходной, развитой страны.

Турция, которая впервые в 2021 году получила долю в 1,02% в мировом экспорте, готовится увеличить свою долю выше 1,1% в 2024 году. Турецкая промышленность, поддерживаемая расходами на НИОКР и инвестициями, становится движущей силой производства и экспорта. Турция, которая создала 13-ю по величине промышленность в мире и готовится к трансформации, ориентированной на высокие технологии, может создать новые технологические тенденции.

В частности, в Турции, объем иностранных инвестиций которой составляет 266 млрд долларов и где действуют более 80 тысяч иностранных компаний, предпринимаются усилия по адаптации к четвертой промышленной революции. Расходы на НИОКР в размере 160 млрд долларов в период с 2002 по 2023 год составляют основу текущих усилий по гармонизации.

Как отмечает автор, Турция, которая, вероятно, станет крупнейшей туристической страной Европы, «готовится к новым прорывам». Кажется возможным, что в 2024 году сельскохозяйственное производство превысит 80 млрд долларов, а экспорт приблизится к 37 млрд долларов. Турция, занимающая 9-е место среди мировых сельскохозяйственных экономик, может повысить свой рейтинг на следующий уровень в 2024 году.

Итак, подводим черту, сопоставляя свои выводы и выводы турецкого автора:

  1. Турция, на наш взгляд, продолжит испытывать серьезные трудности с привлечением иностранных инвестиций, которые видятся как ключ для выправления ситуации в краткосрочной перспективе.
  2. Причин тому множество: от международной / региональной конъюнктуры до внутренней ситуации в Турции.
  3. Касательно внутренней ситуации в стране – международные инвесторы не могут не учитывать сложные отношения Турции с западными странами и со своими ближайшими соседями.
  4. Кроме того, нельзя сказать, что Турция за последние годы выполнила часть своего «домашнего задания» по тому, чтобы стать более комфортной для иностранцев. – Напротив, Турция не сделала шагов по тому, чтобы стать более открытой, практики удаленного ведения бизнеса не реализованы, цифровизация развивается крайне медленно. Вкупе с этим – английский язык как язык делового общения, по-прежнему, является уделом далеко не всех турецких компаний. Рынок является перенасыщенным предложением и сложно восприимчив к новым игрокам.
  5. Вкупе с этим, Турция проводит очень жесткую внешнюю политику, которая может оборачиваться жесткими клинчами с влиятельными международными игроками, повышая страновые риски.

На этом фоне, можно считать прогноз МВФ если не неверным, то трактуемым достаточно узко: цифры ВВП и удельного ВВП сами по себе имеют ограниченное значение, не будучи дополненными данными по сальдо внешней торговле и по платежному балансу страны.

55.98MB | MySQL:116 | 1,067sec